Особые экономические зоны льготы НДС
Подборка наиболее важных документов по запросу Особые экономические зоны льготы НДС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налоговые льготы для резидентов особых (свободных) экономических зон
(КонсультантПлюс, 2025)2. Льготы по НДС для резидентов ОЭЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Льготы по НДС для резидентов ОЭЗ
Статья: Правовые стимулы и правовые ограничения как инструменты импортозамещения
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Стимулы и ограничения в правовой плоскости могут быть выражены через частноправовые или публично-правовые средства. Среди частноправовых средств обеспечения импортозамещения в настоящее время особо можно выделить специальный инвестиционный контракт, который ранее был направлен на стимулирование производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а в настоящее время (СПИК 2.0) на разработку и (или) внедрение современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на их основе <16>. Частноправовые средства, например льготная ставка по аренде, используются для активизации промышленного производства, например, в Москве, где земля предоставляется за 1 рубль для реализации масштабных инвестиционных проектов <17>, в особых экономических зонах, инновационных научно-технологических центрах. К публично-правовым средствам относятся различные налоговые льготы, бюджетные субсидии, квоты, запреты, ограничения и т.д. В качестве примера можно привести освобождение от НДС при условии включения программного обеспечения в реестр российского программного обеспечения <18>. Кроме того, примером может служить установление для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий <19>, лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших <20>, а также запрета на допуск программного обеспечения <21>, которые происходят из иностранных государств. Представляется, что публично-правовые средства обеспечения импортозамещения предполагают обращение к административным, а не рыночным механизмам его внедрения, что подходит в качестве временной антикризисной меры реагирования, но не может создавать основу для долгосрочной стратегии импортозамещения, основным субъектом реализации которой должно выступать не государство, а субъекты предпринимательской деятельности.
(Илюхина Ю.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Стимулы и ограничения в правовой плоскости могут быть выражены через частноправовые или публично-правовые средства. Среди частноправовых средств обеспечения импортозамещения в настоящее время особо можно выделить специальный инвестиционный контракт, который ранее был направлен на стимулирование производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а в настоящее время (СПИК 2.0) на разработку и (или) внедрение современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на их основе <16>. Частноправовые средства, например льготная ставка по аренде, используются для активизации промышленного производства, например, в Москве, где земля предоставляется за 1 рубль для реализации масштабных инвестиционных проектов <17>, в особых экономических зонах, инновационных научно-технологических центрах. К публично-правовым средствам относятся различные налоговые льготы, бюджетные субсидии, квоты, запреты, ограничения и т.д. В качестве примера можно привести освобождение от НДС при условии включения программного обеспечения в реестр российского программного обеспечения <18>. Кроме того, примером может служить установление для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий <19>, лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших <20>, а также запрета на допуск программного обеспечения <21>, которые происходят из иностранных государств. Представляется, что публично-правовые средства обеспечения импортозамещения предполагают обращение к административным, а не рыночным механизмам его внедрения, что подходит в качестве временной антикризисной меры реагирования, но не может создавать основу для долгосрочной стратегии импортозамещения, основным субъектом реализации которой должно выступать не государство, а субъекты предпринимательской деятельности.
