Особо охраняемые природные территории Калининград
Подборка наиболее важных документов по запросу Особо охраняемые природные территории Калининград (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Недостатки действующего порядка предоставления недр в пользование для образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Закон", 2024, N 1)Споры, возникающие в связи с несовершенством правового регулирования отнесения участков недр к ООГО, неоднократно становились предметом судебных разбирательств. В одном из дел суд признал необоснованными доводы заявителя о допустимости создания ООПТ геологического профиля только после предоставления права пользования участком недр для образования ООГО, сославшись на положения упомянутого Постановления Верховного Совета Российской Федерации <15>. В другом деле суд, рассматривая вопрос о необходимости получения лицензии на пользование недрами для образования ООГО лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории пещеры, отметил, что в отсутствие признания такой пещеры ООПТ и сведений о таком геологическом объекте в государственном кадастре ООПТ нельзя однозначно утверждать, что указанная хозяйственная деятельность представляет собой безлицензионное пользование недрами <16>. Из данного судебного решения косвенно следует, что для предоставления участка недр в пользование для образования ООГО такой участок недр сначала должен быть признан ООПТ.
(Ерыгин Д.А.)
("Закон", 2024, N 1)Споры, возникающие в связи с несовершенством правового регулирования отнесения участков недр к ООГО, неоднократно становились предметом судебных разбирательств. В одном из дел суд признал необоснованными доводы заявителя о допустимости создания ООПТ геологического профиля только после предоставления права пользования участком недр для образования ООГО, сославшись на положения упомянутого Постановления Верховного Совета Российской Федерации <15>. В другом деле суд, рассматривая вопрос о необходимости получения лицензии на пользование недрами для образования ООГО лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории пещеры, отметил, что в отсутствие признания такой пещеры ООПТ и сведений о таком геологическом объекте в государственном кадастре ООПТ нельзя однозначно утверждать, что указанная хозяйственная деятельность представляет собой безлицензионное пользование недрами <16>. Из данного судебного решения косвенно следует, что для предоставления участка недр в пользование для образования ООГО такой участок недр сначала должен быть признан ООПТ.
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Помимо региональных законов, высшими исполнительными органами власти субъектов РФ утверждены порядки создания, реорганизации и упразднения ООПТ в отношении ООПТ регионального значения (приняты в Московской области в 2008 г., в Еврейской автономной области в 2012 г., в Республике Крым в 2015 г., в Камчатском и Пермском краях в 2016 г., в Калининградской, Тверской и Ярославской областях в 2018 г., в Приморском крае в 2019 г., в Белгородской, Новгородской и Свердловской областях в 2020 г.), ООПТ регионального и местного значения (приняты в Республике Саха (Якутия) в 2012 г.; в Астраханской области в 2015 г. и в Волгоградской области в 2019 г. и 2020 г.). В Республике Адыгея такой порядок является приложением к закону. Такие порядки для ООПТ местного значения имеются и на муниципальном уровне (например, приняты в ЗАТО Северск в 2012 г., Екатеринбурге в 2018 г., Хабаровске в 2019 г., в городах Чебоксары и Волгограде в 2020 г.). Утверждаются также требования к составу, содержанию и оформлению материалов комплексного экологического обследования территорий, проводимого в рамках процедур создания, преобразования, изменения границ и упразднения ООПТ регионального значения: высшими исполнительными органами власти субъектов РФ (принят в Мурманской области в 2020 г.), уполномоченными исполнительными органами в сфере ООПТ (приняты в Тверской области в 2016 г., в Краснодарском крае и Волгоградской области в 2019 г.).
