Особо охраняемая природная территория разрешение на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Особо охраняемая природная территория разрешение на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.08.2023 по делу N 88-26020/2023 (УИД 23RS0055-01-2021-002693-56)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании объекта самовольной постройкой.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе осмотра земельного участка ответчика установлено, что расположенный на нем трехэтажный объект капитального строительства возведен с превышением коэффициента использования территории, установленного правилами землепользования и застройки, а также имеет признаки реконструкции путем увеличения этажности здания, данное строение является объектом самовольного строительства.
Решение: Отказано.Строительство (реконструкция) объекта кадастровый N осуществлены на участке находящемся в пределах первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Туапсинского района, который относится к землям особо охраняемых природных территорий и в силу Земельного кодекса РФ ограничен в обороте (пп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ) и использовании, так как на территории первой зоны (зоны строгого режима) запрещается сооружение любых строений и других объектов, не связанных с эксплуатационным режимом и охраной природных и лечебных факторов курорта, выдача разрешения на строительство в указанной зоне осуществляется при представлении в уполномоченный орган заключения государственной экологической экспертизы (ч. б ст. 49 и ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании объекта самовольной постройкой.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе осмотра земельного участка ответчика установлено, что расположенный на нем трехэтажный объект капитального строительства возведен с превышением коэффициента использования территории, установленного правилами землепользования и застройки, а также имеет признаки реконструкции путем увеличения этажности здания, данное строение является объектом самовольного строительства.
Решение: Отказано.Строительство (реконструкция) объекта кадастровый N осуществлены на участке находящемся в пределах первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Туапсинского района, который относится к землям особо охраняемых природных территорий и в силу Земельного кодекса РФ ограничен в обороте (пп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ) и использовании, так как на территории первой зоны (зоны строгого режима) запрещается сооружение любых строений и других объектов, не связанных с эксплуатационным режимом и охраной природных и лечебных факторов курорта, выдача разрешения на строительство в указанной зоне осуществляется при представлении в уполномоченный орган заключения государственной экологической экспертизы (ч. б ст. 49 и ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Имеются и другие категории судебных дел, в частности по оспариванию отнесения территорий к ООПТ местного значения <1>. Например, в деле об оспаривании ООО "Шахта Лапичевская", осуществляющим на основании лицензий деятельность по добыче полезных ископаемых (каменный уголь), решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 27 сентября 2018 г. N 353 "О создании ООПТ местного значения "Природный комплекс "Петровско-Андреевский" суд отказал в признании данного решения недействующим, указав, что он "учитывает принцип необходимости соблюдения при осуществлении деятельности по использованию особо охраняемой природной территории баланса частных и публичных интересов. Оспариваемое решение направлено на обеспечение эффективной государственной охраны территории ООПТ местного значения "Природный комплекс "Петровско-Андреевский" и соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере охраны природного комплекса" <2>. В другом деле, когда создание местной администрацией ООПТ Парк "Санаторный" повлекло отмену разрешения на строительство, суд пришел к выводу, что администрация муниципального образования обладала полномочиями на принятие решения о создании ООПТ на принадлежащем ей земельном участке. Однако при этом суд указал, что отнесение городского парка культуры и отдыха "Санаторный" к профилю "дендрологический" противоречит ст. 28.1 Закона N 33-ФЗ, которой не предусмотрено создания дендрологических парков органами местного самоуправления <3>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Имеются и другие категории судебных дел, в частности по оспариванию отнесения территорий к ООПТ местного значения <1>. Например, в деле об оспаривании ООО "Шахта Лапичевская", осуществляющим на основании лицензий деятельность по добыче полезных ископаемых (каменный уголь), решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 27 сентября 2018 г. N 353 "О создании ООПТ местного значения "Природный комплекс "Петровско-Андреевский" суд отказал в признании данного решения недействующим, указав, что он "учитывает принцип необходимости соблюдения при осуществлении деятельности по использованию особо охраняемой природной территории баланса частных и публичных интересов. Оспариваемое решение направлено на обеспечение эффективной государственной охраны территории ООПТ местного значения "Природный комплекс "Петровско-Андреевский" и соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере охраны природного комплекса" <2>. В другом деле, когда создание местной администрацией ООПТ Парк "Санаторный" повлекло отмену разрешения на строительство, суд пришел к выводу, что администрация муниципального образования обладала полномочиями на принятие решения о создании ООПТ на принадлежащем ей земельном участке. Однако при этом суд указал, что отнесение городского парка культуры и отдыха "Санаторный" к профилю "дендрологический" противоречит ст. 28.1 Закона N 33-ФЗ, которой не предусмотрено создания дендрологических парков органами местного самоуправления <3>.
Статья: Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)При включении населенного пункта в состав ООПТ федерального значения земли переходят в ведение Минприроды России, регионального значения - в ведение специально уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в области охраны окружающей среды. В связи с этим обращает на себя внимание разъяснение Минприроды России по вопросу выдачи разрешения на строительство на территории ООПТ федерального значения <13>, которым предусмотрено согласование строительства индивидуального жилого дома, садового дома на территории ООПТ федерального значения с Минприроды России. Неясным остается вопрос о дальнейшем развитии населенных пунктов, включенных в состав ООПТ, так как градостроительная деятельность должна осуществляться лишь с учетом экологических факторов.
(Яковлева Т.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)При включении населенного пункта в состав ООПТ федерального значения земли переходят в ведение Минприроды России, регионального значения - в ведение специально уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в области охраны окружающей среды. В связи с этим обращает на себя внимание разъяснение Минприроды России по вопросу выдачи разрешения на строительство на территории ООПТ федерального значения <13>, которым предусмотрено согласование строительства индивидуального жилого дома, садового дома на территории ООПТ федерального значения с Минприроды России. Неясным остается вопрос о дальнейшем развитии населенных пунктов, включенных в состав ООПТ, так как градостроительная деятельность должна осуществляться лишь с учетом экологических факторов.
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении контрольно-надзорных полномочий федеральными органами исполнительной власти"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов
Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.17. выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами;
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.17. выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами;
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Следует согласиться с позицией Е.В. Луневой, что административное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов на территории ООПТ является более эффективным как ретроспективным, так и превентивным правовым средством ограничивающего воздействия по сравнению со штрафом. Штраф не снижает антропогенную нагрузку на уникальные ландшафты <33>. Эффективность применения административного приостановления деятельности подтверждается примерами правоприменительной практики при привлечении к ответственности, например, за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ), выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ) <34>.
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Следует согласиться с позицией Е.В. Луневой, что административное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов на территории ООПТ является более эффективным как ретроспективным, так и превентивным правовым средством ограничивающего воздействия по сравнению со штрафом. Штраф не снижает антропогенную нагрузку на уникальные ландшафты <33>. Эффективность применения административного приостановления деятельности подтверждается примерами правоприменительной практики при привлечении к ответственности, например, за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ), выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ) <34>.
Готовое решение: Когда требуется проводить экспертизу проектной документации
(КонсультантПлюс, 2025)Государственная экологическая экспертиза проектной документации обязательна в предусмотренных в законе случаях. В частности, она необходима для проектной документации некоторых объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий (ч. 6 ст. 49 ГрК РФ, пп. 1, 2 п. 1 ст. 11 Закона об экологической экспертизе).
(КонсультантПлюс, 2025)Государственная экологическая экспертиза проектной документации обязательна в предусмотренных в законе случаях. В частности, она необходима для проектной документации некоторых объектов, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий (ч. 6 ст. 49 ГрК РФ, пп. 1, 2 п. 1 ст. 11 Закона об экологической экспертизе).
Статья: Повышение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- организация восстановления инфраструктуры территории муниципального образования, включая освещение улиц, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, обозначение опасных районов (уточнение границ безопасных районов), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов муниципального образования;
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 8)- организация восстановления инфраструктуры территории муниципального образования, включая освещение улиц, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, обозначение опасных районов (уточнение границ безопасных районов), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов муниципального образования;
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Согласно п. 6 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах ООПТ (за исключением населенных пунктов, указанных в ст. 3 Закона N 33-ФЗ), выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Согласно п. 6 ч. 5 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах ООПТ (за исключением населенных пунктов, указанных в ст. 3 Закона N 33-ФЗ), выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.
Статья: Применение исковой давности к искам о признании права отсутствующим: комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 января 2025 года N 3-П
(Айрапетян Г.В.)
("Закон", 2025, N 4)Из конституционного принципа использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ) следует, что государственный интерес в нахождении определенных земель в публичной собственности выходит за рамки экономической выгоды. Это предполагает ограничение или запрет хозяйственной деятельности, включая использование земель в частных целях, чтобы предотвратить нарушение природного баланса. Ограничение или изъятие таких земель из оборота соответствует конституционным нормам, включая право собственности на землю и его возможное ограничение в интересах общества и будущих поколений. Если участок по закону может находиться только в публичной собственности (например, в границах ООПТ федерального значения), то право частной собственности на него возникнуть не может независимо от способа приобретения. Защита прав добросовестных приобретателей (ст. 35 Конституции РФ) применима только к имуществу, которое может находиться в частной собственности (там, где есть субъективные права частной собственности). Если участок изъят из оборота, его использование в частных интересах невозможно, даже если право было ошибочно зарегистрировано. Это означает, что, по сути, между публично-правовым субъектом и частным лицом не возникает спорного материального правоотношения. Вид разрешенного использования таких участков строго ограничен законодательством об ООПТ, что делает их частное владение/использование бессмысленным в практическом и экономическом смыслах. Органы власти не обязаны выдавать разрешения на строительство или иное использование, противоречащее установленному режиму.
(Айрапетян Г.В.)
("Закон", 2025, N 4)Из конституционного принципа использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ) следует, что государственный интерес в нахождении определенных земель в публичной собственности выходит за рамки экономической выгоды. Это предполагает ограничение или запрет хозяйственной деятельности, включая использование земель в частных целях, чтобы предотвратить нарушение природного баланса. Ограничение или изъятие таких земель из оборота соответствует конституционным нормам, включая право собственности на землю и его возможное ограничение в интересах общества и будущих поколений. Если участок по закону может находиться только в публичной собственности (например, в границах ООПТ федерального значения), то право частной собственности на него возникнуть не может независимо от способа приобретения. Защита прав добросовестных приобретателей (ст. 35 Конституции РФ) применима только к имуществу, которое может находиться в частной собственности (там, где есть субъективные права частной собственности). Если участок изъят из оборота, его использование в частных интересах невозможно, даже если право было ошибочно зарегистрировано. Это означает, что, по сути, между публично-правовым субъектом и частным лицом не возникает спорного материального правоотношения. Вид разрешенного использования таких участков строго ограничен законодательством об ООПТ, что делает их частное владение/использование бессмысленным в практическом и экономическом смыслах. Органы власти не обязаны выдавать разрешения на строительство или иное использование, противоречащее установленному режиму.
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- для объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением населенных пунктов, указанных в ст. 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), форма заявления содержится в Приложении 1 к Административному регламенту, утв. Приказом Минприроды России от 29.10.2020 N 864, или утверждается органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- для объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением населенных пунктов, указанных в ст. 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), форма заявления содержится в Приложении 1 к Административному регламенту, утв. Приказом Минприроды России от 29.10.2020 N 864, или утверждается органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 "Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению" (не распространяется на выполнение работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 "Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению" (не распространяется на выполнение работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории).
Статья: К вопросу о понимании отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги
(Суркова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)<4> Приказ ФСО России от 21 августа 2020 г. N 160 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой охраны Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, строительство и реконструкцию которых планируется осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении ФСО России, и выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
(Суркова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)<4> Приказ ФСО России от 21 августа 2020 г. N 160 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой охраны Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, строительство и реконструкцию которых планируется осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении ФСО России, и выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Так, из прокуратуры в администрацию Туапсинского городского поселения, выдавшую разрешение на строительство жилого комплекса, поступило представление об устранении нарушений законодательства о проведении государственной экологической экспертизы при строительстве объектов в границах ООПТ. По результатам рассмотрения представления администрацией вынесено постановление об отмене разрешения на строительство, не согласившись с которым хозяйствующий субъект обратился в суд, полагая, что земельные участки, на которых планировалось строительство, не относятся к ООПТ. Суд отказал в удовлетворении требования со ссылкой на ч. 3 ст. 10 Закона N 406-ФЗ, поскольку земельные участки расположены в границах курорта, который был создан до вступления в силу Закона N 406-ФЗ, поэтому сохранил режим ООПТ <39>. Вышестоящие суды подтвердили правильность позиции суда первой инстанции <40>.
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Так, из прокуратуры в администрацию Туапсинского городского поселения, выдавшую разрешение на строительство жилого комплекса, поступило представление об устранении нарушений законодательства о проведении государственной экологической экспертизы при строительстве объектов в границах ООПТ. По результатам рассмотрения представления администрацией вынесено постановление об отмене разрешения на строительство, не согласившись с которым хозяйствующий субъект обратился в суд, полагая, что земельные участки, на которых планировалось строительство, не относятся к ООПТ. Суд отказал в удовлетворении требования со ссылкой на ч. 3 ст. 10 Закона N 406-ФЗ, поскольку земельные участки расположены в границах курорта, который был создан до вступления в силу Закона N 406-ФЗ, поэтому сохранил режим ООПТ <39>. Вышестоящие суды подтвердили правильность позиции суда первой инстанции <40>.