Основные ошибки госзаказчиков
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные ошибки госзаказчиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Энергоснабжение (поставка электроэнергии) для государственных и муниципальных нужд: Покупатель хочет обязать Поставщика осуществить перерасчет платы за электроэнергию, поставленную для государственных и муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 539, 544, 1102 ГК РФ, Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 539, 544, 1102 ГК РФ, Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии
Перспективы и риски арбитражного спора: Энергоснабжение (поставка электроэнергии) для государственных и муниципальных нужд: Покупатель хочет взыскать сумму, излишне уплаченную за электроэнергию для государственных и муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 539, 541, 544, 1102, п. 2 ст. 1107 ГК РФ, Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 539, 541, 544, 1102, п. 2 ст. 1107 ГК РФ, Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: ЭДО без стресса. Гайд (руководство) по внедрению
("Делопроизводство", 2024, N 4)- В "коробочных" решениях ЭДО уже учтены основные потребности госзаказчиков и заказчиков из типовых отраслей. Это регистрация карточек документов, прикрепление к ним файлов, создание поручений (резолюций) от имени руководителя подчиненным, возможность пересылки документов на ознакомление тем пользователям, которым нужно с ними ознакомиться. Эти функции есть по умолчанию в каждом из коробочных решений ГК "ЭОС", они стабильны, надежны и используются множеством заказчиков в разных отраслях. Но при этом каждое из коробочных решений имеет уникальные особенности.
("Делопроизводство", 2024, N 4)- В "коробочных" решениях ЭДО уже учтены основные потребности госзаказчиков и заказчиков из типовых отраслей. Это регистрация карточек документов, прикрепление к ним файлов, создание поручений (резолюций) от имени руководителя подчиненным, возможность пересылки документов на ознакомление тем пользователям, которым нужно с ними ознакомиться. Эти функции есть по умолчанию в каждом из коробочных решений ГК "ЭОС", они стабильны, надежны и используются множеством заказчиков в разных отраслях. Но при этом каждое из коробочных решений имеет уникальные особенности.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Государственный или муниципальный контракт заключают две стороны - поставщик (исполнитель) и государственный (муниципальный) заказчик в лице органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, поэтому неверным будет говорить о систематичности предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли, со стороны публично-правовых образований (заказчика), ибо они созданы не для того, чтобы участвовать в гражданских правоотношениях, такое участие для них имеет вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Цель заключения государственного или муниципального контракта государственным (муниципальным) заказчиком - не стремление получать постоянную прибыль, а обеспечение потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в товарах для осуществления своих функций и полномочий, реализации федеральных и региональных целевых программ, поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, а также решения вопросов местного значения или для других государственных либо муниципальных нужд.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Государственный или муниципальный контракт заключают две стороны - поставщик (исполнитель) и государственный (муниципальный) заказчик в лице органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, поэтому неверным будет говорить о систематичности предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли, со стороны публично-правовых образований (заказчика), ибо они созданы не для того, чтобы участвовать в гражданских правоотношениях, такое участие для них имеет вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Цель заключения государственного или муниципального контракта государственным (муниципальным) заказчиком - не стремление получать постоянную прибыль, а обеспечение потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в товарах для осуществления своих функций и полномочий, реализации федеральных и региональных целевых программ, поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, а также решения вопросов местного значения или для других государственных либо муниципальных нужд.
Нормативные акты
Решение Тывинского УФАС России от 18.04.2022 N 017/06/99-15/2022
Нарушение: п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Согласно письменным доводам обращения при формировании и размещении протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312100008222000004 ошибочно размещена информация о победителе аукциона.
Нарушение: п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Согласно письменным доводам обращения при формировании и размещении протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312100008222000004 ошибочно размещена информация о победителе аукциона.
Решение Московского УФАС России от 01.10.2010 по делу N 11-02/57-1494/10
Нарушение: ч. 4.2 ст. 10 и ч. 7 ст. 28 Закона о размещении заказов.
Решение: Признать жалобу обоснованной.В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку комплекса аппаратных средств оптимизации процессов управления профессионально-ориентационной и основной образовательной деятельностью (реестровый номер 100914/000592/452).
Нарушение: ч. 4.2 ст. 10 и ч. 7 ст. 28 Закона о размещении заказов.
Решение: Признать жалобу обоснованной.В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку комплекса аппаратных средств оптимизации процессов управления профессионально-ориентационной и основной образовательной деятельностью (реестровый номер 100914/000592/452).
Статья: Государственная поддержка конкурентной среды в аспекте эффективности государственных закупок
(Лапина Е.Б.)
