Особенности исполнения федерального бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности исполнения федерального бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование индивидуальных методов управления развитием субъектов Российской Федерации в бюджетном праве
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Обычно такие нормы распространяются на все субъекты Российской Федерации, хотя их действие может ограничиваться указанием на отдельные регионы. Ведение временных норм в бюджетном законодательстве относительно региональных бюджетов стало активно использоваться в период пандемии <25>, причем установление особенностей исполнения иных бюджетов, кроме федерального, отдельным федеральным законом стало использоваться с 2020 г. До этого принимались отдельные федеральные законы об особенностях исполнения федерального бюджета (не каждый год). Однако очевидно, что в настоящее время актуальность использования такого подхода применительно к бюджетам субъектов Российской Федерации не снижается.
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Обычно такие нормы распространяются на все субъекты Российской Федерации, хотя их действие может ограничиваться указанием на отдельные регионы. Ведение временных норм в бюджетном законодательстве относительно региональных бюджетов стало активно использоваться в период пандемии <25>, причем установление особенностей исполнения иных бюджетов, кроме федерального, отдельным федеральным законом стало использоваться с 2020 г. До этого принимались отдельные федеральные законы об особенностях исполнения федерального бюджета (не каждый год). Однако очевидно, что в настоящее время актуальность использования такого подхода применительно к бюджетам субъектов Российской Федерации не снижается.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)45. Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)45. Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году".
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Статья 21. Особенности исполнения федерального бюджета в 2025 году
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Статья 21. Особенности исполнения федерального бюджета в 2025 году
Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496
(ред. от 27.09.2025)
"О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета"
(вместе с "Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета")Бюджетные ассигнования в объеме лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, отраженных по состоянию на 1 июня текущего финансового года на лицевых счетах главного распорядителя бюджетных средств, открытых главным распорядителям средств федерального бюджета (за исключением лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на принятие бюджетных обязательств, указанных в пункте 11 настоящего Положения), а также в объеме лимитов бюджетных обязательств, указанных в абзаце первом настоящего пункта (за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление капитальных вложений, в случае принятия в установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации порядке до 1 июля текущего финансового года решения об их перераспределении в целях осуществления (софинансирования) капитальных вложений в другие объекты капитальных вложений), направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета, представляемых в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке не позднее 15 июня текущего финансового года (в отношении бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление капитальных вложений, - не позднее 15 июля текущего финансового года).
(ред. от 27.09.2025)
"О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета"
(вместе с "Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета")Бюджетные ассигнования в объеме лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, отраженных по состоянию на 1 июня текущего финансового года на лицевых счетах главного распорядителя бюджетных средств, открытых главным распорядителям средств федерального бюджета (за исключением лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на принятие бюджетных обязательств, указанных в пункте 11 настоящего Положения), а также в объеме лимитов бюджетных обязательств, указанных в абзаце первом настоящего пункта (за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление капитальных вложений, в случае принятия в установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации порядке до 1 июля текущего финансового года решения об их перераспределении в целях осуществления (софинансирования) капитальных вложений в другие объекты капитальных вложений), направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета, представляемых в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке не позднее 15 июня текущего финансового года (в отношении бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление капитальных вложений, - не позднее 15 июля текущего финансового года).
Статья: Отдельные аспекты анализа государственного бюджета Российской Федерации
(Алпаткина Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Основой для анализа служит Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (подробно в части ст. 21 "Особенности исполнения федерального бюджета в 2021 г.") (ФЗ N 385), другие нормативно-правовые акты.
(Алпаткина Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Основой для анализа служит Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (подробно в части ст. 21 "Особенности исполнения федерального бюджета в 2021 г.") (ФЗ N 385), другие нормативно-правовые акты.
Статья: Особенности бюджетно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений в условиях пандемии
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<1> Федеральные законы от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году" (далее - Федеральный закон N 367-ФЗ) и от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" (далее - Федеральный закон N 327-ФЗ).
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<1> Федеральные законы от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году" (далее - Федеральный закон N 367-ФЗ) и от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" (далее - Федеральный закон N 327-ФЗ).
Статья: Роль бюджетного регулирования в современном обществе
(Ткаченко Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Ряд мер по перераспределению средств бюджетов (внебюджетных фондов) бюджетной системы РФ, которые направлены на предотвращение социальных и экономических последствий распространения коронавирусной инфекции, предусмотрены в Федеральном законе от 01.04.2020 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году" <7>. Так, все публично-правовые образования получили право без внесения изменений в закон (решение) о бюджете увеличивать и изменять структуру бюджетных расходов (вносить изменения в бюджетные росписи соответствующего уровня) в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
(Ткаченко Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Ряд мер по перераспределению средств бюджетов (внебюджетных фондов) бюджетной системы РФ, которые направлены на предотвращение социальных и экономических последствий распространения коронавирусной инфекции, предусмотрены в Федеральном законе от 01.04.2020 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году" <7>. Так, все публично-правовые образования получили право без внесения изменений в закон (решение) о бюджете увеличивать и изменять структуру бюджетных расходов (вносить изменения в бюджетные росписи соответствующего уровня) в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.