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Помимо региональных законов, высшими исполнительными органами власти субъектов РФ утверждены порядки создания, реорганизации и упразднения ООПТ в отношении ООПТ регионального значения (приняты в Московской области в 2008 г., в Еврейской автономной области в 2012 г., в Республике Крым в 2015 г., в Камчатском и Пермском краях в 2016 г., в Калининградской, Тверской и Ярославской областях в 2018 г., в Приморском крае в 2019 г., в Белгородской, Новгородской и Свердловской областях в 2020 г.), ООПТ регионального и местного значения (приняты в Республике Саха (Якутия) в 2012 г.; в Астраханской области в 2015 г. и в Волгоградской области в 2019 г. и 2020 г.). В Республике Адыгея такой порядок является приложением к закону. Такие порядки для ООПТ местного значения имеются и на муниципальном уровне (например, приняты в ЗАТО Северск в 2012 г., Екатеринбурге в 2018 г., Хабаровске в 2019 г., в городах Чебоксары и Волгограде в 2020 г.). Утверждаются также требования к составу, содержанию и оформлению материалов комплексного экологического обследования территорий, проводимого в рамках процедур создания, преобразования, изменения границ и упразднения ООПТ регионального значения: высшими исполнительными органами власти субъектов РФ (принят в Мурманской области в 2020 г.), уполномоченными исполнительными органами в сфере ООПТ (приняты в Тверской области в 2016 г., в Краснодарском крае и Волгоградской области в 2019 г.).
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р
(ред. от 29.11.2023)
<Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года>транзитно-логистические возможности и выгодное приграничное положение - по территории региона проходят крупнейшие в мире железнодорожные магистрали - Байкало-Амурская и Транссибирская, железнодорожное сообщение с Монголией, международный аэропорт в г. Улан-Удэ имеет статус открытого по пятой степени "свободы воздуха" наряду с такими аэропортами, как аэропорты в гг. Сочи, Владивостоке и Калининграде;
(ред. от 29.11.2023)
<Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года>транзитно-логистические возможности и выгодное приграничное положение - по территории региона проходят крупнейшие в мире железнодорожные магистрали - Байкало-Амурская и Транссибирская, железнодорожное сообщение с Монголией, международный аэропорт в г. Улан-Удэ имеет статус открытого по пятой степени "свободы воздуха" наряду с такими аэропортами, как аэропорты в гг. Сочи, Владивостоке и Калининграде;
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 326
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"В отношении особо охраняемых природных территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области будут реализованы мероприятия по созданию федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление такими особо охраняемыми природными территориями, и формированию материально-технической базы таких учреждений, а также по созданию условий для туризма на указанных территориях.
(ред. от 01.09.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"В отношении особо охраняемых природных территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области будут реализованы мероприятия по созданию федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление такими особо охраняемыми природными территориями, и формированию материально-технической базы таких учреждений, а также по созданию условий для туризма на указанных территориях.
Статья: Особо охраняемые природные территории местного значения: общая характеристика законодательства и категории
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)На основе анализа региональных нормативных правовых актов об ООПТ, в которых называются конкретные категории ООПТ местного значения (по нашим подсчетам, из 89 субъектов Российской Федерации таковые имеются в 56 субъектах), можно выделить следующие виды ООПТ местного значения:
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)На основе анализа региональных нормативных правовых актов об ООПТ, в которых называются конкретные категории ООПТ местного значения (по нашим подсчетам, из 89 субъектов Российской Федерации таковые имеются в 56 субъектах), можно выделить следующие виды ООПТ местного значения:
Статья: Правовой режим водно-болотных угодий в России: анализ основных достоинств и недостатков
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)Исследуется экологическая ценность водно-болотных угодий, послужившая основанием для принятия Рамсарской конвенции и развития национального законодательства в сфере их охраны. Авторы выявляют основные направления защиты водно-болотных угодий, изложенные в Рамсарской конвенции, и их влияние на развитие законодательства России. Аргументируется вывод о том, что водно-болотные угодья могут располагаться как в границах особо охраняемых природных территорий, так и вне их границ, что затрудняет их надлежащую правовую охрану.
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)Исследуется экологическая ценность водно-болотных угодий, послужившая основанием для принятия Рамсарской конвенции и развития национального законодательства в сфере их охраны. Авторы выявляют основные направления защиты водно-болотных угодий, изложенные в Рамсарской конвенции, и их влияние на развитие законодательства России. Аргументируется вывод о том, что водно-болотные угодья могут располагаться как в границах особо охраняемых природных территорий, так и вне их границ, что затрудняет их надлежащую правовую охрану.
Статья: Отдельные аспекты деятельности публичной власти на федеральной территории
(Алексеева Т.М.)
("Мировой судья", 2022, N 1)<4> Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"; Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 г. N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" // СПС "КонсультантПлюс".
(Алексеева Т.М.)
("Мировой судья", 2022, N 1)<4> Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"; Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 г. N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях: рекреационная деятельность и охрана окружающей среды
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Туризм и ранее был возможен для некоторых видов ООПТ, но при этом традиционно в большинстве случаев рассматривается (и в предшествующее, и в настоящее время) в качестве вида рекреационной деятельности, которая трактуется в качестве более содержательно широкого понятия, охватывающего разные сферы деятельности, включая туризм. Уставы многих ООПТ (федерального, регионального и местного значения) формировались в этом контексте и содержали указание на осуществление ими именно комплексной рекреационной деятельности (например, природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" в Волгоградской области, природного парка "Виштынецкий" в Калининградской области, Государственного природного заказника "Кургальский" в Ленинградской области, национального парка "Лосиный Остров" в Московской области и др.).
(Клюканова Л.Г.)
("Закон", 2023, N 10)Туризм и ранее был возможен для некоторых видов ООПТ, но при этом традиционно в большинстве случаев рассматривается (и в предшествующее, и в настоящее время) в качестве вида рекреационной деятельности, которая трактуется в качестве более содержательно широкого понятия, охватывающего разные сферы деятельности, включая туризм. Уставы многих ООПТ (федерального, регионального и местного значения) формировались в этом контексте и содержали указание на осуществление ими именно комплексной рекреационной деятельности (например, природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" в Волгоградской области, природного парка "Виштынецкий" в Калининградской области, Государственного природного заказника "Кургальский" в Ленинградской области, национального парка "Лосиный Остров" в Московской области и др.).
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Однако судебная практика сложилась иная - за лечебно-оздоровительными местностями и курортами, созданными до 30 декабря 2013 года, признается правовой режим ООПТ. В судебных решениях ч. 3 ст. 10 Закона N 406-ФЗ применялась совместно с п. 5 ст. 58 Закона об охране окружающей среды <13>, запрещающим приватизировать земли, на которых расположены природные объекты, в том числе имеющие особое оздоровительное значение и находящиеся под особой охраной <14>.
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Однако судебная практика сложилась иная - за лечебно-оздоровительными местностями и курортами, созданными до 30 декабря 2013 года, признается правовой режим ООПТ. В судебных решениях ч. 3 ст. 10 Закона N 406-ФЗ применялась совместно с п. 5 ст. 58 Закона об охране окружающей среды <13>, запрещающим приватизировать земли, на которых расположены природные объекты, в том числе имеющие особое оздоровительное значение и находящиеся под особой охраной <14>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В данном виде муниципального контроля целесообразно применение рискориентированного подхода. При его описании в муниципальных актах можно ориентироваться на некоторые нормы Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1090. Так, деятельность граждан и организаций в границах ООПТ местного значения может быть отнесена к категориям высокого, среднего и низкого риска. К категории высокого риска можно отнести причинение существенного вреда природному объекту, имеющему повышенную ценность, угрозу жизни и здоровью граждан, их безопасности: создание пожароопасных ситуаций; самовольный захват прилегающей территории; незаконную вырубку лесных насаждений. Средний уровень риска может проявляться в засорении территории, проезде и стоянке автотранспорта, мойке автотранспорта. Низкий уровень риска может быть причинен самовольным размещением нестационарных торговых объектов, незначительным засорением территории.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В данном виде муниципального контроля целесообразно применение рискориентированного подхода. При его описании в муниципальных актах можно ориентироваться на некоторые нормы Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1090. Так, деятельность граждан и организаций в границах ООПТ местного значения может быть отнесена к категориям высокого, среднего и низкого риска. К категории высокого риска можно отнести причинение существенного вреда природному объекту, имеющему повышенную ценность, угрозу жизни и здоровью граждан, их безопасности: создание пожароопасных ситуаций; самовольный захват прилегающей территории; незаконную вырубку лесных насаждений. Средний уровень риска может проявляться в засорении территории, проезде и стоянке автотранспорта, мойке автотранспорта. Низкий уровень риска может быть причинен самовольным размещением нестационарных торговых объектов, незначительным засорением территории.