Особенности ведения бюджетного учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности ведения бюджетного учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О механизме совершенствования бухгалтерского учета и отчетности подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)5. Гришина Ю.С. Особенности ведения бюджетного учета в Российской Федерации // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. N 5-10. С. 73 - 77.
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)5. Гришина Ю.С. Особенности ведения бюджетного учета в Российской Федерации // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. N 5-10. С. 73 - 77.
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации подготовлен проект шестого федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности". Данный стандарт будет регулировать порядок проведения аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности, оценки риска искажения бюджетной отчетности и оценки надежности внутреннего финансового контроля за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности, проведения аудиторского мероприятия и составления заключения, содержащего суждение о достоверности бюджетной отчетности, а также особенности проведения аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности в случае передачи полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации подготовлен проект шестого федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности". Данный стандарт будет регулировать порядок проведения аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности, оценки риска искажения бюджетной отчетности и оценки надежности внутреннего финансового контроля за ведением бюджетного учета, составлением, представлением и утверждением бюджетной отчетности, проведения аудиторского мероприятия и составления заключения, содержащего суждение о достоверности бюджетной отчетности, а также особенности проведения аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности в случае передачи полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Настоящий приказ распространяется в 2023 году на участников бюджетного процесса Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в части ведения бюджетного учета с учетом особенностей применения бюджетного законодательства Российской Федерации, установленных на период 2023 - 2025 годов законодательством Российской Федерации.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Настоящий приказ распространяется в 2023 году на участников бюджетного процесса Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в части ведения бюджетного учета с учетом особенностей применения бюджетного законодательства Российской Федерации, установленных на период 2023 - 2025 годов законодательством Российской Федерации.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ. БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Вопрос: О применении заказчиком Акта по форме 0510452 и приемке товаров, работ, услуг, результатов отдельного этапа исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-06-10/25574)Вопрос применения Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) (далее - Акт приемки (ф. 0510452)) регламентируется приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию применению" (далее - Приказ N 61н).
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 02-06-10/25574)Вопрос применения Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) (далее - Акт приемки (ф. 0510452)) регламентируется приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию применению" (далее - Приказ N 61н).
Статья: Новый рабочий план счетов
(Иванова А.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Сфера применения Инструкции N 157н. С 1 января 2023 года положения Инструкции N 157н распространяются на участников бюджетного процесса Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в части ведения бюджетного учета согласно особенностям применения бюджетного законодательства РФ, установленным на период 2023 - 2025 годов законодательством РФ.
(Иванова А.)
("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Сфера применения Инструкции N 157н. С 1 января 2023 года положения Инструкции N 157н распространяются на участников бюджетного процесса Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в части ведения бюджетного учета согласно особенностям применения бюджетного законодательства РФ, установленным на период 2023 - 2025 годов законодательством РФ.
Готовое решение: Какие приложения к учетной политике разрабатывает учреждение
(КонсультантПлюс, 2025)Учетная политика формируется главным бухгалтером учреждения или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, исходя из структуры учреждения, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения в соответствии с законодательством РФ, полномочий и (или) функций (п. п. 7, 8 Федерального стандарта N 274н, п. 6 Инструкции N 157н, п. п. 4, 5 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта N 274н).
(КонсультантПлюс, 2025)Учетная политика формируется главным бухгалтером учреждения или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, исходя из структуры учреждения, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения в соответствии с законодательством РФ, полномочий и (или) функций (п. п. 7, 8 Федерального стандарта N 274н, п. 6 Инструкции N 157н, п. п. 4, 5 Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта N 274н).
Готовое решение: Как принять и учесть бюджетные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)В учетной политике учреждения необходимо предусмотреть те особенности постановки на учет бюджетных обязательств, которые не установлены нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной (финансовой) отчетности (п. 4 Методических рекомендаций по применению СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
(КонсультантПлюс, 2025)В учетной политике учреждения необходимо предусмотреть те особенности постановки на учет бюджетных обязательств, которые не установлены нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной (финансовой) отчетности (п. 4 Методических рекомендаций по применению СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
Готовое решение: Как казенному учреждению заполнить и представить баланс (ф. 0503130)
(КонсультантПлюс, 2025)средств во временном распоряжении (графы 4, 7). Отразите показатели, учитываемые на счетах 3 201 00 000, 3 304 01 000, 3 208 00 000, 3 209 81 000. По согласованию с Минфином России можно отразить показатели и на иных счетах. Не забывайте учитывать особенности ведения бюджетного учета, установленные учетной политикой учреждения по согласованию с финансовым органом;
(КонсультантПлюс, 2025)средств во временном распоряжении (графы 4, 7). Отразите показатели, учитываемые на счетах 3 201 00 000, 3 304 01 000, 3 208 00 000, 3 209 81 000. По согласованию с Минфином России можно отразить показатели и на иных счетах. Не забывайте учитывать особенности ведения бюджетного учета, установленные учетной политикой учреждения по согласованию с финансовым органом;
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, предлагаемые изменения в комментируемую статью направлены на создание условий государственного регулирования по организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающего особенности правового положения казенных учреждений, а также органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) и органов управления государственными внебюджетными фондами России с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов, в том числе при передаче бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности (обеспечению ведения учета, составлению и представлению бюджетной отчетности) центрам компетенции - централизованным бухгалтериям (централизации бюджетных полномочий, в том числе учетных).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, предлагаемые изменения в комментируемую статью направлены на создание условий государственного регулирования по организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающего особенности правового положения казенных учреждений, а также органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) и органов управления государственными внебюджетными фондами России с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов, в том числе при передаче бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности (обеспечению ведения учета, составлению и представлению бюджетной отчетности) центрам компетенции - централизованным бухгалтериям (централизации бюджетных полномочий, в том числе учетных).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- утверждает коды бюджетной классификации Российской Федерации, порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по операциям, связанным с кассовыми поступлениями, не являющимся доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза, регулирующим порядок зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств - членов Евразийского экономического союза, порядок зачисления и распределения специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также особенности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- утверждает коды бюджетной классификации Российской Федерации, порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по операциям, связанным с кассовыми поступлениями, не являющимся доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза, регулирующим порядок зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств - членов Евразийского экономического союза, порядок зачисления и распределения специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также особенности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования.
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- в графе 4 - характеристика применяемого способа ведения бюджетного учета исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности субъекта бюджетной отчетности в отношении указанных в графе 1 объектов бюджетного учета.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- в графе 4 - характеристика применяемого способа ведения бюджетного учета исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности субъекта бюджетной отчетности в отношении указанных в графе 1 объектов бюджетного учета.
Готовое решение: Как учреждению составить положение о комиссии по поступлению и выбытию активов
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательно не установлены особенности работы комиссии по поступлению и выбытию активов и ее кадрового состава в условиях централизации учета. При этом важно помнить, что передача полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованной бухгалтерии не освобождает учреждение от необходимости составить положение о комиссии по поступлению и выбытию активов, сформировать и утвердить персональный состав комиссии. Поэтому положение составляйте с учетом специфики деятельности вашего учреждения, утвержденного графика документооборота и условий договора об оказании услуг (соглашения о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 14 Федерального стандарта N 256н, Письмо Минфина России от 09.11.2020 N 02-07-10/97583).
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательно не установлены особенности работы комиссии по поступлению и выбытию активов и ее кадрового состава в условиях централизации учета. При этом важно помнить, что передача полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета централизованной бухгалтерии не освобождает учреждение от необходимости составить положение о комиссии по поступлению и выбытию активов, сформировать и утвердить персональный состав комиссии. Поэтому положение составляйте с учетом специфики деятельности вашего учреждения, утвержденного графика документооборота и условий договора об оказании услуг (соглашения о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 14 Федерального стандарта N 256н, Письмо Минфина России от 09.11.2020 N 02-07-10/97583).
Готовое решение: Как оформить и отразить в учете учреждения ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Списанные с баланса основные средства учитываются на забалансовом счете 02 до тех пор, пока не будут демонтированы, уничтожены или утилизированы (п. п. 52, 335 Инструкции N 157н). Конкретные сроки, в течение которых должны быть проведены такие мероприятия, НПА, регулирующими ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, не определены. Учреждениям следует учитывать особенности списания имущества и соблюдать требования законодательства об обращении с отходами производства и потребления (в том числе установленные сроки передачи их на утилизацию).
(КонсультантПлюс, 2025)Списанные с баланса основные средства учитываются на забалансовом счете 02 до тех пор, пока не будут демонтированы, уничтожены или утилизированы (п. п. 52, 335 Инструкции N 157н). Конкретные сроки, в течение которых должны быть проведены такие мероприятия, НПА, регулирующими ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, не определены. Учреждениям следует учитывать особенности списания имущества и соблюдать требования законодательства об обращении с отходами производства и потребления (в том числе установленные сроки передачи их на утилизацию).