Основы функционирования розничных рынков
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы функционирования розничных рынков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Документы, оформляемые по результатам оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Приведенная ниже судебная практика основана на утративших силу Основных положениях функционирования розничных рынков электроэнергии, однако позиция актуальна и аналогичные нормы содержатся в действующих Основных положениях
(КонсультантПлюс, 2025)Приведенная ниже судебная практика основана на утративших силу Основных положениях функционирования розничных рынков электроэнергии, однако позиция актуальна и аналогичные нормы содержатся в действующих Основных положениях
Перспективы и риски арбитражного спора: Услуги по передаче электрической энергии: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: § 6 гл. 30, гл. 39 ГК РФ, Закон об электроэнергетике, Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, Основы ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: § 6 гл. 30, гл. 39 ГК РФ, Закон об электроэнергетике, Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, Основы ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Закону об электроэнергетике 20 лет: итоги и новые задачи
(Варламова А.Н.)
("Юрист", 2023, N 4)Двадцать лет назад был принят Федеральный закон "Об электроэнергетике". Этот акт заложил правовые основы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии, сформированных в процессе реформирования отрасли. Несмотря на то что далеко не все идеи, обсуждавшиеся при проведении реформирования, удалось реализовать, принятие данного Закона несомненно сыграло важную положительную роль для становления рынка электроэнергии и мощности. Разделение конкурентных и естественно-монопольных видов бизнеса, создание независимой от генераторов коммерческой и технологической инфраструктуры, разделение монополии РАО "ЕЭС России" на целый ряд генерирующих компаний, существенные изменения в тарифном регулировании можно рассматривать как важнейшие шаги в направлении формирования в сфере электроэнергетики реальных рыночных конкурентных отношений. В настоящей статье мы остановимся на основных положениях Закона об электроэнергетике и тех изменениях, которые вносились в Закон в течение двадцатилетнего срока его действия.
(Варламова А.Н.)
("Юрист", 2023, N 4)Двадцать лет назад был принят Федеральный закон "Об электроэнергетике". Этот акт заложил правовые основы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии, сформированных в процессе реформирования отрасли. Несмотря на то что далеко не все идеи, обсуждавшиеся при проведении реформирования, удалось реализовать, принятие данного Закона несомненно сыграло важную положительную роль для становления рынка электроэнергии и мощности. Разделение конкурентных и естественно-монопольных видов бизнеса, создание независимой от генераторов коммерческой и технологической инфраструктуры, разделение монополии РАО "ЕЭС России" на целый ряд генерирующих компаний, существенные изменения в тарифном регулировании можно рассматривать как важнейшие шаги в направлении формирования в сфере электроэнергетики реальных рыночных конкурентных отношений. В настоящей статье мы остановимся на основных положениях Закона об электроэнергетике и тех изменениях, которые вносились в Закон в течение двадцатилетнего срока его действия.
Вопрос: Как устанавливаются тарифы на электроэнергию для организаций?
(Консультация эксперта, 2025)На территориях субъектов РФ, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электроэнергия, за исключением продажи электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с Основными положениями, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам. Электрическая энергия (мощность) на розничных рынках, в том числе произведенная на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, продается производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по свободным нерегулируемым ценам. На территориях субъектов РФ, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность), за исключением установленных случаев, продается по регулируемым ценам (тарифам) в установленном порядке. На территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, продажа электрической энергии (мощности) по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии (мощности), заключенным производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках на основании абз. 2 п. 116 Основных положений, осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам (п. 5 Основных положений).
(Консультация эксперта, 2025)На территориях субъектов РФ, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электроэнергия, за исключением продажи электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с Основными положениями, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам. Электрическая энергия (мощность) на розничных рынках, в том числе произведенная на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, продается производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по свободным нерегулируемым ценам. На территориях субъектов РФ, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность), за исключением установленных случаев, продается по регулируемым ценам (тарифам) в установленном порядке. На территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, продажа электрической энергии (мощности) по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии (мощности), заключенным производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках на основании абз. 2 п. 116 Основных положений, осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам (п. 5 Основных положений).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442
(ред. от 27.12.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2025)1. Настоящий документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.
(ред. от 27.12.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2025)1. Настоящий документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Целями создания совета рынка являются обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры рынка, эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику и наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики, организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и качественном снабжении электрической энергией потребителей, а также создание и обеспечение функционирования и развития системы учета атрибутов генерации и системы обращения сертификатов происхождения электрической энергии.
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Целями создания совета рынка являются обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры рынка, эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику и наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики, организация на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и качественном снабжении электрической энергией потребителей, а также создание и обеспечение функционирования и развития системы учета атрибутов генерации и системы обращения сертификатов происхождения электрической энергии.
Статья: Правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии в субъектах Российской Федерации
(Игнатьева И.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Среди подзаконных нормативных правовых актов, во-первых, выделяются акты, принятые в рамках, установленных федеральным законодательством, и в развитие положений, закрепленных на федеральном уровне правового регулирования. По мнению П.Г. Лахно, принятие региональных нормативных правовых актов в сфере энергетики в целом "возможно только в соответствии и в развитие положений федерального законодательства" <5>. Так, на основе правил, закрепленных в ст. 79.1, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительством Иркутской области регламентируется предоставление субсидии из областного бюджета местным бюджетам на строительство генерирующих объектов на основе ВИЭ <6>. Порядок и условия проведения конкурсных отборов по включению генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в отношении которых продажа электрической энергии (мощности) планируется на розничных рынках, в схему и программу развития электроэнергетики Свердловской области на пятилетний период <7> приняты в регионе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" <8>.
(Игнатьева И.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Среди подзаконных нормативных правовых актов, во-первых, выделяются акты, принятые в рамках, установленных федеральным законодательством, и в развитие положений, закрепленных на федеральном уровне правового регулирования. По мнению П.Г. Лахно, принятие региональных нормативных правовых актов в сфере энергетики в целом "возможно только в соответствии и в развитие положений федерального законодательства" <5>. Так, на основе правил, закрепленных в ст. 79.1, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительством Иркутской области регламентируется предоставление субсидии из областного бюджета местным бюджетам на строительство генерирующих объектов на основе ВИЭ <6>. Порядок и условия проведения конкурсных отборов по включению генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в отношении которых продажа электрической энергии (мощности) планируется на розничных рынках, в схему и программу развития электроэнергетики Свердловской области на пятилетний период <7> приняты в регионе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" <8>.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики;
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики;
Статья: Развитие оптового рынка электрической энергии и мощности в контексте Федерального закона "Об электроэнергетике"
(Рощенко Н.П., Мякинин В.В.)
("Юрист", 2023, N 4)Особую роль в обеспечении функционирования оптового рынка играет Ассоциация "НП Совет рынка" (далее - Совет рынка). Законодатель определил целью создания Совета рынка обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры рынка, эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику и наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики, организацию на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и качественном снабжении электрической энергией потребителей. Для субъектов оптового рынка предусмотрено обязательное членство в Совете рынка.
(Рощенко Н.П., Мякинин В.В.)
("Юрист", 2023, N 4)Особую роль в обеспечении функционирования оптового рынка играет Ассоциация "НП Совет рынка" (далее - Совет рынка). Законодатель определил целью создания Совета рынка обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры рынка, эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику и наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики, организацию на основе саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках, соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и качественном снабжении электрической энергией потребителей. Для субъектов оптового рынка предусмотрено обязательное членство в Совете рынка.
Статья: Об общем электроэнергетическом рынке Евразийского экономического союза
(Семенович К.С.)
("Юрист", 2022, N 10)Отметим, что коммерческая инфраструктура национальных рынков электроэнергии в государствах-членах различна. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <11> экономической основой функционирования электроэнергетики России является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках. Двухуровневый рынок электроэнергии, в соответствии с Законом от 9 июля 2004 г. N 588 "Об электроэнергетике" <12>, также функционирует в Республике Казахстан. В иных государствах-членах была принята одноуровневая модель рынка электрической энергии. Протоколом от 29 мая 2019 г. определяется, что юридические лица государств-членов осуществляют торговлю электрической энергией на ОЭЭР Союза в случае, если они не осуществляют одновременно (не совмещают) естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности в сфере электроэнергетики. При этом устанавливается, что названный запрет не распространяется на юридические лица государства-члена, осуществляющие производство и (или) продажу электрической энергии, если по состоянию на дату вступления в силу Протокола от 29 мая 2019 г. производство и (или) продажа электрической энергии в данном государстве-члене относятся к сферам естественных монополий в соответствии с приложением N 2 к Протоколу о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (приложение N 20 к Договору о ЕАЭС). Особенности участия таких юридических лиц определяются правилами взаимной торговли электрической энергией и упомянутым приложением. В России Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ <13> установлен запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. В Республике Казахстан электроэнергетические компании осуществляют деятельность в составе вертикально-интегрированных корпораций, которые имеют генерирующие активы, электросетевые, энергосбытовые организации. В Республике Беларусь, например, существовала государственная вертикально-интегрированная монополия, при которой деятельность по производству, передаче и сбыту электроэнергии осуществлялась одной компанией - Государственное производственное объединение электроэнергетики "Белэнерго" <14>. В настоящее время в целях гармонизации национальных энергосистем государств - членов ЕАЭС проводятся реформы электроэнергетической отрасли в соответствии с принятыми международными обязательствами, например в Кыргызской Республике <15>. Как указывает А.С. Гуласарян, "интеграция в рамках ЕАЭС позволит интегрировать Армению в его общий электроэнергетический рынок. В перспективе, с присоединением к ЕАЭС всех остальных государств - участников СНГ, Электроэнергетический совет СНГ утратит свой raison d'etre и сможет быть распущен" <16>.
(Семенович К.С.)
("Юрист", 2022, N 10)Отметим, что коммерческая инфраструктура национальных рынков электроэнергии в государствах-членах различна. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <11> экономической основой функционирования электроэнергетики России является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках. Двухуровневый рынок электроэнергии, в соответствии с Законом от 9 июля 2004 г. N 588 "Об электроэнергетике" <12>, также функционирует в Республике Казахстан. В иных государствах-членах была принята одноуровневая модель рынка электрической энергии. Протоколом от 29 мая 2019 г. определяется, что юридические лица государств-членов осуществляют торговлю электрической энергией на ОЭЭР Союза в случае, если они не осуществляют одновременно (не совмещают) естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности в сфере электроэнергетики. При этом устанавливается, что названный запрет не распространяется на юридические лица государства-члена, осуществляющие производство и (или) продажу электрической энергии, если по состоянию на дату вступления в силу Протокола от 29 мая 2019 г. производство и (или) продажа электрической энергии в данном государстве-члене относятся к сферам естественных монополий в соответствии с приложением N 2 к Протоколу о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (приложение N 20 к Договору о ЕАЭС). Особенности участия таких юридических лиц определяются правилами взаимной торговли электрической энергией и упомянутым приложением. В России Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ <13> установлен запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. В Республике Казахстан электроэнергетические компании осуществляют деятельность в составе вертикально-интегрированных корпораций, которые имеют генерирующие активы, электросетевые, энергосбытовые организации. В Республике Беларусь, например, существовала государственная вертикально-интегрированная монополия, при которой деятельность по производству, передаче и сбыту электроэнергии осуществлялась одной компанией - Государственное производственное объединение электроэнергетики "Белэнерго" <14>. В настоящее время в целях гармонизации национальных энергосистем государств - членов ЕАЭС проводятся реформы электроэнергетической отрасли в соответствии с принятыми международными обязательствами, например в Кыргызской Республике <15>. Как указывает А.С. Гуласарян, "интеграция в рамках ЕАЭС позволит интегрировать Армению в его общий электроэнергетический рынок. В перспективе, с присоединением к ЕАЭС всех остальных государств - участников СНГ, Электроэнергетический совет СНГ утратит свой raison d'etre и сможет быть распущен" <16>.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Инфраструктура в общем значении - это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и (или) обеспечивающих основу функционирования системы <120>. Под инфраструктурой товарного рынка принято понимать совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность производителей, торговых посредников и розничных торговых организаций в процессе движения товаров, осуществляемом субъектами, формирующими структуру товарного рынка <121>.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Инфраструктура в общем значении - это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и (или) обеспечивающих основу функционирования системы <120>. Под инфраструктурой товарного рынка принято понимать совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность производителей, торговых посредников и розничных торговых организаций в процессе движения товаров, осуществляемом субъектами, формирующими структуру товарного рынка <121>.