Основные обязанности муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные обязанности муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная служба: обязанности, ограничения
(КонсультантПлюс, 2025)1. Обязанности муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)1. Обязанности муниципального служащего
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2024 N 88-23577/2024 (УИД 24RS0056-01-2023-007398-57)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул, компенсации морального вреда; 3) О признании недействительной записи в трудовой книжке; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения по истечении срока трудового договора.
Обстоятельства: Между сторонами был заключен срочный трудовой договор. Истица заявляет, что ответчик не уволил ее в связи с прекращением максимального срока срочного трудового договора; она полагала, что трудовые отношения стали носить бессрочный характер.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.То обстоятельство, что К.М. исполняла обязанности отсутствующего работника более 5 лет, то есть после 23 марта 2023 г., по мнению суда апелляционной инстанции, не является основанием для признания трудового договора заключенного на неопределенный срок, т.к. срок выполнения истицей трудовых обязанностей на время отсутствия основного работника определен не был, поскольку он был связан с конкретным событием - выходом на работу основного работника, за которым сохраняется место работы. При этом, на время предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения денежного содержания за муниципальным служащим С.Н.Г. сохранялось место работы.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок; 2) О взыскании оплаты за вынужденный прогул, компенсации морального вреда; 3) О признании недействительной записи в трудовой книжке; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения по истечении срока трудового договора.
Обстоятельства: Между сторонами был заключен срочный трудовой договор. Истица заявляет, что ответчик не уволил ее в связи с прекращением максимального срока срочного трудового договора; она полагала, что трудовые отношения стали носить бессрочный характер.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.То обстоятельство, что К.М. исполняла обязанности отсутствующего работника более 5 лет, то есть после 23 марта 2023 г., по мнению суда апелляционной инстанции, не является основанием для признания трудового договора заключенного на неопределенный срок, т.к. срок выполнения истицей трудовых обязанностей на время отсутствия основного работника определен не был, поскольку он был связан с конкретным событием - выходом на работу основного работника, за которым сохраняется место работы. При этом, на время предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения денежного содержания за муниципальным служащим С.Н.Г. сохранялось место работы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проведение служебной проверки на муниципальной службе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Муниципальная служба как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, сопряжена с необходимостью исполнения муниципальными служащими основных обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, требований к служебному поведению. Отступление от таких обязанностей, нарушение ограничений и требований может служить основанием для проявления разного рода негативных последствий, в том числе связанных с привлечением муниципального служащего к дисциплинарной ответственности. В свою очередь, гарантией законности и справедливости мер реагирования на подобные нарушения является полнота установления обстоятельств допущенного муниципальным служащим нарушения, чему в существенной степени может способствовать объективная и своевременная служебная проверка.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Муниципальная служба как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, сопряжена с необходимостью исполнения муниципальными служащими основных обязанностей, соблюдения ограничений и запретов, требований к служебному поведению. Отступление от таких обязанностей, нарушение ограничений и требований может служить основанием для проявления разного рода негативных последствий, в том числе связанных с привлечением муниципального служащего к дисциплинарной ответственности. В свою очередь, гарантией законности и справедливости мер реагирования на подобные нарушения является полнота установления обстоятельств допущенного муниципальным служащим нарушения, чему в существенной степени может способствовать объективная и своевременная служебная проверка.