Нормативные акты
показать больше документовГотовое решение: НДС при импорте из стран, не входящих в ЕАЭС
(КонсультантПлюс, 2025)товары помещены под процедуру выпуска для внутреннего потребления после завершения процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области. Освобождение от НДС возможно только при соблюдении условий, которые указаны в пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)товары помещены под процедуру выпуска для внутреннего потребления после завершения процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области. Освобождение от НДС возможно только при соблюдении условий, которые указаны в пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ;
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1) присвоение статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области, предусматривающего налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области (с 1 января 2024 года применение инвестиционного налогового вычета) в комплексе с освобождением от уплаты налога на имущество организаций; 2) предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов в размере от одной второй до трех четвертых ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации); 3) присвоение статуса участника регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) с применением пониженной ставки налога на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области в размере 10%; 4) присвоение статуса участника РИП в сфере туризма (применение инвестиционного налогового вычета, освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период); 5) преференции для участников ТОР: освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период (с даты постановки имущества на баланс), ставка по налогу на прибыль 5% на пятилетний период, считая с периода получения первой прибыли, и 10% в течение последующих пяти лет; 6) преференции для участников ОЭЗ ППТ "Титановая долина": освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на ввозимое производственное оборудование и компоненты, налогов на имущество, на землю, транспортного налога, применение пониженной ставки по налогу на прибыль в рамках полномочий Свердловской области, которая составляет в течение первых десяти налоговых периодов - 2%, на следующие пять лет - 7%, в дальнейшем - 15,5%; 7) налоговые льготы для отдельных категорий инвесторов, включая льготы по уплате налога на имущество (полное освобождение или пониженные ставки) для гостиничного бизнеса, компаний в сфере потребительской кооперации, пассажирского транспорта (внутригородские, пригородные перевозки), производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, научных организаций; 8) специальные налоговые режимы для субъектов МСП: пониженные ставки для применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Также детальная информация о мерах поддержки МСП, в том числе регионального уровня, размещена в сети Интернет на федеральном портале https://мойбизнес.рф.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)1) присвоение статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области, предусматривающего налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области (с 1 января 2024 года применение инвестиционного налогового вычета) в комплексе с освобождением от уплаты налога на имущество организаций; 2) предоставление инвестиционного налогового кредита (изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль с последующей уплатой суммы кредита и процентов в размере от одной второй до трех четвертых ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации); 3) присвоение статуса участника регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) с применением пониженной ставки налога на прибыль организаций в рамках полномочий Свердловской области в размере 10%; 4) присвоение статуса участника РИП в сфере туризма (применение инвестиционного налогового вычета, освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период); 5) преференции для участников ТОР: освобождение от уплаты налога на имущество на пятилетний период (с даты постановки имущества на баланс), ставка по налогу на прибыль 5% на пятилетний период, считая с периода получения первой прибыли, и 10% в течение последующих пяти лет; 6) преференции для участников ОЭЗ ППТ "Титановая долина": освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость на ввозимое производственное оборудование и компоненты, налогов на имущество, на землю, транспортного налога, применение пониженной ставки по налогу на прибыль в рамках полномочий Свердловской области, которая составляет в течение первых десяти налоговых периодов - 2%, на следующие пять лет - 7%, в дальнейшем - 15,5%; 7) налоговые льготы для отдельных категорий инвесторов, включая льготы по уплате налога на имущество (полное освобождение или пониженные ставки) для гостиничного бизнеса, компаний в сфере потребительской кооперации, пассажирского транспорта (внутригородские, пригородные перевозки), производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, научных организаций; 8) специальные налоговые режимы для субъектов МСП: пониженные ставки для применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Также детальная информация о мерах поддержки МСП, в том числе регионального уровня, размещена в сети Интернет на федеральном портале https://мойбизнес.рф.
Статья: Финансовое стимулирование деятельности резидентов территорий с особым режимом хозяйствования в новых экономических условиях: сравнительно-правовое исследование
(Безикова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Так, резиденты ОЭЗ не облагаются транспортным и земельным налогами (на 5 лет), налогом на имущество компаний (на 10 лет). Налог на прибыль составляет от 0 до 15,5%, ставка по НДС и таможенной пошлине снижена до 0%. Предусмотрены льготы на аренду <13> и использование земельных участков иным способом <14>. Бесплатно предоставляется наземная стоянка легкового транспорта на территории ОЭЗ, стоимость аренды офисных помещений существенно ниже рыночной. Большая часть преференциальных возможностей предусмотрена для IT-сектора (например, предприниматели такой сферы осуществляют минимальные взносы во внебюджетные фонды). Отметим, что региональные власти могут закреплять дополнительные льготы и преференции.
(Безикова Е.В.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Так, резиденты ОЭЗ не облагаются транспортным и земельным налогами (на 5 лет), налогом на имущество компаний (на 10 лет). Налог на прибыль составляет от 0 до 15,5%, ставка по НДС и таможенной пошлине снижена до 0%. Предусмотрены льготы на аренду <13> и использование земельных участков иным способом <14>. Бесплатно предоставляется наземная стоянка легкового транспорта на территории ОЭЗ, стоимость аренды офисных помещений существенно ниже рыночной. Большая часть преференциальных возможностей предусмотрена для IT-сектора (например, предприниматели такой сферы осуществляют минимальные взносы во внебюджетные фонды). Отметим, что региональные власти могут закреплять дополнительные льготы и преференции.
Статья: Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Кроме федеральных налоговых преференций по налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на добычу полезных ископаемых, интерес для инвесторов представляют и льготы по иным налогам. Из всех названных участников проектов и резидентов территорий с особым статусом две категории получили прямые налоговые льготы по налогу на имущество организаций (региональный налог) и земельному налогу (местный налог). Статьи 381 и 395 НК РФ предусматривают полное освобождение от уплаты налогов резидентов особых экономических зон и участников проектов в инновационных центрах "Сколково" и ИНТЦ, остальные налогоплательщики могут получить налоговые льготы на основании законов субъектов РФ либо решений представительных органов местного самоуправления.
(Шевелева Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Кроме федеральных налоговых преференций по налогу на прибыль организаций, НДС, налогу на добычу полезных ископаемых, интерес для инвесторов представляют и льготы по иным налогам. Из всех названных участников проектов и резидентов территорий с особым статусом две категории получили прямые налоговые льготы по налогу на имущество организаций (региональный налог) и земельному налогу (местный налог). Статьи 381 и 395 НК РФ предусматривают полное освобождение от уплаты налогов резидентов особых экономических зон и участников проектов в инновационных центрах "Сколково" и ИНТЦ, остальные налогоплательщики могут получить налоговые льготы на основании законов субъектов РФ либо решений представительных органов местного самоуправления.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Рассмотрим льготы таких территорий на примере "Сколково". При этом будем руководствоваться Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Рассмотрим льготы таких территорий на примере "Сколково". При этом будем руководствоваться Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
Статья: Заявление о ввозе и уплате налогов при импорте товаров
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)<5> Если законодательством установлено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства - члена ЕАЭС от обложения НДС и (или) акцизов, в графах проставляется слово "льгота". Так же надо поступить резидентам СЭЗ при импорте товаров с территории государств - членов ЕАЭС на территорию свободной (специальной, особой) экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, функционирующей в Российской Федерации по состоянию на 01.07.2016 (п. 3 Письма ФНС России от 05.05.2023 N СД-4-3/5770@).
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)<5> Если законодательством установлено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства - члена ЕАЭС от обложения НДС и (или) акцизов, в графах проставляется слово "льгота". Так же надо поступить резидентам СЭЗ при импорте товаров с территории государств - членов ЕАЭС на территорию свободной (специальной, особой) экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, функционирующей в Российской Федерации по состоянию на 01.07.2016 (п. 3 Письма ФНС России от 05.05.2023 N СД-4-3/5770@).
Готовое решение: Льготы по налогам и страховым взносам для резидентов ОЭЗ в Калининградской области
(КонсультантПлюс, 2025)По транспортному налогу в НК РФ для резидентов ОЭЗ льгот нет, но регионы могут самостоятельно вводить льготы, которые могут распространяться в том числе и на резидентов ОЭЗ (ст. 356 НК РФ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)По транспортному налогу в НК РФ для резидентов ОЭЗ льгот нет, но регионы могут самостоятельно вводить льготы, которые могут распространяться в том числе и на резидентов ОЭЗ (ст. 356 НК РФ, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ).
Статья: Зарубежный опыт финансово-правового регулирования территориальных преференциальных режимов
(Онищенко К.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)13 апреля 2023 г. правительство Саудовской Аравии объявило о создании четырех ОЭЗ с соответствующими финансовыми стимулами для международных компаний. Новые ОЭЗ стратегически распределены по всей стране: Экономический город короля Абдаллы (KAEC), Джазан, Рас-эль-Хайр, кластер "Облачные вычислительные сервисы" в Городе науки и технологий короля Абдулазиза (KACT) <24>. Правовой режим созданных ОЭЗ предполагает следующие льготы:
(Онищенко К.В.)
("Финансовое право", 2024, N 2)13 апреля 2023 г. правительство Саудовской Аравии объявило о создании четырех ОЭЗ с соответствующими финансовыми стимулами для международных компаний. Новые ОЭЗ стратегически распределены по всей стране: Экономический город короля Абдаллы (KAEC), Джазан, Рас-эль-Хайр, кластер "Облачные вычислительные сервисы" в Городе науки и технологий короля Абдулазиза (KACT) <24>. Правовой режим созданных ОЭЗ предполагает следующие льготы: