Основные принципы охраны здоровья
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные принципы охраны здоровья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 157 "Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон" КАС РФ"Ввиду того, что в рамках настоящего дела судом первой инстанции принято решение о признании недействующим оспариваемого Учреждением пункта 3.4.7 Тарифного соглашения, как не соответствующего иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку установлено, что допущено отступление от одного из основных принципов охраны здоровья, а именно принципа доступности и качества медицинской помощи, обеспечиваемых применением порядка оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи, следовательно, руководствуясь положениями статьи 157, частью 10 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о невозможности принятия судом отказа от административного иска на стадии апелляционного производства и полагает правильным рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции по существу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Может ли врач отказаться от лечения больного?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одним из основных принципов охраны здоровья является недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. При этом не допускаются отказ в ее оказании в соответствии с государственной программой по ее бесплатному оказанию и взимание платы. Неправомерен отказ в оказании медицинской помощи в экстренной форме, которая должна быть безотлагательной и бесплатной (п. 7 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 11 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Одним из основных принципов охраны здоровья является недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. При этом не допускаются отказ в ее оказании в соответствии с государственной программой по ее бесплатному оказанию и взимание платы. Неправомерен отказ в оказании медицинской помощи в экстренной форме, которая должна быть безотлагательной и бесплатной (п. 7 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 11 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции
(ред. от 28.12.2024)
"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции"Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции
Статья: О понятиях "медицинская помощь" и "медицинская услуга". Медицинское знание и медицинская практика как предпосылка для нормативного регулирования отношений медицинской помощи
(Тимофеев И.В.)
("Медицинское право", 2021, N 1)В этой связи для начала представляется, что необходимо привести некоторые рассуждения о понятии "медицинская помощь" как объекте правового регулирования. В нашей стране впервые термин "медицинская помощь" в контексте конституционных прав человека устанавливается лишь в тексте Конституции СССР 1936 г. <6> А такая ее характеристика, как ДМП, впервые была отражена только через 57 лет в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <7> (далее - Основы законодательства РФ) как характеристика конституционного права каждого гражданина на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения (ст. 55 Конституции РСФСР с изменениями 1992 г.). Она была оформлена в виде одного из основных принципов охраны здоровья - доступности медико-социальной помощи (ст. 2). КМП в качестве предмета правового регулирования появляется после 2008 г. <8>, а окончательно закрепляется в 2011 г. в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <9> (далее - Закон N 323-ФЗ).
(Тимофеев И.В.)
("Медицинское право", 2021, N 1)В этой связи для начала представляется, что необходимо привести некоторые рассуждения о понятии "медицинская помощь" как объекте правового регулирования. В нашей стране впервые термин "медицинская помощь" в контексте конституционных прав человека устанавливается лишь в тексте Конституции СССР 1936 г. <6> А такая ее характеристика, как ДМП, впервые была отражена только через 57 лет в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <7> (далее - Основы законодательства РФ) как характеристика конституционного права каждого гражданина на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения (ст. 55 Конституции РСФСР с изменениями 1992 г.). Она была оформлена в виде одного из основных принципов охраны здоровья - доступности медико-социальной помощи (ст. 2). КМП в качестве предмета правового регулирования появляется после 2008 г. <8>, а окончательно закрепляется в 2011 г. в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <9> (далее - Закон N 323-ФЗ).
Статья: "Выздоравливать отсюда": конституционно-правовое определение категории "медицинская помощь"
(Шарловский К.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Оспоренное правовое регулирование осуществлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при реализации требований статьи 37 Закона об основах охраны здоровья граждан и по своему содержанию направлено на обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, отвечает основным принципам охраны здоровья: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи (пункты 1, 2 статьи 4 Закона об основах охраны здоровья граждан), в связи с чем ссылка И.О. в апелляционной жалобе на нарушение части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, несостоятельна".
(Шарловский К.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 1)Оспоренное правовое регулирование осуществлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при реализации требований статьи 37 Закона об основах охраны здоровья граждан и по своему содержанию направлено на обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, отвечает основным принципам охраны здоровья: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи (пункты 1, 2 статьи 4 Закона об основах охраны здоровья граждан), в связи с чем ссылка И.О. в апелляционной жалобе на нарушение части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, несостоятельна".
Статья: Система обеспечения охраны здоровья в местах лишения свободы: структура, динамика и перспективы
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Профессиональная деятельность пенитенциарных медицинских работников, осуществляемая в соответствии с основными принципами охраны здоровья граждан в РФ (ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ), проводится в условиях, отличных от условий классической (общегражданской) модели здравоохранения, что отмечалось в ряде исследований <8>. Главными источниками этих отличий являются место осуществления указанной деятельности - исправительные учреждения (далее - ИУ), а также специфика содержания в них контингента и участие медиков в решении целого комплекса иных, кроме охраны здоровья, задач, поставленных перед учреждениями принудительного содержания (ст. 13 Закона РФ N 5473-1). Такие задачи сами по себе весьма специфичны и тоже противоречивы. На это обращал внимание еще проф. А.Л. Ременсон, отметивший, что в лишении свободы имеется объективное противоречие, при котором "общество вынуждено в силу крайней необходимости в той или иной мере приносить в жертву определенные ценности в целях сохранения, развития и создания других, более важных ценностей" <9>. Своеобразие социально-психологических условий исполнения лишения свободы в свое время было хорошо показано Г.Ф. Хохряковым <10>.
(Павленко А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Профессиональная деятельность пенитенциарных медицинских работников, осуществляемая в соответствии с основными принципами охраны здоровья граждан в РФ (ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ), проводится в условиях, отличных от условий классической (общегражданской) модели здравоохранения, что отмечалось в ряде исследований <8>. Главными источниками этих отличий являются место осуществления указанной деятельности - исправительные учреждения (далее - ИУ), а также специфика содержания в них контингента и участие медиков в решении целого комплекса иных, кроме охраны здоровья, задач, поставленных перед учреждениями принудительного содержания (ст. 13 Закона РФ N 5473-1). Такие задачи сами по себе весьма специфичны и тоже противоречивы. На это обращал внимание еще проф. А.Л. Ременсон, отметивший, что в лишении свободы имеется объективное противоречие, при котором "общество вынуждено в силу крайней необходимости в той или иной мере приносить в жертву определенные ценности в целях сохранения, развития и создания других, более важных ценностей" <9>. Своеобразие социально-психологических условий исполнения лишения свободы в свое время было хорошо показано Г.Ф. Хохряковым <10>.
Статья: Конституционные преобразования: перенастройка российского местного самоуправления
(Нанба С.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)К числу основных принципов охраны здоровья в Российской Федерации отнесены доступность и качество медицинской помощи, реализация которых обеспечивается организацией оказания медицинской помощи с учетом фактора приближенности к месту жительства, месту работы или обучения <21>. Текущее законодательное регулирование предусматривает создание органами местного самоуправления условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района, муниципального и городского округа; обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения и др. <22>.
(Нанба С.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)К числу основных принципов охраны здоровья в Российской Федерации отнесены доступность и качество медицинской помощи, реализация которых обеспечивается организацией оказания медицинской помощи с учетом фактора приближенности к месту жительства, месту работы или обучения <21>. Текущее законодательное регулирование предусматривает создание органами местного самоуправления условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района, муниципального и городского округа; обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения и др. <22>.
Статья: Общественное здоровье: от принципа управления здравоохранением до конституционно-правовой ценности
(Цомартова Ф.В., Путило Н.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)В частности, цели профилактики заболеваний наряду с диагностикой, лечением и медицинской реабилитацией пронизывают практически всю ткань правового регулирования здравоохранительных отношений. Более того, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья является одним из основных правовых принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации <33>. В статье 12 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" очерчен круг мер, обеспечивающих реализацию данного принципа и совпадающих с аналогичными средствами, предусмотренными зарубежными правопорядками применительно к достижению целей общественного здоровья, а именно:
(Цомартова Ф.В., Путило Н.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)В частности, цели профилактики заболеваний наряду с диагностикой, лечением и медицинской реабилитацией пронизывают практически всю ткань правового регулирования здравоохранительных отношений. Более того, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья является одним из основных правовых принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации <33>. В статье 12 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" очерчен круг мер, обеспечивающих реализацию данного принципа и совпадающих с аналогичными средствами, предусмотренными зарубежными правопорядками применительно к достижению целей общественного здоровья, а именно:
Статья: Бионейроконституционализм и достоинство: теоретические основы, диалог этических и юридических требований и перспективы взаимодействия
(Кравец И.А.)
("Журнал российского права", 2022, NN 2, 6)В предназначении достоинства как руководящего принципа правотворческой деятельности в сфере биоправа и нейроправа соединяются этические и правовые начала, которые обеспечивают легальность правовой биополитики и легитимность юридического закрепления принципов биоэтики. Исследователи отмечают конкуренцию персоналистских и утилитарных концепций человеческого достоинства применительно к сфере медицинской этики и биоэтики. Появилась и онтологическая концепция человеческого достоинства. Представляется важным поддерживать онтологический статус человеческого достоинства, инкорпорировать его в структуру российского законодательства в сфере биомедицины, одновременно развивая концепцию социальной ответственности биоэтики <53>. Принцип социальной ответственности биоэтики следует рассматривать в контексте коммуникативного достоинства, когда достоинство понимается как коммуникативное и одновременно неотъемлемое качество человеческой личности, позволяющее не только поддерживать принцип личной автономии, но и формировать широкое сообщество отзывчивых, ответственных и благоразумных агентов. Для инкорпорирования принципа человеческого достоинства в структуру российского законодательства в сфере биомедицины возможно использование двух подходов: 1) принятие комплексного федерального закона "О биоэтике, биомедицине и защите достоинства и прав человека"; 2) включение соответствующего положения в различные законодательные акты исходя из особенностей статуса и роли достоинства в биоэтике, биомедицине, генетике, нейроэтике и геномных исследованиях. В частности, целесообразно расширение перечня основных принципов охраны здоровья граждан в России посредством включения в число таких принципов (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") положения о "приоритете уважения и охраны достоинства пациента при оказании медицинской помощи". Следует подумать и об оптимальной конституционной модели статуса человеческого достоинства в названных областях (для России).
(Кравец И.А.)
("Журнал российского права", 2022, NN 2, 6)В предназначении достоинства как руководящего принципа правотворческой деятельности в сфере биоправа и нейроправа соединяются этические и правовые начала, которые обеспечивают легальность правовой биополитики и легитимность юридического закрепления принципов биоэтики. Исследователи отмечают конкуренцию персоналистских и утилитарных концепций человеческого достоинства применительно к сфере медицинской этики и биоэтики. Появилась и онтологическая концепция человеческого достоинства. Представляется важным поддерживать онтологический статус человеческого достоинства, инкорпорировать его в структуру российского законодательства в сфере биомедицины, одновременно развивая концепцию социальной ответственности биоэтики <53>. Принцип социальной ответственности биоэтики следует рассматривать в контексте коммуникативного достоинства, когда достоинство понимается как коммуникативное и одновременно неотъемлемое качество человеческой личности, позволяющее не только поддерживать принцип личной автономии, но и формировать широкое сообщество отзывчивых, ответственных и благоразумных агентов. Для инкорпорирования принципа человеческого достоинства в структуру российского законодательства в сфере биомедицины возможно использование двух подходов: 1) принятие комплексного федерального закона "О биоэтике, биомедицине и защите достоинства и прав человека"; 2) включение соответствующего положения в различные законодательные акты исходя из особенностей статуса и роли достоинства в биоэтике, биомедицине, генетике, нейроэтике и геномных исследованиях. В частности, целесообразно расширение перечня основных принципов охраны здоровья граждан в России посредством включения в число таких принципов (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") положения о "приоритете уважения и охраны достоинства пациента при оказании медицинской помощи". Следует подумать и об оптимальной конституционной модели статуса человеческого достоинства в названных областях (для России).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Непосредственное правовое регулирование вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи, осуществляет Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <1> (далее - ФЗ "Об основах здоровья граждан"), который декларирует приоритет охраны здоровья детей и социальную защищенность граждан в случае утраты здоровья как основные принципы охраны здоровья (ст. 4).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Непосредственное правовое регулирование вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи, осуществляет Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <1> (далее - ФЗ "Об основах здоровья граждан"), который декларирует приоритет охраны здоровья детей и социальную защищенность граждан в случае утраты здоровья как основные принципы охраны здоровья (ст. 4).
Статья: Значение конституционной категории достоинства личности в биоэтике и медицине
(Крылатова И.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Одновременно с целью совершенствования правового регулирования в данной сфере, используя комплексные механизмы правовой регламентации, обоснованным будет включить корреспондирующие положения о приоритетной ценности достоинства личности и в акты более широкого предмета правового регулирования, содержащие базовые положения, связанные с установлением в целом принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации. В частности, расширить п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <20>, закрепив, что "основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, достоинства личности и обеспечение связанных с ними государственных гарантий".
(Крылатова И.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Одновременно с целью совершенствования правового регулирования в данной сфере, используя комплексные механизмы правовой регламентации, обоснованным будет включить корреспондирующие положения о приоритетной ценности достоинства личности и в акты более широкого предмета правового регулирования, содержащие базовые положения, связанные с установлением в целом принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации. В частности, расширить п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <20>, закрепив, что "основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, достоинства личности и обеспечение связанных с ними государственных гарантий".
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Однако сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну, соблюдение которой является одним из основных принципов охраны здоровья (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Однако сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну, соблюдение которой является одним из основных принципов охраны здоровья (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статья: О врачебной тайне и ее соблюдении в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Бойко И.Б., Бузина О.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)2. В Законе N 323-ФЗ, как и в Основах законодательства РФ, термин "врачебная тайна" раскрывается после своего упоминания соответственно в ст. 13 и 61. Представляется <4>, что толкование этого понятия имеет смысл дать в ст. 2, где собраны определения всем основным понятиям, используемым в данном Законе. По всей своей правовой, медицинской и социальной значимости, а также по причине достаточно широкой представленности в Законе N 323-ФЗ врачебная тайна заслуживает быть отнесенной к основным понятиям, используемым для целей настоящего "медицинского" закона. К тому же соблюдение врачебной тайны, как следует из ст. 4 упомянутого Федерального закона, является одним из основных принципов охраны здоровья.
(Бойко И.Б., Бузина О.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)2. В Законе N 323-ФЗ, как и в Основах законодательства РФ, термин "врачебная тайна" раскрывается после своего упоминания соответственно в ст. 13 и 61. Представляется <4>, что толкование этого понятия имеет смысл дать в ст. 2, где собраны определения всем основным понятиям, используемым в данном Законе. По всей своей правовой, медицинской и социальной значимости, а также по причине достаточно широкой представленности в Законе N 323-ФЗ врачебная тайна заслуживает быть отнесенной к основным понятиям, используемым для целей настоящего "медицинского" закона. К тому же соблюдение врачебной тайны, как следует из ст. 4 упомянутого Федерального закона, является одним из основных принципов охраны здоровья.