Основы противодействия коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы противодействия коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые и организационные основы борьбы с коррупцией в Китае
(Чернов С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1
(Чернов С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1
Статья: Правовые основы противодействия коррупции в государствах - участниках СНГ в условиях цифровизации
(Севальнев В.В., Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)"Международное публичное и частное право", 2022, N 3
(Севальнев В.В., Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)"Международное публичное и частное право", 2022, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"IX. Совершенствование правовых и организационных основ
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"IX. Совершенствование правовых и организационных основ
Статья: Антикоррупционное планирование в Республике Татарстан: понятие, правовые основы и повышение качества организации
(Хайрутдинова Л.Р.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)5. Проведение работы с общественными организациями по воспитанию неприятия коррупции в молодежной среде, в том числе среди студенчества и рабочей молодежи. Студенты являются одними из самых важных участников в противодействии коррупции, которые могут повлиять на изменение социальной и политической динамики, которая лежит в основе противодействия всем формам коррупции.
(Хайрутдинова Л.Р.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)5. Проведение работы с общественными организациями по воспитанию неприятия коррупции в молодежной среде, в том числе среди студенчества и рабочей молодежи. Студенты являются одними из самых важных участников в противодействии коррупции, которые могут повлиять на изменение социальной и политической динамики, которая лежит в основе противодействия всем формам коррупции.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определением СКАД ВС России от 8 апреля 2015 г. N 47-АПГ15-6 <353> признан неверным вывод нижестоящего суда о том, что ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <354> имеет приоритетное значение, поскольку введена в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ <355> после принятия комментируемого Закона. Как отмечено при этом, действительно, в случае коллизии правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах одного уровня, применяется предписание более позднего акта при условии, что правовое регулирование осуществляется в одной и той же сфере общественных отношений; между тем сферой деятельности комментируемого Закона являются отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ним отношения по управлению этим имуществом, а Федеральным законом "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе в ст. 12.1 содержатся ограничения личных прав лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в виде запрета участвовать в управлении любыми хозяйствующими субъектами, то есть входить в состав органов управления с целью реализации личных интересов. Следует отметить, что позднее в указанную ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" внесены изменения, содержащие соответствующие оговорки, допускающие применение абз. 3 п. 1 комментируемой статьи.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определением СКАД ВС России от 8 апреля 2015 г. N 47-АПГ15-6 <353> признан неверным вывод нижестоящего суда о том, что ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <354> имеет приоритетное значение, поскольку введена в действие Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ <355> после принятия комментируемого Закона. Как отмечено при этом, действительно, в случае коллизии правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах одного уровня, применяется предписание более позднего акта при условии, что правовое регулирование осуществляется в одной и той же сфере общественных отношений; между тем сферой деятельности комментируемого Закона являются отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ним отношения по управлению этим имуществом, а Федеральным законом "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе в ст. 12.1 содержатся ограничения личных прав лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в виде запрета участвовать в управлении любыми хозяйствующими субъектами, то есть входить в состав органов управления с целью реализации личных интересов. Следует отметить, что позднее в указанную ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" внесены изменения, содержащие соответствующие оговорки, допускающие применение абз. 3 п. 1 комментируемой статьи.
Статья: Российская культура соответствия (комплаенс): правовой аспект
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Бурский И.Г.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)<2> См.: Автономов А.С., Голованова Н.А., Гриб В.В., Семыкина О.И. Юридические и организационные антикоррупционные меры: сравнительное исследование / Отв. ред. А.С. Автономов. М.: Юрист, 2017. С. 59 - 62; Бородин А.Г. Комплаенс: проблема минимизации нефинансовых рисков в корпоративном управлении // Актуальные вопросы управления. 2015. N 10. С. 157 - 162; Наумов Ю.Г. Институциональная коррупция в системе экономических институтов постсоветской России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 7. С. 39 - 41; Хабриева Т.Я., Курбанов Р.А., Васиевич С.Г. [и др.] Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы: Научно-практическое пособие. В 2 т. Т. 1 / Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой, Р.А. Курбанова. М.: Проспект, 2019. 528 с.; Шорохов В.Е., Шорохова А.А. Особенности правового регулирования антикоррупционного комплаенса // Актуальные вопросы публичного управления, экономики, права в условиях цифровизации: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Курск, 12 мая 2023 г.): Сборник научных статей. В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. Е.И. Боев. Курск: [Б. и.], 2023. С. 515 - 517.
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Бурский И.Г.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)<2> См.: Автономов А.С., Голованова Н.А., Гриб В.В., Семыкина О.И. Юридические и организационные антикоррупционные меры: сравнительное исследование / Отв. ред. А.С. Автономов. М.: Юрист, 2017. С. 59 - 62; Бородин А.Г. Комплаенс: проблема минимизации нефинансовых рисков в корпоративном управлении // Актуальные вопросы управления. 2015. N 10. С. 157 - 162; Наумов Ю.Г. Институциональная коррупция в системе экономических институтов постсоветской России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 7. С. 39 - 41; Хабриева Т.Я., Курбанов Р.А., Васиевич С.Г. [и др.] Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы: Научно-практическое пособие. В 2 т. Т. 1 / Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой, Р.А. Курбанова. М.: Проспект, 2019. 528 с.; Шорохов В.Е., Шорохова А.А. Особенности правового регулирования антикоррупционного комплаенса // Актуальные вопросы публичного управления, экономики, права в условиях цифровизации: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Курск, 12 мая 2023 г.): Сборник научных статей. В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. Е.И. Боев. Курск: [Б. и.], 2023. С. 515 - 517.
Статья: Правовое регулирование противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровне
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)14. Суфянова Ю.З. Совершенствование правовых основ противодействия коррупции на муниципальном уровне / Ю.З. Суфянова // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе: сб. науч. ст., 17 ноября 2020 года. Стерлитамак: Башкирский государственный университет, 2020. С. 67 - 73.
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)14. Суфянова Ю.З. Совершенствование правовых основ противодействия коррупции на муниципальном уровне / Ю.З. Суфянова // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе: сб. науч. ст., 17 ноября 2020 года. Стерлитамак: Башкирский государственный университет, 2020. С. 67 - 73.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<267> Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы: научно-практическое пособие: в 2 т. Т. 2 / Т.Я. Хабриева, Р.А. Курбанов, Н.А. Абузярова [и др.]; под общ. ред. Т.Я. Хабриевой, Р.А. Курбанова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2021. 440 с.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)<267> Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы: научно-практическое пособие: в 2 т. Т. 2 / Т.Я. Хабриева, Р.А. Курбанов, Н.А. Абузярова [и др.]; под общ. ред. Т.Я. Хабриевой, Р.А. Курбанова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2021. 440 с.
Статья: Становление и развитие службы конвоирования уголовно-исполнительной системы Российского государства
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)<7> См.: Ковалев О.Г. Правовые и организационные основы противодействия коррупции в УИС // Право и управление. 2024. N 4. С. 348 - 352.
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)<7> См.: Ковалев О.Г. Правовые и организационные основы противодействия коррупции в УИС // Право и управление. 2024. N 4. С. 348 - 352.
Статья: Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Административно-правовые основы противодействия коррупции
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Административно-правовые основы противодействия коррупции
Статья: Развитие учетной практики применения оценочных значений в фокусе раскрытия отчетной информации о ESG-факторах и рисках
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Наличие вышеперечисленных аспектов позволит наиболее полно раскрыть информацию, касающуюся вопросов коррупции, в публичных отчетах. Также необходимы взаимосвязь и непротиворечие раскрытия вопросов, связанных с коррупцией, в различных формах отчетности. Оценка влияния риска коррупции в финансовой отчетности скорее будет выступать в форме условного обязательства и должна основываться на информации, связанной с противодействием коррупции (п. 4 табл. 5). В дальнейшем совершенствование практики раскрытия вопросов, связанных с коррупцией, вероятно, позволит компаниям использовать оценочные обязательства вместо условных для рассмотрения соответствующих вопросов. Качество раскрытия вопросов, связанных с корпоративным управлением, представлено в табл. 6.
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)Наличие вышеперечисленных аспектов позволит наиболее полно раскрыть информацию, касающуюся вопросов коррупции, в публичных отчетах. Также необходимы взаимосвязь и непротиворечие раскрытия вопросов, связанных с коррупцией, в различных формах отчетности. Оценка влияния риска коррупции в финансовой отчетности скорее будет выступать в форме условного обязательства и должна основываться на информации, связанной с противодействием коррупции (п. 4 табл. 5). В дальнейшем совершенствование практики раскрытия вопросов, связанных с коррупцией, вероятно, позволит компаниям использовать оценочные обязательства вместо условных для рассмотрения соответствующих вопросов. Качество раскрытия вопросов, связанных с корпоративным управлением, представлено в табл. 6.
Статья: Конституционно-правовые основы общественного контроля в сфере противодействия коррупции
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10
(Савицкая О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10
Статья: Место общепризнанных принципов и норм международного права в системе источников российского административного права
(Клепинин П.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Административное право России имеет особенности. В отличие от иных определенных выше отраслей права в административном праве кодифицированные источники приняты лишь для осуществления юрисдикционной деятельности, система источников представляется довольно разрозненной. Отдельные указания на общепризнанные принципы и нормы международного права возможно встретить в федеральных законах. Например, в ст. 309 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ Федеральной таможенной службе России предоставляется право на заключение международных договоров в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, которые также являются одной из правовых основ технического регулирования в области пожарной безопасности (ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ). В полной мере корреспондирует с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ ст. 3 Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ, закрепляя особенности установления правовых основ племенного животноводства в России. В статье 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ провозглашается обязанность общественных объединений по соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ). Аналогичные разъяснения содержатся применительно к деятельности войск национальной гвардии России (ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ), полиции (ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ), установлению правовых основ противодействия коррупции (ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ).
(Клепинин П.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Административное право России имеет особенности. В отличие от иных определенных выше отраслей права в административном праве кодифицированные источники приняты лишь для осуществления юрисдикционной деятельности, система источников представляется довольно разрозненной. Отдельные указания на общепризнанные принципы и нормы международного права возможно встретить в федеральных законах. Например, в ст. 309 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ Федеральной таможенной службе России предоставляется право на заключение международных договоров в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, которые также являются одной из правовых основ технического регулирования в области пожарной безопасности (ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ). В полной мере корреспондирует с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ ст. 3 Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ, закрепляя особенности установления правовых основ племенного животноводства в России. В статье 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ провозглашается обязанность общественных объединений по соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ). Аналогичные разъяснения содержатся применительно к деятельности войск национальной гвардии России (ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ), полиции (ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ), установлению правовых основ противодействия коррупции (ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ).