Основы контрактной системы
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы контрактной системы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 106 "Рассмотрение жалобы по существу" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Довод Заявителя о применении 106 Закона о контрактной системе основан на неверном толковании закона, так как данной статьей регулируется рассмотрение жалоб на действие (бездействие) субъектов контроля.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Принципы контрактной системы в сфере закупок" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""В свою очередь, ответчиком дополнительные работы выполнены на сумму 46 000 000 рублей, что существенно превышает 10% от цены контракта, тогда как в отсутствие экстраординарных обстоятельств для их выполнения это является нарушением действующего законодательства в области контрактной системы, основанной в том числе на принципах обеспечения конкуренции (статья 6 Закона N 44-ФЗ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организовать работу специалиста или эксперта в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо стандартных требований о знаниях основ контрактной системы и сопутствующих сфер законодательства, ориентируйтесь на специфику закупаемых вами групп товаров, работ, услуг и учитывайте, что тот или иной специалист сопровождает все стадии процедуры определения поставщика - от планирования до потенциальных спорных ситуаций. Предъявляйте набор требований к квалификации на свое усмотрение.
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо стандартных требований о знаниях основ контрактной системы и сопутствующих сфер законодательства, ориентируйтесь на специфику закупаемых вами групп товаров, работ, услуг и учитывайте, что тот или иной специалист сопровождает все стадии процедуры определения поставщика - от планирования до потенциальных спорных ситуаций. Предъявляйте набор требований к квалификации на свое усмотрение.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что, помимо указанных положений, принципы, на которых основывается контрактная система, например принцип открытости и прозрачности, направлены в том числе и на противодействие коррупции в сфере закупок (ст. ст. 6, 7 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что, помимо указанных положений, принципы, на которых основывается контрактная система, например принцип открытости и прозрачности, направлены в том числе и на противодействие коррупции в сфере закупок (ст. ст. 6, 7 Закона N 44-ФЗ).
Нормативные акты
Приказ Росстата от 30.06.2025 N 316
(ред. от 18.08.2025)
"Об утверждении Плана научно-исследовательских работ Федеральной службы государственной статистики на 2026 - 2028 годы"3. Научно-исследовательские работы, выполняемые на контрактной основе в рамках организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения
(ред. от 18.08.2025)
"Об утверждении Плана научно-исследовательских работ Федеральной службы государственной статистики на 2026 - 2028 годы"3. Научно-исследовательские работы, выполняемые на контрактной основе в рамках организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения
Готовое решение: Как направить заказчику протокол разногласий к государственному контракту
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях закупок у единственного поставщика составление протокола разногласий допускается. Так, в случае закупки у единственного поставщика в соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам несостоявшегося электронного конкурса или аукциона (в том числе закрытого) составление протокола разногласий предусмотрено порядком заключения контракта (п. 2 ч. 3 ст. 51, п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При иных закупках у единственного поставщика порядок заключения контракта не регламентирован. Поэтому составление протокола разногласий возможно в силу применения положений ГК РФ, поскольку законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях указанного Кодекса. Например, такой протокол может понадобиться для ответа заказчику о согласии заключить контракт на иных условиях или для урегулирования разногласий по отдельным условиям контракта на поставку товара (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 443, 507, п. п. 2, 3 ст. 528 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях закупок у единственного поставщика составление протокола разногласий допускается. Так, в случае закупки у единственного поставщика в соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам несостоявшегося электронного конкурса или аукциона (в том числе закрытого) составление протокола разногласий предусмотрено порядком заключения контракта (п. 2 ч. 3 ст. 51, п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При иных закупках у единственного поставщика порядок заключения контракта не регламентирован. Поэтому составление протокола разногласий возможно в силу применения положений ГК РФ, поскольку законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях указанного Кодекса. Например, такой протокол может понадобиться для ответа заказчику о согласии заключить контракт на иных условиях или для урегулирования разногласий по отдельным условиям контракта на поставку товара (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 443, 507, п. п. 2, 3 ст. 528 ГК РФ).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Автор не согласен с данной аргументацией, поскольку Закон N 44-ФЗ в принципе не регулирует вопросы одобрения крупных сделок, совершаемых ООО, при этом в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях в т.ч. ГК РФ. Однако к выводу о неправомерности отклонения заявки, содержащей нотариально не заверенное РоОКС, можно прийти и другим путем. Отсутствие у комиссии заказчика доступа к уставу ООО означает, что выводы о необходимости нотариального заверения решений, принимаемых общим собранием такого ООО, всегда будут носить предположительный характер, что при принятии решения об отклонении заявки недопустимо.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Автор не согласен с данной аргументацией, поскольку Закон N 44-ФЗ в принципе не регулирует вопросы одобрения крупных сделок, совершаемых ООО, при этом в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях в т.ч. ГК РФ. Однако к выводу о неправомерности отклонения заявки, содержащей нотариально не заверенное РоОКС, можно прийти и другим путем. Отсутствие у комиссии заказчика доступа к уставу ООО означает, что выводы о необходимости нотариального заверения решений, принимаемых общим собранием такого ООО, всегда будут носить предположительный характер, что при принятии решения об отклонении заявки недопустимо.
Статья: Правовая судьба результата интеллектуальной деятельности при выполнении государственного контракта
(Майборода В.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Регуляторная правовая основа контрактной системы и ее функционирования в сфере закупок, товаров, работ и услуг, предназначенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вбирает в себя определенные положения Конституции Российской Федерации, гражданского и бюджетного законодательства, а также Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и другие федеральные законы, регламентирующие отношения, закрепленные в ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ. При этом из содержания п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что контракты, заключаемые в соответствии с ним, являются гражданско-правовыми договорами, в связи с чем ко всем названным контрактам подлежат применению нормы гражданского законодательства. Следовательно, нормы Закона N 44-ФЗ рассматриваются в качестве специальных относительно общих положений гражданского закона (lex specialis derogat generali) и применяются к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено нормами этого Закона. Обособление данных отношений в качестве самостоятельных в настоящее время не может быть признано завершенным, хотя уже имеется и отдельная площадка по заключению этих сделок, выросла отдельная специальность, состоящая из тех должностных лиц государственной, муниципальной службы, что имеют именно это образование в качестве специального, чьи умения и навыки составления условий технических заданий контрактов определяют параметры их приемки в качестве исполненных, и есть специалисты антимонопольных органов, в чью компетенцию входит правоприменительная практика по разрешению споров об условиях закупки и ее исполнении. В качестве специального указанным Законом N 44-ФЗ в п. 2 ст. 34 используется термин "существенные условия контракта", предполагающий условия его применения в ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, но не содержащий определенного перечня или критериев по их установлению <1>. Отметим, что правоприменительная практика исходит из абсолютивного понимания существенных условий контракта. Так, в утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г. Обзоре судебной практики применения законодательства России о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 9) содержится указание, что при заключении и исполнении контракта не допускается изменение его условий, за исключением определенных случаев, что регламентировано ч. 2 ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
(Майборода В.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Регуляторная правовая основа контрактной системы и ее функционирования в сфере закупок, товаров, работ и услуг, предназначенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вбирает в себя определенные положения Конституции Российской Федерации, гражданского и бюджетного законодательства, а также Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и другие федеральные законы, регламентирующие отношения, закрепленные в ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ. При этом из содержания п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что контракты, заключаемые в соответствии с ним, являются гражданско-правовыми договорами, в связи с чем ко всем названным контрактам подлежат применению нормы гражданского законодательства. Следовательно, нормы Закона N 44-ФЗ рассматриваются в качестве специальных относительно общих положений гражданского закона (lex specialis derogat generali) и применяются к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено нормами этого Закона. Обособление данных отношений в качестве самостоятельных в настоящее время не может быть признано завершенным, хотя уже имеется и отдельная площадка по заключению этих сделок, выросла отдельная специальность, состоящая из тех должностных лиц государственной, муниципальной службы, что имеют именно это образование в качестве специального, чьи умения и навыки составления условий технических заданий контрактов определяют параметры их приемки в качестве исполненных, и есть специалисты антимонопольных органов, в чью компетенцию входит правоприменительная практика по разрешению споров об условиях закупки и ее исполнении. В качестве специального указанным Законом N 44-ФЗ в п. 2 ст. 34 используется термин "существенные условия контракта", предполагающий условия его применения в ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, но не содержащий определенного перечня или критериев по их установлению <1>. Отметим, что правоприменительная практика исходит из абсолютивного понимания существенных условий контракта. Так, в утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г. Обзоре судебной практики применения законодательства России о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 9) содержится указание, что при заключении и исполнении контракта не допускается изменение его условий, за исключением определенных случаев, что регламентировано ч. 2 ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- иных лиц, привлекаемых на основе договоров, заключаемых в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- иных лиц, привлекаемых на основе договоров, заключаемых в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Готовое решение: Как заключить контракт с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)Для остальных контрактов Закон N 44-ФЗ не содержит указаний на этот счет. Поскольку законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях ГК РФ, применяйте общие правила определения даты заключения договора (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для остальных контрактов Закон N 44-ФЗ не содержит указаний на этот счет. Поскольку законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях ГК РФ, применяйте общие правила определения даты заключения договора (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как заключить контракт на аренду по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Да, допускается. Поскольку законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях ГК РФ, возможность предусмотреть в контракте на аренду выкуп арендованного имущества, если это не запрещено законом, следует из положений ст. 624 данного Кодекса. В свою очередь, Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на этот счет.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, допускается. Поскольку законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях ГК РФ, возможность предусмотреть в контракте на аренду выкуп арендованного имущества, если это не запрещено законом, следует из положений ст. 624 данного Кодекса. В свою очередь, Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на этот счет.
Готовое решение: Какие последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательно данное понятие не определено. Полагаем, что к ненадлежащему исполнению контракта целесообразно отнести ситуации, когда сторона исполняет обязательства, предусмотренные контрактом, но при этом нарушает отдельные его условия или требования законов и иных правовых актов, а при отсутствии последних - требования, вытекающие из обычаев делового оборота. Такое понятие можно сформулировать исходя из понятия надлежащего исполнения обязательств, содержащегося в абз. 1 ст. 309 ГК РФ, поскольку законодательство о контрактной системе основывается в том числе на нормах ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательно данное понятие не определено. Полагаем, что к ненадлежащему исполнению контракта целесообразно отнести ситуации, когда сторона исполняет обязательства, предусмотренные контрактом, но при этом нарушает отдельные его условия или требования законов и иных правовых актов, а при отсутствии последних - требования, вытекающие из обычаев делового оборота. Такое понятие можно сформулировать исходя из понятия надлежащего исполнения обязательств, содержащегося в абз. 1 ст. 309 ГК РФ, поскольку законодательство о контрактной системе основывается в том числе на нормах ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Дискуссионные возможности юрисдикционной защиты гражданских прав и законных интересов в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Соломонов Е.В., Юрицин А.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Обозначенные императивы не соответствуют основным положениям о заключении договора (ст. 432 ГК РФ), предусматривающим в качестве существенных условий для возникновения договорных отношений необходимость достижения согласия по условиям, относительно необходимости согласования которых была выражена воля одной из сторон. Из этого следует, что реализация принципа свободы договора в части двустороннего участия в определении части его условий в рамках легального взаимоотношения исполнителей с заказчиками невозможна в принципе. Следовательно, статутный Федеральный закон N 44-ФЗ квалифицирует реализацию гражданского права как правомерного действия в качестве неправомерного поведения участника закупки. Как отмечают ученые, в период ранее действовавшего законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для публичных нужд суды отмечали свободу сторон определять условия договоров <13>. Парадоксальность данной ситуации обусловлена еще и тем, что, признавая гражданское законодательство в качестве одной из основ контрактной системы, статутный Закон не содержит прямых и однозначных изъятий из принципа свободы договора гражданско-правового регулирования контрактных отношений, обладающего непосредственным действием, что является серьезным изъяном юридической техники статутного законодательства о контрактной системе <14>.
(Соломонов Е.В., Юрицин А.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)Обозначенные императивы не соответствуют основным положениям о заключении договора (ст. 432 ГК РФ), предусматривающим в качестве существенных условий для возникновения договорных отношений необходимость достижения согласия по условиям, относительно необходимости согласования которых была выражена воля одной из сторон. Из этого следует, что реализация принципа свободы договора в части двустороннего участия в определении части его условий в рамках легального взаимоотношения исполнителей с заказчиками невозможна в принципе. Следовательно, статутный Федеральный закон N 44-ФЗ квалифицирует реализацию гражданского права как правомерного действия в качестве неправомерного поведения участника закупки. Как отмечают ученые, в период ранее действовавшего законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для публичных нужд суды отмечали свободу сторон определять условия договоров <13>. Парадоксальность данной ситуации обусловлена еще и тем, что, признавая гражданское законодательство в качестве одной из основ контрактной системы, статутный Закон не содержит прямых и однозначных изъятий из принципа свободы договора гражданско-правового регулирования контрактных отношений, обладающего непосредственным действием, что является серьезным изъяном юридической техники статутного законодательства о контрактной системе <14>.
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)1. Федченко К.И. Финансово-правовые основы регулирования контрактной системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд // Административное и муниципальное право. 2023. N 2. С. 25 - 35.
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)1. Федченко К.И. Финансово-правовые основы регулирования контрактной системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд // Административное и муниципальное право. 2023. N 2. С. 25 - 35.