Особый противопожарный режим это
Подборка наиболее важных документов по запросу Особый противопожарный режим это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Нарушения требований пожарной безопасности, административная ответственность за нарушения
(КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
(КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 "Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности" Федерального закона "О пожарной безопасности""Таким образом, исходя из системного толкования указанных положений закона, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления городского округа. При этом к первичным мерам пожарной безопасности относится установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности, при введении которого полномочия органов местного самоуправления городского округа распространяются за границы городских и сельских населенных пунктов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каком порядке устанавливается особый противопожарный режим?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Ситуация: Каковы правила пожарной безопасности при сжигании мусора на участке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Такие же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Такие же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;
Вопрос: Кто устанавливает начало и окончание пожароопасного сезона?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: В соответствии с пп. "б" п. 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), период пожароопасного сезона - это период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также период, на который действует штормовое предупреждение или особый противопожарный режим.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: В соответствии с пп. "б" п. 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), период пожароопасного сезона - это период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также период, на который действует штормовое предупреждение или особый противопожарный режим.
Статья: Открытый огонь: понятие, порядок использования, требования пожарной безопасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- при установлении на территории особого противопожарного режима (ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- при установлении на территории особого противопожарного режима (ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Нам представляется, что понятием административно-правового режима не могут охватываться абсолютно все существующие, в том числе специальные, порядки реализации административно-правовых норм. В противном случае следует признать, что все нормы административного права реализуются в рамках каких-либо административно-правовых режимов, и вне таких режимов их реализация невозможна. Однако такое исключительно режимное понимание механизма реализации административно-правовых норм не соответствует как положениям Конституции Российской Федерации, так и федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих административные правоотношения. Термин "режим" используется в действующем федеральном законодательстве только применительно к регулированию специального правового порядка деятельности органов публичной власти, поведения физических лиц и организаций в особых условиях, связанных, прежде всего, с необходимостью оперативного обеспечения безопасности личности, общества и государства при возникновении или возможности возникновения реальных угроз такой безопасности и введения соответствующих ограничений прав и свобод. Речь идет о режимах военного, чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации, повышенной готовности, контртеррористической операции, пограничном режиме, режиме особо охраняемых природных территорий, особом противопожарном режиме и т.п. Таким образом, федеральное административное законодательство не дает оснований для квалификации в качестве административно-правовых режимов установленных порядков реализации отдельных групп административно-правовых норм в обычных, нормальных, а не экстраординарных условиях, в процессе текущей правоприменительной деятельности административно-публичных органов. В частности, законодателем не используется термин "режим" применительно к характеристике регистрационной, лицензионно-разрешительной, паспортно-визовой, контрольно-надзорной видов административно-публичной деятельности.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Нам представляется, что понятием административно-правового режима не могут охватываться абсолютно все существующие, в том числе специальные, порядки реализации административно-правовых норм. В противном случае следует признать, что все нормы административного права реализуются в рамках каких-либо административно-правовых режимов, и вне таких режимов их реализация невозможна. Однако такое исключительно режимное понимание механизма реализации административно-правовых норм не соответствует как положениям Конституции Российской Федерации, так и федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих административные правоотношения. Термин "режим" используется в действующем федеральном законодательстве только применительно к регулированию специального правового порядка деятельности органов публичной власти, поведения физических лиц и организаций в особых условиях, связанных, прежде всего, с необходимостью оперативного обеспечения безопасности личности, общества и государства при возникновении или возможности возникновения реальных угроз такой безопасности и введения соответствующих ограничений прав и свобод. Речь идет о режимах военного, чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации, повышенной готовности, контртеррористической операции, пограничном режиме, режиме особо охраняемых природных территорий, особом противопожарном режиме и т.п. Таким образом, федеральное административное законодательство не дает оснований для квалификации в качестве административно-правовых режимов установленных порядков реализации отдельных групп административно-правовых норм в обычных, нормальных, а не экстраординарных условиях, в процессе текущей правоприменительной деятельности административно-публичных органов. В частности, законодателем не используется термин "режим" применительно к характеристике регистрационной, лицензионно-разрешительной, паспортно-визовой, контрольно-надзорной видов административно-публичной деятельности.
Статья: Административно-правовая трансформация: о влиянии на современное понимание и классификацию административно-правовых режимов
(Катинская Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Понятие "административно-правовой режим" интуитивно кажется логичным. Анализ употребления "режима" в федеральных нормативных правовых актах показал неоднородность его использования, например: "правовой режим контртеррористической операции", "режим военного положения", "особый противопожарный режим", "специальные режимы государственного контроля (надзора)", "режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации". И почему в одном случае "режим", а в другом - "правовой режим"? Решение данного вопроса заключается в разграничении административных процедур и правовых режимов, последние, в свою очередь, должны быть прямо поименованы как "правовые режимы". Вместо поиска универсального определения важнее понимать конкретные правовые механизмы, которые используются для регулирования общественных отношений в рамках того или иного административно-правового режима.
(Катинская Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Понятие "административно-правовой режим" интуитивно кажется логичным. Анализ употребления "режима" в федеральных нормативных правовых актах показал неоднородность его использования, например: "правовой режим контртеррористической операции", "режим военного положения", "особый противопожарный режим", "специальные режимы государственного контроля (надзора)", "режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации". И почему в одном случае "режим", а в другом - "правовой режим"? Решение данного вопроса заключается в разграничении административных процедур и правовых режимов, последние, в свою очередь, должны быть прямо поименованы как "правовые режимы". Вместо поиска универсального определения важнее понимать конкретные правовые механизмы, которые используются для регулирования общественных отношений в рамках того или иного административно-правового режима.
Статья: Что изменилось в правилах противопожарного режима?
(Фролов С.П.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 1)Минимальная ширина противопожарной минерализованной полосы, ограждающей лес, значительно увеличилась - с 0,5 до 1,4 м, что закреплено в новой редакции п. 70 Противопожарных правил. Туда же добавлен абзац, согласно которому вокруг территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м или иные противопожарные барьеры. Делается это до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
(Фролов С.П.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 1)Минимальная ширина противопожарной минерализованной полосы, ограждающей лес, значительно увеличилась - с 0,5 до 1,4 м, что закреплено в новой редакции п. 70 Противопожарных правил. Туда же добавлен абзац, согласно которому вокруг территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м или иные противопожарные барьеры. Делается это до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
Вопрос: Надо ли получать новое квалификационное удостоверение в связи с вступлением в силу новых Правил противопожарного режима в РФ, а также нового Порядка обучения лиц по программам противопожарного инструктажа?
(Консультация эксперта, 2025)Заметим также, что в профстандартах, утвержденных Приказами Минтруда России, в качестве особых условий допуска к работе является прохождение обучения мерам пожарной безопасности. При этом требования о наличии квалификационного удостоверения указанные профстандарты не содержат (см., например, Приказы Минтруда России от 21.10.2021 N 752н, от 19.04.2021 N 254н).
(Консультация эксперта, 2025)Заметим также, что в профстандартах, утвержденных Приказами Минтруда России, в качестве особых условий допуска к работе является прохождение обучения мерам пожарной безопасности. При этом требования о наличии квалификационного удостоверения указанные профстандарты не содержат (см., например, Приказы Минтруда России от 21.10.2021 N 752н, от 19.04.2021 N 254н).
Статья: Некоторые предложения по приведению структуры военной организации государства в соответствие с возлагаемыми задачами (или о военной службе в противопожарных формированиях)
(Глухов Е.А., Шеншин В.М., Иванов В.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)Согласно ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы (пожарно-спасательные подразделения) создаются в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО), особо важных и режимных организациях.
(Глухов Е.А., Шеншин В.М., Иванов В.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)Согласно ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы (пожарно-спасательные подразделения) создаются в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО), особо важных и режимных организациях.
Статья: К вопросу о наделении МЧС России дополнительными полномочиями по осуществлению административно-юрисдикционной деятельности
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 9)- руководители пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, их заместители, руководители структурных подразделений указанных пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности, их заместители и должностные лица этих структурных подразделений.
(Бабушкин М.Ю., Немченко С.Б., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 9)- руководители пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, их заместители, руководители структурных подразделений указанных пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности, их заместители и должностные лица этих структурных подразделений.