Оспаривание действий прокурора при проведении проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание действий прокурора при проведении проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Предмет регулирования настоящего Кодекса" КАС РФ"Вместе с тем, рассматривая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции не учел, что по смыслу приведенных норм требования прокурора вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, следовательно, проверка законности оспариваемого действий (бездействия) должна осуществляться по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 52 "Участие в деле прокурора" АПК РФ"Соблюдение Прокурором норм действующего законодательства при проведении проверок законности действий при заключении заинтересованными лицами сделок в отношении земельных участков не являлось предметом настоящего спора. Действующее процессуальное законодательство не ставит право прокурора на оспаривание сделок в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках искового производства в зависимость от законности проведения проверки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурорская проверка: правовой и практический аспекты
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9)Полагая, что в качестве такой информации должны служить исключительно обращения, направленные в органы прокуратуры, поднадзорные субъекты оспаривают действия прокуратуры по проведению проверки на том основании, что в решении прокурора о проведении проверки не установлены основания для ее проведения, а поручение вышестоящей прокуратуры, на основании которого проводится проверка, не может служить основанием для проведения проверки. Так, ООО "Парус" обжаловало действия заместителя, старшего помощника и помощников Камышловского межрайонного прокурора по проведению проверки на том основании, что проверка проводилась по поручению прокуратуры Свердловской области, которое не может быть основанием для проведения проверки <5>.
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9)Полагая, что в качестве такой информации должны служить исключительно обращения, направленные в органы прокуратуры, поднадзорные субъекты оспаривают действия прокуратуры по проведению проверки на том основании, что в решении прокурора о проведении проверки не установлены основания для ее проведения, а поручение вышестоящей прокуратуры, на основании которого проводится проверка, не может служить основанием для проведения проверки. Так, ООО "Парус" обжаловало действия заместителя, старшего помощника и помощников Камышловского межрайонного прокурора по проведению проверки на том основании, что проверка проводилась по поручению прокуратуры Свердловской области, которое не может быть основанием для проведения проверки <5>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2017 N 28-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.И. Бондаренко"По смыслу действующего правового регулирования, возможность отмены незаконного или необоснованного постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования, в том числе по реабилитирующим основаниям (пункт 3 части второй статьи 133 УПК Российской Федерации), не ограничена даже истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. При этом согласно указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 июля 2013 года N 267/12 "О порядке реализации положений части 1 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" прокурор обязан оперативно обеспечить проверку законности принятого дознавателем, следователем либо судом решения, влекущего право на реабилитацию, при наличии оснований - принять меры для отмены решения дознавателя или следователя, оспаривания судебного акта, а в случае отсутствия оснований для отмены или оспаривания - принести официальное извинение в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца со дня вынесения такого решения либо вступления в законную силу судебного акта. Из данных предписаний следует, что прокурор выполняет последовательные действия по проверке законности и обоснованности указанного решения и принесению официального извинения реабилитированному, причем общий срок, в течение которого прокурор вправе получить истребованные им материалы уголовного дела и отменить вынесенное по реабилитирующим основаниям постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования, не может превышать одного месяца со дня его вынесения. Что касается правоприменительной практики, то, как свидетельствуют в том числе материалы, представленные заявителем по настоящему делу, несоблюдение прокурором срока для отмены постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования не оценивается судами как процессуальное нарушение.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.И. Бондаренко"По смыслу действующего правового регулирования, возможность отмены незаконного или необоснованного постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования, в том числе по реабилитирующим основаниям (пункт 3 части второй статьи 133 УПК Российской Федерации), не ограничена даже истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. При этом согласно указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 июля 2013 года N 267/12 "О порядке реализации положений части 1 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" прокурор обязан оперативно обеспечить проверку законности принятого дознавателем, следователем либо судом решения, влекущего право на реабилитацию, при наличии оснований - принять меры для отмены решения дознавателя или следователя, оспаривания судебного акта, а в случае отсутствия оснований для отмены или оспаривания - принести официальное извинение в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца со дня вынесения такого решения либо вступления в законную силу судебного акта. Из данных предписаний следует, что прокурор выполняет последовательные действия по проверке законности и обоснованности указанного решения и принесению официального извинения реабилитированному, причем общий срок, в течение которого прокурор вправе получить истребованные им материалы уголовного дела и отменить вынесенное по реабилитирующим основаниям постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования, не может превышать одного месяца со дня его вынесения. Что касается правоприменительной практики, то, как свидетельствуют в том числе материалы, представленные заявителем по настоящему делу, несоблюдение прокурором срока для отмены постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования не оценивается судами как процессуальное нарушение.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
(ред. от 31.07.2025)6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
"Обеспечение судом правовых интересов в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства: монография"
(Хроменков И.Р., Качалова О.В.)
("Проспект", 2023)Из содержания п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 следует, что в порядке ст. 125 УПК РФ невозможно оспорить действия и решения прокурора, осуществляющего надзорные полномочия, поскольку, по мнению высшей судебной инстанции Российского государства, указанные полномочия не связаны с осуществлением прокурором уголовного преследования.
(Хроменков И.Р., Качалова О.В.)
("Проспект", 2023)Из содержания п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 следует, что в порядке ст. 125 УПК РФ невозможно оспорить действия и решения прокурора, осуществляющего надзорные полномочия, поскольку, по мнению высшей судебной инстанции Российского государства, указанные полномочия не связаны с осуществлением прокурором уголовного преследования.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в ст. 40 КАС РФ лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в ст. 40 КАС РФ лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
Статья: Участие прокуроров в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)В 2017 г. внесены изменения в Закон о прокуратуре Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ, издан Приказ Генерального прокурора РФ от 17 марта 2017 г. N 172 "О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые регламентировали организацию и проведение проверок при осуществлении функций прокуратуры <4>. Определено, что для проведения прокурорской проверки необходимо наличие основания, на прокуроров возложены обязанности осуществлять учет и вести реестр решений о проведении проверок, расширении предмета проверок, а также их результатов, утверждены типовые формы решений о проведении проверки, установлены срок ее проведения, порядок продления и др. Внесенные изменения в законодательство, формирование новой судебной практики по делам об оспаривании действий (бездействия), решений органов прокуратуры, актов прокурорского реагирования способствовали повышению требований к качеству проводимых проверок и актов прокурорского реагирования. При этом имеет значение и тот факт, что результаты рассмотрения дел этой категории являются фактически оценкой качества работы прокуратуры в целом.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)В 2017 г. внесены изменения в Закон о прокуратуре Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ, издан Приказ Генерального прокурора РФ от 17 марта 2017 г. N 172 "О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые регламентировали организацию и проведение проверок при осуществлении функций прокуратуры <4>. Определено, что для проведения прокурорской проверки необходимо наличие основания, на прокуроров возложены обязанности осуществлять учет и вести реестр решений о проведении проверок, расширении предмета проверок, а также их результатов, утверждены типовые формы решений о проведении проверки, установлены срок ее проведения, порядок продления и др. Внесенные изменения в законодательство, формирование новой судебной практики по делам об оспаривании действий (бездействия), решений органов прокуратуры, актов прокурорского реагирования способствовали повышению требований к качеству проводимых проверок и актов прокурорского реагирования. При этом имеет значение и тот факт, что результаты рассмотрения дел этой категории являются фактически оценкой качества работы прокуратуры в целом.
Статья: Пределы оспаривания прокурором нормативных правовых актов в порядке административного судопроизводства
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)В настоящее время прокуроры ввиду процессуальных ограничений инициируют подобные административные исковые заявления, обосновывая их необходимостью защиты неопределенного круга лиц, что подразумевает в любом случае указание на нарушение прав последних с представлением соответствующих доказательств, в то время как это в таких делах не должно выступать в качестве одного из основных условий, входящих в предмет доказывания, поскольку юридическое значение для спора имеет не сам по себе факт принятия акта, а, помимо содержания, его нормативный характер, действие на момент проверки, а также порядок (процедура) принятия акта.
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)В настоящее время прокуроры ввиду процессуальных ограничений инициируют подобные административные исковые заявления, обосновывая их необходимостью защиты неопределенного круга лиц, что подразумевает в любом случае указание на нарушение прав последних с представлением соответствующих доказательств, в то время как это в таких делах не должно выступать в качестве одного из основных условий, входящих в предмет доказывания, поскольку юридическое значение для спора имеет не сам по себе факт принятия акта, а, помимо содержания, его нормативный характер, действие на момент проверки, а также порядок (процедура) принятия акта.
Статья: Борьба с коррупцией на предприятии
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Указание на обязанность предпринимать действия без раскрытия механизма реализации. Например, компания не оспорила представление прокурора. Последний посчитал, что принятая на фирме антикоррупционная политика носит декларативный характер. Он указал, что закрепленный принцип проверки контрагентов не раскрывает порядок его проведения. Кроме того, документ не регулировал порядок взаимодействия с правоохранительными органами (Постановление АС Волго-Вятского округа от 04.02.2019 N Ф01-6942/2018 по делу N А39-2694/2018). Чтобы этого не произошло, можно указать на конкретные способы проверки и оценки риска. В настоящее время такая деятельность осуществляется с помощью различных правовых ресурсов на коммерческой основе или же компания может брать сведения о контрагенте из открытых источников, таких как Федресурс, картотека арбитражных дел и др.
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Указание на обязанность предпринимать действия без раскрытия механизма реализации. Например, компания не оспорила представление прокурора. Последний посчитал, что принятая на фирме антикоррупционная политика носит декларативный характер. Он указал, что закрепленный принцип проверки контрагентов не раскрывает порядок его проведения. Кроме того, документ не регулировал порядок взаимодействия с правоохранительными органами (Постановление АС Волго-Вятского округа от 04.02.2019 N Ф01-6942/2018 по делу N А39-2694/2018). Чтобы этого не произошло, можно указать на конкретные способы проверки и оценки риска. В настоящее время такая деятельность осуществляется с помощью различных правовых ресурсов на коммерческой основе или же компания может брать сведения о контрагенте из открытых источников, таких как Федресурс, картотека арбитражных дел и др.
Статья: Акт прокурорской проверки как доказательство факта нарушения законов в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2023, N 2)Это позволит привести убедительные доводы в обоснование законности проверки, включая соблюдение прав проверяемого органа (организации), составления акта и достоверности внесенных в него данных в случае оспаривания действий (решений) прокурора, акта и его содержания.
(Бердинских С.В.)
("Законность", 2023, N 2)Это позволит привести убедительные доводы в обоснование законности проверки, включая соблюдение прав проверяемого органа (организации), составления акта и достоверности внесенных в него данных в случае оспаривания действий (решений) прокурора, акта и его содержания.
Статья: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в контрольной (надзорной) деятельности
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Часть 3 ст. 5 Закона N 144-ФЗ устанавливает, что лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящем органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, у прокурора или в суде. Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Закона N 248-ФЗ, не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений <8>.
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Часть 3 ст. 5 Закона N 144-ФЗ устанавливает, что лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящем органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, у прокурора или в суде. Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Закона N 248-ФЗ, не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений <8>.
Статья: К вопросу о прокурорской проверке
(Афанасьева Т.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Субъекты, в отношении которых были проведены прокурорские проверки, оспаривающие ее проведение, зачастую апеллируют к суду именно с заявлением о подмене. С переменным успехом выигрывают то органы прокуратуры, то их оппоненты. В этом плане показательна позиция суда, который по одному из дел сослался на то, что осуществляемая прокуратурой РФ функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается соблюдение Конституции РФ и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора) <17>. В другом случае суд обратил внимание на преждевременность обращения прокурора с требованиями, которые создают трудности для осуществления административного преследования со стороны компетентного органа власти. Судом отмечено, что "усмотрение органов прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением законов ограничено, что необходимо как в целях предупреждения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций, так и в целях недопущения препятствий в деятельности иных органов государственной власти и реализации возложенных на них функций" <18>.
(Афанасьева Т.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Субъекты, в отношении которых были проведены прокурорские проверки, оспаривающие ее проведение, зачастую апеллируют к суду именно с заявлением о подмене. С переменным успехом выигрывают то органы прокуратуры, то их оппоненты. В этом плане показательна позиция суда, который по одному из дел сослался на то, что осуществляемая прокуратурой РФ функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается соблюдение Конституции РФ и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора) <17>. В другом случае суд обратил внимание на преждевременность обращения прокурора с требованиями, которые создают трудности для осуществления административного преследования со стороны компетентного органа власти. Судом отмечено, что "усмотрение органов прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением законов ограничено, что необходимо как в целях предупреждения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций, так и в целях недопущения препятствий в деятельности иных органов государственной власти и реализации возложенных на них функций" <18>.
Статья: Особенности доказывания по гражданским, административным и арбитражным делам, в которых осуществляются представительство и защита интересов органов прокуратуры
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 7)Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 27 мая 2021 г. N 265 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации" (п. 1.7) на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуроров возложена обязанность направлять в Генеральную прокуратуру РФ специальное донесение в трехдневный срок об удовлетворении судом требований граждан или организаций об оспаривании решений, действий (бездействия) работников органов прокуратуры Российской Федерации.
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 7)Так, Приказом Генерального прокурора РФ от 27 мая 2021 г. N 265 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации" (п. 1.7) на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуроров возложена обязанность направлять в Генеральную прокуратуру РФ специальное донесение в трехдневный срок об удовлетворении судом требований граждан или организаций об оспаривании решений, действий (бездействия) работников органов прокуратуры Российской Федерации.
Статья: Актуальные вопросы практики участия прокуроров в рассмотрении судами дел, связанных с оспариванием актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)Уже прошло более 5 лет с внесения Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ <2> изменений в Закон "О прокуратуре Российской Федерации", издания Приказа Генерального прокурора РФ 17 марта 2017 г. N 172 <3>, которыми порядок проведения прокурорских проверок был значительно регламентирован <4>. Это также повлекло возросшие требования к качеству проверок и принимаемым по их итогам актам прокурорского реагирования, формирование новой практики по рассматриваемым судами делам, связанным с оспариванием действий (бездействия) органов прокуратуры, актов прокурорского реагирования <5>.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)Уже прошло более 5 лет с внесения Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ <2> изменений в Закон "О прокуратуре Российской Федерации", издания Приказа Генерального прокурора РФ 17 марта 2017 г. N 172 <3>, которыми порядок проведения прокурорских проверок был значительно регламентирован <4>. Это также повлекло возросшие требования к качеству проверок и принимаемым по их итогам актам прокурорского реагирования, формирование новой практики по рассматриваемым судами делам, связанным с оспариванием действий (бездействия) органов прокуратуры, актов прокурорского реагирования <5>.