("Юрист", 2014, N 5)В связи с тем что именно в результате конкурентной борьбы между поставщиками (подрядчиками, исполнителями) формируется наиболее выгодное предложение, можно говорить о том, что конкуренция является одним из основных механизмов, позволяющих заказчикам эффективно использовать финансовые средства. Частные заказчики, лично заинтересованные в максимизации своей прибыли, априори стремятся к эффективному использованию своих ресурсов. Несколько иная ситуация характерна для рынка государственных закупок. В связи с особым положением государственных заказчиков регулирующая функция свободных рыночных отношений не всегда оказывается работоспособной, так как непосредственное управление государственными органами осуществляется лицами, не имеющими личной финансовой заинтересованности в эффективном использовании государственных средств. Кроме того, деятельность государственных заказчиков связана с решением общеполезных задач и, как правило, не направлена на извлечение прибыли, а объем закупок связан лишь с бюджетными ограничениями. При этом, хотя необходимость эффективного использования бюджетных средств и продекларирована в действующем законодательстве <3>, но интересы государства могут быть подвержены риску вследствие ошибок или умышленных действий со стороны недобросовестных работников государственных заказчиков. Поэтому, как отмечал Кристофер Бовис, "основной причиной для регулирования публичного сектора... является необходимость привести данные рынки в соответствие с работой частных рынков" <4>. И хотя данное утверждение относилось к рынкам государственных закупок Евросоюза, оно вполне справедливо и для российской действительности. При этом особому государственному регулированию подлежит в первую очередь деятельность государственных заказчиков.
(Лапина Е.Б.)
("Юрист", 2014, N 5)В связи с тем что именно в результате конкурентной борьбы между поставщиками (подрядчиками, исполнителями) формируется наиболее выгодное предложение, можно говорить о том, что конкуренция является одним из основных механизмов, позволяющих заказчикам эффективно использовать финансовые средства. Частные заказчики, лично заинтересованные в максимизации своей прибыли, априори стремятся к эффективному использованию своих ресурсов. Несколько иная ситуация характерна для рынка государственных закупок. В связи с особым положением государственных заказчиков регулирующая функция свободных рыночных отношений не всегда оказывается работоспособной, так как непосредственное управление государственными органами осуществляется лицами, не имеющими личной финансовой заинтересованности в эффективном использовании государственных средств. Кроме того, деятельность государственных заказчиков связана с решением общеполезных задач и, как правило, не направлена на извлечение прибыли, а объем закупок связан лишь с бюджетными ограничениями. При этом, хотя необходимость эффективного использования бюджетных средств и продекларирована в действующем законодательстве <3>, но интересы государства могут быть подвержены риску вследствие ошибок или умышленных действий со стороны недобросовестных работников государственных заказчиков. Поэтому, как отмечал Кристофер Бовис, "основной причиной для регулирования публичного сектора... является необходимость привести данные рынки в соответствие с работой частных рынков" <4>. И хотя данное утверждение относилось к рынкам государственных закупок Евросоюза, оно вполне справедливо и для российской действительности. При этом особому государственному регулированию подлежит в первую очередь деятельность государственных заказчиков.
Статья: Правовые аспекты противодействия конфликту интересов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2015, N 11)3) нарушенная объективность (impaired objectivity) <27> (ситуация, когда компания - исполнитель услуг по государственному контракту может в своих интересах повлиять на неправильную оценку государственным заказчиком результата своей работы по другому контракту (например, хозяйствующий субъект заключает государственный контракт на оказание услуг по оценке качества выполненных им же работ по другому государственному контракту <28> или взаимосвязанные государственные контракты на выполнение несовместимых (конфликтных) работ <29>).
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2015, N 11)3) нарушенная объективность (impaired objectivity) <27> (ситуация, когда компания - исполнитель услуг по государственному контракту может в своих интересах повлиять на неправильную оценку государственным заказчиком результата своей работы по другому контракту (например, хозяйствующий субъект заключает государственный контракт на оказание услуг по оценке качества выполненных им же работ по другому государственному контракту <28> или взаимосвязанные государственные контракты на выполнение несовместимых (конфликтных) работ <29>).
Статья: Получаем товары от поставщика по факту и по документам
(Булаев С.В.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 6)Оба документа применяются в части, не противоречащей ГК РФ, и только в случаях, предусмотренных договором поставки (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18). Если же законом, иным правовым актом, обязательными правилами, договором, обычаями делового оборота порядок приемки по количеству и качеству не определен, данное обстоятельство само по себе не является основанием освобождения поставщика от ответственности за нарушение соответствующих условий договора. В названном Постановлении отмечается: арбитражным судам следует оценивать представленные покупателем доказательства, свидетельствующие о поставке товаров с нарушением условий договора об их количестве и качестве. То есть, если в договоре нет ни одной ссылки на Инструкции N N П-6 и П-7, покупателю все же следует при приеме товаров проверять их количество и качество. Рекомендуется при заключении договора поставки включить в него отсылочные нормы на нормативные акты, регулирующие вопросы приемки товаров от поставщика. Например, можно ввести пункт следующего содержания: "Право собственности на передаваемый товар переходит от поставщика к покупателю с момента подписания покупателем товарной накладной, при этом приемка осуществляется согласно действующему законодательству и Инструкциям N N П-6, П-7". Другой вариант: взять из этих Инструкций наиболее ценные предложения применительно к сегодняшним реалиям и вписать их в договор для конкретизации действий по сдаче-приемке товаров поставщиком покупателю. Заметим, чаще других условия о приемке товаров по качеству и количеству согласно упомянутым Инструкциям включают в договоры государственные (муниципальные) заказчики. Обозначим основные нормы и правила приемки товаров по количеству и качеству, которые могут пригодиться организациям торговли.
(Булаев С.В.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 6)Оба документа применяются в части, не противоречащей ГК РФ, и только в случаях, предусмотренных договором поставки (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18). Если же законом, иным правовым актом, обязательными правилами, договором, обычаями делового оборота порядок приемки по количеству и качеству не определен, данное обстоятельство само по себе не является основанием освобождения поставщика от ответственности за нарушение соответствующих условий договора. В названном Постановлении отмечается: арбитражным судам следует оценивать представленные покупателем доказательства, свидетельствующие о поставке товаров с нарушением условий договора об их количестве и качестве. То есть, если в договоре нет ни одной ссылки на Инструкции N N П-6 и П-7, покупателю все же следует при приеме товаров проверять их количество и качество. Рекомендуется при заключении договора поставки включить в него отсылочные нормы на нормативные акты, регулирующие вопросы приемки товаров от поставщика. Например, можно ввести пункт следующего содержания: "Право собственности на передаваемый товар переходит от поставщика к покупателю с момента подписания покупателем товарной накладной, при этом приемка осуществляется согласно действующему законодательству и Инструкциям N N П-6, П-7". Другой вариант: взять из этих Инструкций наиболее ценные предложения применительно к сегодняшним реалиям и вписать их в договор для конкретизации действий по сдаче-приемке товаров поставщиком покупателю. Заметим, чаще других условия о приемке товаров по качеству и количеству согласно упомянутым Инструкциям включают в договоры государственные (муниципальные) заказчики. Обозначим основные нормы и правила приемки товаров по количеству и качеству, которые могут пригодиться организациям торговли.
Статья: Основные положительные и отрицательные аспекты внедрения Закона о контрактной системе
(Денисенко Г.В., Краус И.Г.)
("Аудитор", 2018, N 2)На стадии самой процедуры объявления и разыгрывания предлагаемых лотов на помощь Заказчику приходят электронные площадки. Сайт zakupki.gov.ru разработан в первую очередь для государственных Заказчиков. Для каждой организации существует персонализированный личный кабинет с набором соответствующих функций. Разработчики данного сайта постоянно улучшают его работу, добавляя все новые возможности. С одной стороны, все достаточно автоматизировано, система настроена на минимизацию человеческих ошибок [2, с. 25]. Она делает автоматические расчеты, все единицы измерения можно выбрать из выпадающего списка, можно посмотреть подобного рода ранее объявленные процедуры и т.д.
(Денисенко Г.В., Краус И.Г.)
("Аудитор", 2018, N 2)На стадии самой процедуры объявления и разыгрывания предлагаемых лотов на помощь Заказчику приходят электронные площадки. Сайт zakupki.gov.ru разработан в первую очередь для государственных Заказчиков. Для каждой организации существует персонализированный личный кабинет с набором соответствующих функций. Разработчики данного сайта постоянно улучшают его работу, добавляя все новые возможности. С одной стороны, все достаточно автоматизировано, система настроена на минимизацию человеческих ошибок [2, с. 25]. Она делает автоматические расчеты, все единицы измерения можно выбрать из выпадающего списка, можно посмотреть подобного рода ранее объявленные процедуры и т.д.
Статья: Роль специализированных организаций в коррупционных схемах при размещении государственного заказа
(Избачков Ю.С.)
("Культура: управление, экономика, право", 2012, N 2)В-третьих, принятие мер в отношении одной конкретной процедуры размещения заказа не позволяет говорить о существенном продвижении. Только устранение устойчивых коррупционных схем, основной частью которых являются фигуры конкретных исполнителей, можно считать значимой победой.
(Избачков Ю.С.)
("Культура: управление, экономика, право", 2012, N 2)В-третьих, принятие мер в отношении одной конкретной процедуры размещения заказа не позволяет говорить о существенном продвижении. Только устранение устойчивых коррупционных схем, основной частью которых являются фигуры конкретных исполнителей, можно считать значимой победой.
Статья: Проблемы применения антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов
(Шальман О.В.)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2013)Публично-правовое образование выступает основным должником в обязательстве, возникшем из государственного контракта. При этом правовая квалификация ответственности публично-правового образования не изменится и в том случае, если непосредственной целью государственного контракта будет обеспечение потребностей самого государственного заказчика в определенных товарах.
(Шальман О.В.)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2013)Публично-правовое образование выступает основным должником в обязательстве, возникшем из государственного контракта. При этом правовая квалификация ответственности публично-правового образования не изменится и в том случае, если непосредственной целью государственного контракта будет обеспечение потребностей самого государственного заказчика в определенных товарах.
Статья: К вопросу о контрактах жизненного цикла вооружения, военной и специальной техники
(Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права", 2020, N 6)Нередко жизненный цикл продукции военного и специального назначения выходит за горизонт не только бюджетного планирования, но и планирования в рамках государственной программы вооружения <14>. При заключении долгосрочных КЖЦ возможно возникновение неопределенности относительно размера необходимого финансирования. Поэтому в условиях неустойчивой экономики возникает риск неисполнения КЖЦ из-за отсутствия бюджетных средств. В свою очередь, контрагент государственного заказчика может ошибиться при расчете своих издержек, что приведет к нерентабельности его деятельности в рамках КЖЦ ВВСТ.
(Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права", 2020, N 6)Нередко жизненный цикл продукции военного и специального назначения выходит за горизонт не только бюджетного планирования, но и планирования в рамках государственной программы вооружения <14>. При заключении долгосрочных КЖЦ возможно возникновение неопределенности относительно размера необходимого финансирования. Поэтому в условиях неустойчивой экономики возникает риск неисполнения КЖЦ из-за отсутствия бюджетных средств. В свою очередь, контрагент государственного заказчика может ошибиться при расчете своих издержек, что приведет к нерентабельности его деятельности в рамках КЖЦ ВВСТ.
Статья: От цены к качеству. Контрактная система позволила использовать конкурс для поиска строителей
(Осипов В.)
("Информационно-аналитическое издание "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги", 2014, N 9)Кроме того, решению данной проблемы (борьбы с картелями) в значительной степени способствует проектно-сметный метод определения НМЦК на выполнение строительных работ, принятый ФЗ-44 в качестве основного метода. Основанный на применении методик и нормативов (государственных сметных норм) строительных работ и специальных строительных работ, проектно-сметный метод определения НМЦК практически не позволяет обосновать снижение начальной цены контракта на 25% и более. Такое снижение возможно, только если государственный заказчик допустит ошибку при определении НМЦК, завысив ее.
(Осипов В.)
("Информационно-аналитическое издание "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги", 2014, N 9)Кроме того, решению данной проблемы (борьбы с картелями) в значительной степени способствует проектно-сметный метод определения НМЦК на выполнение строительных работ, принятый ФЗ-44 в качестве основного метода. Основанный на применении методик и нормативов (государственных сметных норм) строительных работ и специальных строительных работ, проектно-сметный метод определения НМЦК практически не позволяет обосновать снижение начальной цены контракта на 25% и более. Такое снижение возможно, только если государственный заказчик допустит ошибку при определении НМЦК, завысив ее.
Статья: Эффективность правового регулирования частных и публичных отношений при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд
(Щедрикова Н.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2011, N 4)Анализ опыта организации и проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд позволяет говорить о том, что государственные заказчики при организации и проведении конкурсов допускают ряд ошибок и нарушений действующего законодательства. Это может в той или иной степени ограничивать права поставщиков на участие в процедурах закупок.
(Щедрикова Н.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2011, N 4)Анализ опыта организации и проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд позволяет говорить о том, что государственные заказчики при организации и проведении конкурсов допускают ряд ошибок и нарушений действующего законодательства. Это может в той или иной степени ограничивать права поставщиков на участие в процедурах закупок.
Статья: Проведение проверки строительно-монтажных и ремонтных работ
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2022, N 11)- организационные и управленческие ошибки, допущенные при планировании и реализации мероприятий (в том числе при выборе и подготовке земельных участков под строительство) (такие ошибки зачастую приводят к увеличению сроков строительства и удорожанию возводимых объектов);
(Иванова А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2022, N 11)- организационные и управленческие ошибки, допущенные при планировании и реализации мероприятий (в том числе при выборе и подготовке земельных участков под строительство) (такие ошибки зачастую приводят к увеличению сроков строительства и удорожанию возводимых объектов);