Оспаривание локального акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание локального акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Дискриминация при оплате труда
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотренные оспариваемыми локальными нормативными актами ООО... выплаты поощрительного (стимулирующего) характера не относятся к гарантированным выплатам, предусмотренным трудовым законодательством, и не ограничивают работников в трудовых правах и свободах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, входят в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов в работе.
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотренные оспариваемыми локальными нормативными актами ООО... выплаты поощрительного (стимулирующего) характера не относятся к гарантированным выплатам, предусмотренным трудовым законодательством, и не ограничивают работников в трудовых правах и свободах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, входят в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов в работе.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 180 "Последствия недействительности части сделки" ГК РФ"Применение судом первой инстанции статьи 180 ГК РФ к требованию о признании недействительным отдельных положений устава неправомерно, поскольку устав общества не относится к сделкам, а является локальным нормативным актом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальная форма судебного контроля за законностью локальных нормативных правовых актов
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Общеисковой порядок также применяется арбитражными судами при рассмотрении исковых заявлений об оспаривании локальных актов, содержащих корпоративные нормы.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Общеисковой порядок также применяется арбитражными судами при рассмотрении исковых заявлений об оспаривании локальных актов, содержащих корпоративные нормы.
Статья: Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в институте административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Согласно нормам КАС РФ с требованием об оспаривании нормативного акта вправе обратиться лица, к которым он был применен, или лица, считающие, что он нарушает их права, свободы и законные интересы, а также публичные органы, полагающие, что данный акт противоречит акту с большей юридической силой, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан. Заявление может быть подано в течение срока действия нормативного правового акта, за некоторым исключением, указанным в законе. Встречные административные исковые требования по данной категории дел не принимаются <2>. Данные административные дела рассматриваются в течение 2 месяцев, в Верховном Суде РФ в течение 3 месяцев, однако в КАС РФ предусмотрены более сокращенные сроки. В порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ, не подлежат рассмотрению судами, к примеру, требования об оспаривании локальных нормативных актов, ответов публичных органов при рассмотрении обращений граждан (кроме актов с нормативными свойствами) <3>.
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Согласно нормам КАС РФ с требованием об оспаривании нормативного акта вправе обратиться лица, к которым он был применен, или лица, считающие, что он нарушает их права, свободы и законные интересы, а также публичные органы, полагающие, что данный акт противоречит акту с большей юридической силой, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан. Заявление может быть подано в течение срока действия нормативного правового акта, за некоторым исключением, указанным в законе. Встречные административные исковые требования по данной категории дел не принимаются <2>. Данные административные дела рассматриваются в течение 2 месяцев, в Верховном Суде РФ в течение 3 месяцев, однако в КАС РФ предусмотрены более сокращенные сроки. В порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ, не подлежат рассмотрению судами, к примеру, требования об оспаривании локальных нормативных актов, ответов публичных органов при рассмотрении обращений граждан (кроме актов с нормативными свойствами) <3>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)Суд квалифицировал это заявление как требование о признании недействительным (противоречащим закону) локального внутреннего акта - плана внешнего управления - и рассмотрел его по существу (пункт 6 статьи 107 Закона о банкротстве).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)Суд квалифицировал это заявление как требование о признании недействительным (противоречащим закону) локального внутреннего акта - плана внешнего управления - и рассмотрел его по существу (пункт 6 статьи 107 Закона о банкротстве).
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)В доктрине предпринимались попытки сформулировать определение непрофессионального поведения как одного или нескольких неправомерных действий; одного или нескольких актов безнравственности, моральной распущенности или ненадлежащего поведения в отношении слабой стороны <1>. Достаточно часто квалификацию поведения участников с точки зрения соблюдения профессиональных стандартов судебные органы формируют при разрешении трудовых споров. Например, если рассматривается спор о незаконном увольнении, причиной которого стало отсутствие лояльности к работодателю, оспаривание локальных актов и т.д., то поведение работодателя будет оценено как непрофессиональное, а распространение ложной и негативной информации о работодателе, нарушение требований, предъявляемых корпоративными нормами, могут быть квалифицированы как не соответствующее трудовым стандартам поведение.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)В доктрине предпринимались попытки сформулировать определение непрофессионального поведения как одного или нескольких неправомерных действий; одного или нескольких актов безнравственности, моральной распущенности или ненадлежащего поведения в отношении слабой стороны <1>. Достаточно часто квалификацию поведения участников с точки зрения соблюдения профессиональных стандартов судебные органы формируют при разрешении трудовых споров. Например, если рассматривается спор о незаконном увольнении, причиной которого стало отсутствие лояльности к работодателю, оспаривание локальных актов и т.д., то поведение работодателя будет оценено как непрофессиональное, а распространение ложной и негативной информации о работодателе, нарушение требований, предъявляемых корпоративными нормами, могут быть квалифицированы как не соответствующее трудовым стандартам поведение.
Статья: Комментарий к Определению Второго кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2024 N 88-2951/2024 по делу N 2-886/2023 <Задержки на работе - еще не повод оплачивать сверхурочные>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 7)- уведомление о предстоящем увольнении по сокращению штата носит информативный характер, не является локальным актом, поэтому не может являться предметом самостоятельного оспаривания до состоявшегося увольнения;
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 7)- уведомление о предстоящем увольнении по сокращению штата носит информативный характер, не является локальным актом, поэтому не может являться предметом самостоятельного оспаривания до состоявшегося увольнения;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Локальные нормативные акты, издаваемые субъектами, не обладающими публичными полномочиями, также могут быть подвергнуты судебной проверке, но не в рамках административного судопроизводства. В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 локальные нормативные акты не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ. К сожалению, в данном Постановлении не указано, в каком порядке должны оспариваться такие акты. В настоящее время суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании локальных нормативных актов в общеисковом порядке (подразд. II разд. II ГПК РФ, разд. II АПК РФ).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Локальные нормативные акты, издаваемые субъектами, не обладающими публичными полномочиями, также могут быть подвергнуты судебной проверке, но не в рамках административного судопроизводства. В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 локальные нормативные акты не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ. К сожалению, в данном Постановлении не указано, в каком порядке должны оспариваться такие акты. В настоящее время суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании локальных нормативных актов в общеисковом порядке (подразд. II разд. II ГПК РФ, разд. II АПК РФ).
Статья: Судебная защита прав и интересов от незаконных нормативных правовых актов
(Никитин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Исковые требования об оспаривании локальных актов могут быть объединены с иными материально-правовыми требованиями и рассмотрены судом в рамках одного гражданского дела. К примеру, требование работника о признании незаконным положения о премировании на предприятии могут быть рассмотрены совместно с требованием о признании недействительным приказа о его депремировании и выплате соответствующей суммы премиальных.
(Никитин С.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Исковые требования об оспаривании локальных актов могут быть объединены с иными материально-правовыми требованиями и рассмотрены судом в рамках одного гражданского дела. К примеру, требование работника о признании незаконным положения о премировании на предприятии могут быть рассмотрены совместно с требованием о признании недействительным приказа о его депремировании и выплате соответствующей суммы премиальных.
Статья: Обжалование локальных нормативных актов в судебном порядке
(Ермаков Э.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Основные вопросы, касающиеся судебной проверки законности нормативных актов, рассматриваются в главе 21 КАС РФ. В ней, а также в статьях 19 - 21 КАС РФ перечисляются возможные виды нормативных правовых актов, подлежащих обжалованию. Однако локальные нормативные акты в данном перечне отсутствуют, а в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <2> (далее - Постановление N 50) прямо указывается, что дела об оспаривании локальных нормативных актов не подлежат рассмотрению судами в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.
(Ермаков Э.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Основные вопросы, касающиеся судебной проверки законности нормативных актов, рассматриваются в главе 21 КАС РФ. В ней, а также в статьях 19 - 21 КАС РФ перечисляются возможные виды нормативных правовых актов, подлежащих обжалованию. Однако локальные нормативные акты в данном перечне отсутствуют, а в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <2> (далее - Постановление N 50) прямо указывается, что дела об оспаривании локальных нормативных актов не подлежат рассмотрению судами в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.
Статья: Поведенческие стандарты в системе частноправовых отношений
(Зайцева Н.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)В доктрине предпринимались попытки сформулировать определение непрофессионального поведения при осуществлении одного или нескольких неправомерных действий, одного или нескольких актов безнравственности, моральной распущенности или ненадлежащего поведения в отношении слабой стороны [34, p. 90]. Достаточно часто квалификацию поведения участников с точки зрения соблюдения профессиональных стандартов судебные органы формируют при разрешении трудовых споров. Например, если рассматривается спор о незаконном увольнении, причиной которого стало отсутствие лояльности к работодателю, оспаривание локальных актов и т.д., то поведение работодателя будет оценено как непрофессиональное, а распространение ложной и негативной информации о работодателе, нарушение требований, предъявляемых корпоративными нормами, может быть квалифицировано как несоответствующее трудовым стандартам поведения.
(Зайцева Н.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)В доктрине предпринимались попытки сформулировать определение непрофессионального поведения при осуществлении одного или нескольких неправомерных действий, одного или нескольких актов безнравственности, моральной распущенности или ненадлежащего поведения в отношении слабой стороны [34, p. 90]. Достаточно часто квалификацию поведения участников с точки зрения соблюдения профессиональных стандартов судебные органы формируют при разрешении трудовых споров. Например, если рассматривается спор о незаконном увольнении, причиной которого стало отсутствие лояльности к работодателю, оспаривание локальных актов и т.д., то поведение работодателя будет оценено как непрофессиональное, а распространение ложной и негативной информации о работодателе, нарушение требований, предъявляемых корпоративными нормами, может быть квалифицировано как несоответствующее трудовым стандартам поведения.
Статья: Локальные правовые акты как предмет судебного нормоконтроля
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)Анализ гл. 21 КАС РФ показывает, что локальные нормативные правовые акты не относятся к предмету оспаривания в порядке административного судопроизводства. В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50) прямо указывается, что дела об оспаривании локальных нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению судами в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)Анализ гл. 21 КАС РФ показывает, что локальные нормативные правовые акты не относятся к предмету оспаривания в порядке административного судопроизводства. В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50) прямо указывается, что дела об оспаривании локальных нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению судами в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ.