Особо ценные объекты
Подборка наиболее важных документов по запросу Особо ценные объекты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации""На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 111 "Защитные леса" ЛК РФ"Довод ФИО1 со ссылкой на акт N натурального обследования ГКУ ВО "Заречное лесничество" от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д. 138 - 139) о том, что леса, расположенные на спорных участках, не относятся к защитным лесам, расположенным на землях лесного фонда, отклонен судом первой инстанции, поскольку в силу прямого указания закона (ст. 111 ЛК РФ) леса, расположенные в водоохранных зонах, являются защитными и природными объектами, имеющими особо ценное значение, что было подтверждено экспертом в заключении АНО "Центр Судебных Экспертиз". При этом в акте N указано лишь о том, что участок с к. н. 33:13:090112:1796 не относится к землям государственного лесного фонда. Из ответа Министерства лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 9) следует, что по сведениям публичной кадастровой карты земельные участки с к. н.33:13:090112:1796 и 33:13:090112:1778 относятся к категории земель - земли населенных пунктов и по сведениям государственного лесного реестра не имеют пересечений с землями лесного фонда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Криминализация деяний в сфере добычи и оборота особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Причины, обусловившие криминализацию деяний, связанных
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Причины, обусловившие криминализацию деяний, связанных
Вопрос: О земельном налоге в отношении земельных участков, входящих в территорию особо ценного объекта культурного наследия, включенного в Государственный свод.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-05-05-02/129701)Вопрос: О земельном налоге в отношении земельных участков, входящих в территорию особо ценного объекта культурного наследия, включенного в Государственный свод.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-05-05-02/129701)Вопрос: О земельном налоге в отношении земельных участков, входящих в территорию особо ценного объекта культурного наследия, включенного в Государственный свод.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 24. Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 24. Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Законе N 33-ФЗ перечисляются категории рассматриваемых территорий, а также закрепляется, что законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий местного значения (ч. 3 ст. 2). Например, в Московской области определены следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения: особо охраняемые водные объекты, природные рекреационные комплексы, природные резерваты, памятники живой природы, ландшафтные парки <1>. В Республике Коми к таким территориям отнесены охраняемые культурно-рекреационные ландшафты и охраняемые природные местности <2>, в Республике Саха (Якутия) - ресурсные резерваты, уникальные озера <3>, в Республике Северная Осетия - Алания - природные рекреационные зоны и природные достопримечательности (включают такие природные объекты, как места массовых скоплений животных, размножения редких видов животных, массового произрастания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Северная Осетия - Алания, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, деревья и лианы причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, культовые объекты природного происхождения и т.п.) <4>, в Республике Татарстан - рекреационные местности (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, используемые для отдыха и туризма, оздоровления населения и занятые городскими лесами, скверами, парками, садово-парковыми ансамблями) и природные микрозаказники (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, имеющие особо важное значение для обитания диких животных и особо ценных видов растений, сохранения редких и исчезающих видов диких животных и растений с локальным характером распространения, а также земельные участки, на которых расположены одиночные природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение) <5>, в Республике Хакасия - природные комплексы (в том числе природные ландшафты, природные рекреационные комплексы) и природные объекты (в том числе деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, памятники живой природы, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты) <6>, в Забайкальском крае - микрозаказники (незначительные по площади территории (акватории), имеющие особо важное значение для функционирования отдельных природных группировок животных и особо ценных видов растений, сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов животных и растений с "точечным" характером распространения, а также сохранения особо ценных объектов геологического наследия и природно-культовых урочищ), охраняемые водные объекты, охраняемые зеленые зоны (территории, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, расположенные за пределами границ населенных пунктов и выполняющие природоохранные, санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, рекреационные функции), лесопарковые зоны населенных пунктов <7>, в Ярославской области - туристско-рекреационные местности, природные резерваты, природно-культурные местности, болотные комплексы, парки <8> и т.д.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Законе N 33-ФЗ перечисляются категории рассматриваемых территорий, а также закрепляется, что законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий местного значения (ч. 3 ст. 2). Например, в Московской области определены следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения: особо охраняемые водные объекты, природные рекреационные комплексы, природные резерваты, памятники живой природы, ландшафтные парки <1>. В Республике Коми к таким территориям отнесены охраняемые культурно-рекреационные ландшафты и охраняемые природные местности <2>, в Республике Саха (Якутия) - ресурсные резерваты, уникальные озера <3>, в Республике Северная Осетия - Алания - природные рекреационные зоны и природные достопримечательности (включают такие природные объекты, как места массовых скоплений животных, размножения редких видов животных, массового произрастания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Северная Осетия - Алания, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, деревья и лианы причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, культовые объекты природного происхождения и т.п.) <4>, в Республике Татарстан - рекреационные местности (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, используемые для отдыха и туризма, оздоровления населения и занятые городскими лесами, скверами, парками, садово-парковыми ансамблями) и природные микрозаказники (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, имеющие особо важное значение для обитания диких животных и особо ценных видов растений, сохранения редких и исчезающих видов диких животных и растений с локальным характером распространения, а также земельные участки, на которых расположены одиночные природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение) <5>, в Республике Хакасия - природные комплексы (в том числе природные ландшафты, природные рекреационные комплексы) и природные объекты (в том числе деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, памятники живой природы, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты) <6>, в Забайкальском крае - микрозаказники (незначительные по площади территории (акватории), имеющие особо важное значение для функционирования отдельных природных группировок животных и особо ценных видов растений, сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов животных и растений с "точечным" характером распространения, а также сохранения особо ценных объектов геологического наследия и природно-культовых урочищ), охраняемые водные объекты, охраняемые зеленые зоны (территории, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, расположенные за пределами границ населенных пунктов и выполняющие природоохранные, санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, рекреационные функции), лесопарковые зоны населенных пунктов <7>, в Ярославской области - туристско-рекреационные местности, природные резерваты, природно-культурные местности, болотные комплексы, парки <8> и т.д.
Готовое решение: Какие земли облагаются земельным налогом, а какие - нет
(КонсультантПлюс, 2025)- земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (Письмо ФНС России от 09.01.2024 N СД-4-21/37@);
(КонсультантПлюс, 2025)- земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (Письмо ФНС России от 09.01.2024 N СД-4-21/37@);
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
Статья: Знак обслуживания
(Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не допускается регистрация в качестве знаков обслуживания обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве знаков обслуживания (п. 4 ст. 1483 ГК РФ).
(Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не допускается регистрация в качестве знаков обслуживания обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве знаков обслуживания (п. 4 ст. 1483 ГК РФ).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод морской экономической зоны Российской Федерации, некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений <454>. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота (res extra commercium), а потому их использование определяется их публично-правовым (а не частноправовым) режимом.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод морской экономической зоны Российской Федерации, некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений <454>. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота (res extra commercium), а потому их использование определяется их публично-правовым (а не частноправовым) режимом.
Статья: Спорные вопросы квалификации незаконных действий с особо ценными растениями и грибами (статья 260.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)
(Яковлева Л.В., Майорова Е.И., Улейчик В.В.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Кроме того, внутреннее законодательство и международное в части определения, что именно следует охранять, различаются. Из 12 существующих в мире видов женьшеня Конвенцией ООН 1973 г. охраняются корни женьшеня пятилистного (Panax quinquefolia) (roots), в то время как в Красную книгу РФ и Перечень особо ценных объектов природы, утвержденный Правительством РФ (далее - Перечень Правительства РФ), включен женьшень настоящий (Panax ginseng), произрастающий на территории Российской Федерации (на Дальнем Востоке). При сходстве лекарственных свойств женьшеня пятилистного и женьшеня настоящего все же это разные растения. Однако с учетом ареала произрастания любой экземпляр женьшеня, добытого в границах нашего государства, будет относиться к особо охраняемым растениям.
(Яковлева Л.В., Майорова Е.И., Улейчик В.В.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Кроме того, внутреннее законодательство и международное в части определения, что именно следует охранять, различаются. Из 12 существующих в мире видов женьшеня Конвенцией ООН 1973 г. охраняются корни женьшеня пятилистного (Panax quinquefolia) (roots), в то время как в Красную книгу РФ и Перечень особо ценных объектов природы, утвержденный Правительством РФ (далее - Перечень Правительства РФ), включен женьшень настоящий (Panax ginseng), произрастающий на территории Российской Федерации (на Дальнем Востоке). При сходстве лекарственных свойств женьшеня пятилистного и женьшеня настоящего все же это разные растения. Однако с учетом ареала произрастания любой экземпляр женьшеня, добытого в границах нашего государства, будет относиться к особо охраняемым растениям.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Между обществом и муниципалитетом в марте 2009 года был заключен договор аренды земельного участка из земель категории "земли населенных пунктов"; обществу было выдано разрешение на строительство. Впоследствии Росохранкультурой были выявлены нарушения в действиях муниципального образования в части утверждения проекта границ земельного участка и установления вида разрешенного использования земельного участка - комплексное освоение в целях жилищного строительства. Как выяснилось, земельный участок был расположен в охранной зоне особо ценного объекта культурного наследия.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Между обществом и муниципалитетом в марте 2009 года был заключен договор аренды земельного участка из земель категории "земли населенных пунктов"; обществу было выдано разрешение на строительство. Впоследствии Росохранкультурой были выявлены нарушения в действиях муниципального образования в части утверждения проекта границ земельного участка и установления вида разрешенного использования земельного участка - комплексное освоение в целях жилищного строительства. Как выяснилось, земельный участок был расположен в охранной зоне особо ценного объекта культурного наследия.
Статья: Правовая охрана средств индивидуализации в Евразийском экономическом союзе
(Курман А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Так, в Республике Казахстан и Кыргызской Республике абсолютные основания для отказа в регистрации расширены нормой о невозможности предоставления правовой охраны обозначениям, представляющим собой международные непатентуемые наименования лекарственных средств. В Российской Федерации, Республике Армения, Кыргызской Республике самостоятельным абсолютным основанием для отказа является тождество или сходство до степени смешения заявляемого обозначения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов национального, всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. В Республике Казахстан регистрация товарного знака, воспроизводящего достояние истории и культуры республики, допускается только на основании согласования с уполномоченным органом в области культуры [8]. В законодательстве Республики Армения норма статьи 6-ter Парижской конвенции получила развитие: охране не подлежат не только указанные в ней обозначения, но и воспроизводящие знаки или символы, представляющие особый общественный интерес; как самостоятельное основание приведена норма, запрещающая регистрацию обозначений, считающихся "великим духовным, культурным, религиозным наследием или унижающих религиозные, моральные ценности, а также не соответствующих национальным или духовным ценностям" страны. В Республике Беларусь к обозначениям, противоречащим общественным интересам, относятся не только обозначения, противоречащие обычаям, нравам, религиозным убеждениям, но и представляющие собой символику и атрибутику, информационную продукцию, признанную экстремистскими материалами на основании вступившего в законную силу решения суда [12].
(Курман А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Так, в Республике Казахстан и Кыргызской Республике абсолютные основания для отказа в регистрации расширены нормой о невозможности предоставления правовой охраны обозначениям, представляющим собой международные непатентуемые наименования лекарственных средств. В Российской Федерации, Республике Армения, Кыргызской Республике самостоятельным абсолютным основанием для отказа является тождество или сходство до степени смешения заявляемого обозначения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов национального, всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. В Республике Казахстан регистрация товарного знака, воспроизводящего достояние истории и культуры республики, допускается только на основании согласования с уполномоченным органом в области культуры [8]. В законодательстве Республики Армения норма статьи 6-ter Парижской конвенции получила развитие: охране не подлежат не только указанные в ней обозначения, но и воспроизводящие знаки или символы, представляющие особый общественный интерес; как самостоятельное основание приведена норма, запрещающая регистрацию обозначений, считающихся "великим духовным, культурным, религиозным наследием или унижающих религиозные, моральные ценности, а также не соответствующих национальным или духовным ценностям" страны. В Республике Беларусь к обозначениям, противоречащим общественным интересам, относятся не только обозначения, противоречащие обычаям, нравам, религиозным убеждениям, но и представляющие собой символику и атрибутику, информационную продукцию, признанную экстремистскими материалами на основании вступившего в законную силу решения суда [12].
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В целях охраны объектов культурного наследия <1>, включая особо ценные объекты культурного наследия и объекты, внесенные в Список всемирного наследия <2>, также устанавливаются требования к любой деятельности, последствия реализации которой могут привести к нарушению их целостности и сохранности (ст. 5.1 Закона об объектах культурного наследия). Так, если рассматривать ситуацию расположения объекта культурного наследия в границах водного объекта, то все участники водных отношений при его использовании не должны допускать причинения вреда объекту культурного наследия.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В целях охраны объектов культурного наследия <1>, включая особо ценные объекты культурного наследия и объекты, внесенные в Список всемирного наследия <2>, также устанавливаются требования к любой деятельности, последствия реализации которой могут привести к нарушению их целостности и сохранности (ст. 5.1 Закона об объектах культурного наследия). Так, если рассматривать ситуацию расположения объекта культурного наследия в границах водного объекта, то все участники водных отношений при его использовании не должны допускать причинения вреда объекту культурного наследия.