Особо ценные сельскохозяйственные угодья
Подборка наиболее важных документов по запросу Особо ценные сельскохозяйственные угодья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 79 "Особенности использования сельскохозяйственных угодий" ЗК РФ"Доводы кассационной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером N не входит в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, утвержденных постановлением Губернатора Амурской области от 31 августа 2012 года N 368, и его кадастровая стоимость не превышает средний уровень по муниципальному району, были предметом оценки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены, поскольку положения части 4 статьи 79 ЗК РФ предусматривают возможность включения в соответствующие перечни не всех сельскохозяйственных угодий, а только особо ценных, в том числе сельскохозяйственных угодий опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 79 "Особенности использования сельскохозяйственных угодий" ЗК РФ"Как верно отмечено судом первой инстанции, по смыслу п. 4 ст. 79 ЗК РФ, п. 9.1 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон N 23/96-ОЗ) отнесение земельного участка к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям на момент возникновения спорного правоотношения является дискреционным полномочием Правительства Московской области, которое реализуется путем включения земельного участка в перечень."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 ЗК РФ, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 ЗК РФ, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
Статья: Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Как представляется, в рамках реформы публичного земельного контроля (надзора) данный вид контроля (надзора) может быть разграничен между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом Россельхознадзор может осуществлять федеральный государственный земельный надзор за сельскохозяйственными угодьями в целом или особо ценными продуктивными сельскохозяйственными угодьями в частности. Остальные земли сельскохозяйственного назначения могут контролироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках регионального государственного земельного надзора.
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Как представляется, в рамках реформы публичного земельного контроля (надзора) данный вид контроля (надзора) может быть разграничен между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом Россельхознадзор может осуществлять федеральный государственный земельный надзор за сельскохозяйственными угодьями в целом или особо ценными продуктивными сельскохозяйственными угодьями в частности. Остальные земли сельскохозяйственного назначения могут контролироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках регионального государственного земельного надзора.
Статья: Земли сельскохозяйственного назначения - проблемы идентификации, возможности застройки и ценовые манипуляции
(Круглякова В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Не менее значимыми являются региональные нормативные акты, устанавливающие особенности регулирования земельных отношений, оборота земель сельскохозяйственного назначения, перечни особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения, использование которых для других целей не допускается, а также документы территориального планирования, согласования размещения объектов капитального строительства и другие.
(Круглякова В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Не менее значимыми являются региональные нормативные акты, устанавливающие особенности регулирования земельных отношений, оборота земель сельскохозяйственного назначения, перечни особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения, использование которых для других целей не допускается, а также документы территориального планирования, согласования размещения объектов капитального строительства и другие.
Статья: Изъятие как механизм вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в экономический и хозяйственный обороты
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)- наличие 50 и более процентов зарастания сорными растениями из установленного перечня и (или) древесно-кустарниковой растительностью на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям;
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)- наличие 50 и более процентов зарастания сорными растениями из установленного перечня и (или) древесно-кустарниковой растительностью на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям;
Статья: Правовая охрана земель: конституционные цели и проблемы реализации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Ранее нами предлагалось изменить ч. 4 ст. 79 ЗК РФ в части отмены права и установления обязанности субъектов Российской Федерации формировать состав особо ценных сельскохозяйственных угодий. Определение таких земель в силу закрепленного п. 6 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципа приоритета сохранения особо ценных земель должно стать обязательным для каждого субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения и территорий Арктической зоны Российской Федерации) <19>. Наличие таких земель призвано обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, что позволит избежать излишней урбанизации, создаст дополнительные условия для развития аграрного сектора экономики, призванного обеспечить важнейшую составляющую безопасности страны - продовольственную безопасность.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Ранее нами предлагалось изменить ч. 4 ст. 79 ЗК РФ в части отмены права и установления обязанности субъектов Российской Федерации формировать состав особо ценных сельскохозяйственных угодий. Определение таких земель в силу закрепленного п. 6 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципа приоритета сохранения особо ценных земель должно стать обязательным для каждого субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения и территорий Арктической зоны Российской Федерации) <19>. Наличие таких земель призвано обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, что позволит избежать излишней урбанизации, создаст дополнительные условия для развития аграрного сектора экономики, призванного обеспечить важнейшую составляющую безопасности страны - продовольственную безопасность.
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В случае принятия заявления к рассмотрению межведомственная комиссия может вынести отрицательное решение, если: 1) в экспертном заключении имеется вывод о несоответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам; 2) отсутствуют сведения о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости или отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок; 3) земельный участок отнесен к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (п. 7(2) - 7(4) Положения о "сельскохозяйственных" лесах в измененной редакции).
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В случае принятия заявления к рассмотрению межведомственная комиссия может вынести отрицательное решение, если: 1) в экспертном заключении имеется вывод о несоответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам; 2) отсутствуют сведения о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости или отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок; 3) земельный участок отнесен к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (п. 7(2) - 7(4) Положения о "сельскохозяйственных" лесах в измененной редакции).
Готовое решение: Как публично-правовое образование распоряжается участками сельхозназначения
(КонсультантПлюс, 2025)По закону субъекта РФ особо ценные продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (округу), городскому округу, могут быть включены в перечень земель, которые нельзя использовать для других целей (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По закону субъекта РФ особо ценные продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (округу), городскому округу, могут быть включены в перечень земель, которые нельзя использовать для других целей (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве зонами, подзонами или территориальными зонами. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например, в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 ГрК РФ).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Выделяемые в границах видовых объектов части именуются в законодательстве зонами, подзонами или территориальными зонами. Так, в пределах земель сельскохозяйственного назначения такими частями, например, являются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья; в составе земель специального назначения - земли энергетики, транспорта и др. В границах населенных пунктов определяются жилые, общественно-деловые, производственные и иные зоны, именуемые территориальными зонами; при этом в составе данных (территориальных) зон также могут выделяться зоны, например, в общественно-деловые зоны входят зоны делового и общественного назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, общественно-деловые зоны иных видов (ст. 35 ГрК РФ).
Статья: Публичное управление земельными ресурсами
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)В.Е. Чиркин <12> отмечает, что подобное взаимодействие и составляет единый государственный аппарат. Таким образом, субъектами публичного управления выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане. Однако непосредственное "управление" осуществляется через государственные органы, сосредоточившие в пределах своей компетенции значительное воздействие на земельные отношения, выражающееся в конкретных направлениях деятельности по мониторингу и рекультивации земель, проведению землеустроительных работ и инвентаризации и т.д. Как отмечает О.С. Лазарева <13>, данные полномочия рассредоточены между государственными органами, что не позволяет своевременно принимать меры по эффективному управлению земельными ресурсами, вследствие чего это не всегда положительно сказывается на результатах. В подтверждение данной позиции следует обратить внимание на продуктивность работы органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 2020 г. Управлением по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской и Курганской областям были выявлены существенные нарушения по проведению муниципального земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения, выражающиеся в малоэффективных мероприятиях. Вследствие этого были выявлены ухудшение плодородия почв и выход земель из сельскохозяйственного оборота. В связи с этим необходимо обратиться к позиции М.С. Пашовой, которая отмечает "неприемлемую тенденцию развития законодательства" <14> и одним из оснований указывает передачу полномочий субъектам Российской Федерации в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
(Белоусова В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)В.Е. Чиркин <12> отмечает, что подобное взаимодействие и составляет единый государственный аппарат. Таким образом, субъектами публичного управления выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане. Однако непосредственное "управление" осуществляется через государственные органы, сосредоточившие в пределах своей компетенции значительное воздействие на земельные отношения, выражающееся в конкретных направлениях деятельности по мониторингу и рекультивации земель, проведению землеустроительных работ и инвентаризации и т.д. Как отмечает О.С. Лазарева <13>, данные полномочия рассредоточены между государственными органами, что не позволяет своевременно принимать меры по эффективному управлению земельными ресурсами, вследствие чего это не всегда положительно сказывается на результатах. В подтверждение данной позиции следует обратить внимание на продуктивность работы органов местного самоуправления в сфере осуществления муниципального земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 2020 г. Управлением по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской и Курганской областям были выявлены существенные нарушения по проведению муниципального земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения, выражающиеся в малоэффективных мероприятиях. Вследствие этого были выявлены ухудшение плодородия почв и выход земель из сельскохозяйственного оборота. В связи с этим необходимо обратиться к позиции М.С. Пашовой, которая отмечает "неприемлемую тенденцию развития законодательства" <14> и одним из оснований указывает передачу полномочий субъектам Российской Федерации в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.