Основы лесного законодательства 1993
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы лесного законодательства 1993 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2023 N 17АП-3608/2023-ГК по делу N А60-1508/2022
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа во внесении изменений в государственный лесной реестр и исключении из земель лесного фонда земельных участков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При реорганизации сельскохозяйственных предприятий в начале 1990-х гг. земли под лесами передавались в границах сельскохозяйственных предприятий им же в постоянное пользование, а формулировка статьи 10 Основ лесного законодательства РФ 1993 г. о том, что лесной фонд находится во владении колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований не свидетельствует о выбытии лесных участков из государственной собственности. При этом речь идет об управленческих функциях, а не о правомочиях собственника. При учете земель по видам угодий эти площади показываются как леса, поскольку учитывать их еще раз в составе земель лесного фонда привело бы к двойному счету.
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа во внесении изменений в государственный лесной реестр и исключении из земель лесного фонда земельных участков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При реорганизации сельскохозяйственных предприятий в начале 1990-х гг. земли под лесами передавались в границах сельскохозяйственных предприятий им же в постоянное пользование, а формулировка статьи 10 Основ лесного законодательства РФ 1993 г. о том, что лесной фонд находится во владении колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований не свидетельствует о выбытии лесных участков из государственной собственности. При этом речь идет об управленческих функциях, а не о правомочиях собственника. При учете земель по видам угодий эти площади показываются как леса, поскольку учитывать их еще раз в составе земель лесного фонда привело бы к двойному счету.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: История формирования правового режима земель лесного фонда как отдельной категории
(Ковыршина Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Новый (третий) этап становления категории ЗЛФ связан с развитием права и государства в постсоветское время. В начале данного этапа Основами лесного законодательства Российской Федерации 1993 г. <27> ЗЛФ (лесные и нелесные земли, предоставленные для ведения лесного хозяйства) снова были включены в состав единого лесного фонда, который был отнесен к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Данным актом предусматривалась возможность предоставления участка из состава ЗЛФ в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Указанный акт носил рамочный характер и не охватывал целый пласт общественных отношений, который требовал законодательного регулирования (отношения собственности, порядок пользования ЗЛФ и др.).
(Ковыршина Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 1)Новый (третий) этап становления категории ЗЛФ связан с развитием права и государства в постсоветское время. В начале данного этапа Основами лесного законодательства Российской Федерации 1993 г. <27> ЗЛФ (лесные и нелесные земли, предоставленные для ведения лесного хозяйства) снова были включены в состав единого лесного фонда, который был отнесен к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Данным актом предусматривалась возможность предоставления участка из состава ЗЛФ в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Указанный акт носил рамочный характер и не охватывал целый пласт общественных отношений, который требовал законодательного регулирования (отношения собственности, порядок пользования ЗЛФ и др.).
Статья: Юридическое понятие леса и смежных с ним понятий в трудах доктора юридических наук, профессора О.И. Крассова
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По мнению профессора О.И. Крассова, утративший силу Лесной кодекс РФ включал в понятие леса и земли, на которых произрастают леса (ст. 7 и ст. 9 ЛК РФ 1997 г.). "В отличие от Лесного кодекса РСФСР 1978 г. (ст. 4), который разграничивал эти понятия, сначала Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г., а ныне и ЛК РФ (1997 г. - Авт.) объединили эти различные по своему содержанию понятия" <16> - писал он.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)По мнению профессора О.И. Крассова, утративший силу Лесной кодекс РФ включал в понятие леса и земли, на которых произрастают леса (ст. 7 и ст. 9 ЛК РФ 1997 г.). "В отличие от Лесного кодекса РСФСР 1978 г. (ст. 4), который разграничивал эти понятия, сначала Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г., а ныне и ЛК РФ (1997 г. - Авт.) объединили эти различные по своему содержанию понятия" <16> - писал он.
Нормативные акты
<Письмо> Рослесхоза от 18.09.2023 N ИС-02-54/22237
"О заготовке древесины в защитных лесах"Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), как и ранее действовавшим лесным законодательством, в частности, Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, Основами лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, Лесным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 08.08.1978, Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX, допускается заготовка древесины в защитных лесах.
"О заготовке древесины в защитных лесах"Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), как и ранее действовавшим лесным законодательством, в частности, Лесным кодексом Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, Основами лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, Лесным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 08.08.1978, Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX, допускается заготовка древесины в защитных лесах.
Распоряжение Госкомимущества РФ от 05.04.1994 N 725-р
"О приватизации объектов ведомственной торговли и общественного питания, обслуживающих учреждения, предприятия и организации Федеральной службы лесного хозяйства России"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.04.1994 N 552)2. Положение предусматривает порядок приватизации объектов ведомственной торговли и общественного питания (отделов рабочего снабжения - далее ОРСов), относящихся к Федеральной службе лесного хозяйства России, являющейся правопреемником Комитета по лесу Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, реорганизованного в соответствии с компетенцией Российской Федерации в сфере регулирования отношений, заложенных "Основами лесного законодательства Российской Федерации", введенными в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 6 марта 1993 г. N 4616-1, и постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 1010 "Вопросы Федеральной службы лесного хозяйства России" и N 1021 "Об утверждении Положения о федеральной службе лесного хозяйства России".
"О приватизации объектов ведомственной торговли и общественного питания, обслуживающих учреждения, предприятия и организации Федеральной службы лесного хозяйства России"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.04.1994 N 552)2. Положение предусматривает порядок приватизации объектов ведомственной торговли и общественного питания (отделов рабочего снабжения - далее ОРСов), относящихся к Федеральной службе лесного хозяйства России, являющейся правопреемником Комитета по лесу Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, реорганизованного в соответствии с компетенцией Российской Федерации в сфере регулирования отношений, заложенных "Основами лесного законодательства Российской Федерации", введенными в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 6 марта 1993 г. N 4616-1, и постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 1010 "Вопросы Федеральной службы лесного хозяйства России" и N 1021 "Об утверждении Положения о федеральной службе лесного хозяйства России".
Статья: Особенности принятия законов в период конституционного кризиса власти в России в начале 1990-х годов: по материалам фондов государственного архива Российской Федерации
(Плюйко Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Весь февраль 1993 г. Президент Б.Н. Ельцин обсуждал с парламентом принятие Основ лесного законодательства, закона, регулирующего пользование лесным фондом страны в условиях нарождающихся рыночных отношений. По мнению юристов стороны Президента, в принятом Законе "не нашли своего отражения в основах положения ст. 11 Конституции РСФСР, где определены соответствующие формы собственности на природные ресурсы". Действительно, депутаты в ходе принятия этого Закона не посчитали нужным включить упоминание о том, что в стране начали действовать различные формы собственности. Не стоит забывать о том, что в основном депутатский корпус съезда в 1993 г. состоял из людей, которые в значительной степени отрицательно воспринимали экономическую политику "шоковой терапии" Е.Т. Гайдара, которая уже тогда набирала свои обороты.
(Плюйко Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Весь февраль 1993 г. Президент Б.Н. Ельцин обсуждал с парламентом принятие Основ лесного законодательства, закона, регулирующего пользование лесным фондом страны в условиях нарождающихся рыночных отношений. По мнению юристов стороны Президента, в принятом Законе "не нашли своего отражения в основах положения ст. 11 Конституции РСФСР, где определены соответствующие формы собственности на природные ресурсы". Действительно, депутаты в ходе принятия этого Закона не посчитали нужным включить упоминание о том, что в стране начали действовать различные формы собственности. Не стоит забывать о том, что в основном депутатский корпус съезда в 1993 г. состоял из людей, которые в значительной степени отрицательно воспринимали экономическую политику "шоковой терапии" Е.Т. Гайдара, которая уже тогда набирала свои обороты.
Статья: Правовое обеспечение "устойчивого природопользования" как дежавю
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<6> См.: Закон РСФСР от 8 августа 1978 г. "Об утверждении Лесного кодекса РСФСР". Кодекс утратил силу; см.: Постановление ВС РФ от 6 марта 1993 г. N 4616-1 "О порядке введения в действие Основ лесного законодательства Российской Федерации" // ВСНД и ВС РФ. 1993. N 15. Ст. 524.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)<6> См.: Закон РСФСР от 8 августа 1978 г. "Об утверждении Лесного кодекса РСФСР". Кодекс утратил силу; см.: Постановление ВС РФ от 6 марта 1993 г. N 4616-1 "О порядке введения в действие Основ лесного законодательства Российской Федерации" // ВСНД и ВС РФ. 1993. N 15. Ст. 524.
Статья: Лес и растительный мир: правовые проблемы разграничения
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)<6> "О порядке введения в действие Основ Лесного законодательства Российской Федерации": Постановление ВС РФ от 6 марта 1993 г. N 4616-1. (Данный документ признан утратившим силу.).
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)<6> "О порядке введения в действие Основ Лесного законодательства Российской Федерации": Постановление ВС РФ от 6 марта 1993 г. N 4616-1. (Данный документ признан утратившим силу.).
Статья: Буферные зоны объектов всемирного природного наследия в российской и зарубежной практике
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)В национальных правопорядках внедрение категории буферных зон проходило со значительными отличиями, в связи с чем выделим лишь одну наиболее характерную закономерность их реализации, зависящую от степени экономического развития государств. Распространение западной модели особо охраняемых природных территорий в виде строгих резерватов и национальных парков столкнулось с экономическими и антропологическими реалиями. Местное население, жизнедеятельность и религиозные практики которого на протяжении веков были связаны с природой, стали ограничивать в доступе в охраняемые территории. В этих условиях концепция буферных зон стала использоваться по первоначальному предназначению - для сглаживания конфликтов. К числу наиболее известных примеров такого рода относится законодательная практика Непала. В 1993 г. были приняты поправки к закону о национальных парках и сохранении дикой природы, предусматривавшие возможность создания буферных зон, в которых разрешалось на постоянной основе использование лесных ресурсов местным населением <10>.
(Колобов Р.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)В национальных правопорядках внедрение категории буферных зон проходило со значительными отличиями, в связи с чем выделим лишь одну наиболее характерную закономерность их реализации, зависящую от степени экономического развития государств. Распространение западной модели особо охраняемых природных территорий в виде строгих резерватов и национальных парков столкнулось с экономическими и антропологическими реалиями. Местное население, жизнедеятельность и религиозные практики которого на протяжении веков были связаны с природой, стали ограничивать в доступе в охраняемые территории. В этих условиях концепция буферных зон стала использоваться по первоначальному предназначению - для сглаживания конфликтов. К числу наиболее известных примеров такого рода относится законодательная практика Непала. В 1993 г. были приняты поправки к закону о национальных парках и сохранении дикой природы, предусматривавшие возможность создания буферных зон, в которых разрешалось на постоянной основе использование лесных ресурсов местным населением <10>.