Статья: Концептуальные подходы совершенствования института административной ответственности в механизме административно-правового воздействия (к 80-летию доктора юридических наук, профессора В.Е. Севрюгина)
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Подводя итоги рассмотрения проблемы состояния совершенствования института административной ответственности в условиях действия двух кодифицированных актов - КоАП РФ и КАС РФ, на наш взгляд, следует пересмотреть подход к традиционному пониманию сущности административной ответственности. С учетом представленных выше доводов о необходимости выделения в социальной ответственности двух ее разновидностей - правовой и юридической ответственности - необходимо: 1) к исследованию вопроса совершенствования административной ответственности в административном праве, на наш взгляд, подходить с двух сторон: "восстановительной" и "санкционной, наказательной"; 2) исследуя основные стороны (направления) в изучении новых подходов в разрешении проблемы новой сущности административной ответственности, рассматривать две сферы (области) правовых отношений: объективного и субъективного права; 3) формулируя понятие административной ответственности как разновидности юридической ответственности, наряду с общими признаками и принципами, характеризующими ее сущность, отражать два основных ее аспекта: обязанность (долг) и наказание; 4) изучение института ответственности государства и его государственных и муниципальных служащих осуществлять с учетом концепции административной правовосстановительной и наказательной юридической ответственности; 5) цель пересмотра господствующей парадигмы административного правонарушения, доктрины теории административной ответственности определить в сторону защиты прав и свобод субъекта, закрепленных конституционными положениями Основного Закона Российской Федерации; 6) в вопросе реформирования и модернизации действующей доктрины административной ответственности предлагаем подходить комплексно, с учетом изучения всей юридической конструкции механизма административно-правовой защиты.
(Нехайчик В.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Подводя итоги рассмотрения проблемы состояния совершенствования института административной ответственности в условиях действия двух кодифицированных актов - КоАП РФ и КАС РФ, на наш взгляд, следует пересмотреть подход к традиционному пониманию сущности административной ответственности. С учетом представленных выше доводов о необходимости выделения в социальной ответственности двух ее разновидностей - правовой и юридической ответственности - необходимо: 1) к исследованию вопроса совершенствования административной ответственности в административном праве, на наш взгляд, подходить с двух сторон: "восстановительной" и "санкционной, наказательной"; 2) исследуя основные стороны (направления) в изучении новых подходов в разрешении проблемы новой сущности административной ответственности, рассматривать две сферы (области) правовых отношений: объективного и субъективного права; 3) формулируя понятие административной ответственности как разновидности юридической ответственности, наряду с общими признаками и принципами, характеризующими ее сущность, отражать два основных ее аспекта: обязанность (долг) и наказание; 4) изучение института ответственности государства и его государственных и муниципальных служащих осуществлять с учетом концепции административной правовосстановительной и наказательной юридической ответственности; 5) цель пересмотра господствующей парадигмы административного правонарушения, доктрины теории административной ответственности определить в сторону защиты прав и свобод субъекта, закрепленных конституционными положениями Основного Закона Российской Федерации; 6) в вопросе реформирования и модернизации действующей доктрины административной ответственности предлагаем подходить комплексно, с учетом изучения всей юридической конструкции механизма административно-правовой защиты.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 12. Основные обязанности муниципального служащего
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 12. Основные обязанности муниципального служащего
Закон г. Москвы от 22.10.2008 N 50
(ред. от 16.04.2025)
"О муниципальной службе в городе Москве"
(вместе с "Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве", "Реестром должностей муниципальной службы в городе Москве", "Положением о порядке заключения между органом местного самоуправления и гражданином договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы")Статья 13. Основные обязанности муниципального служащего
(ред. от 16.04.2025)
"О муниципальной службе в городе Москве"
(вместе с "Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве", "Реестром должностей муниципальной службы в городе Москве", "Положением о порядке заключения между органом местного самоуправления и гражданином договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы")Статья 13. Основные обязанности муниципального служащего
Статья: Выплаты авторских вознаграждений государственным и муниципальным служащим
(Гаврюшкин С.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 6)В свою очередь, определение служебного произведения, изложенное в п. 1 ст. 1295 ГК РФ, надлежит толковать расширительно: под служебным произведением следует понимать в том числе произведение, созданное государственным (муниципальным) служащим в рамках осуществления своих должностных обязанностей. Данная интерпретация оправдывается доктринальной позицией, согласно которой служебные отношения на государственной (муниципальной) службе производны от трудовых и являются особой разновидностью последних, базирующейся в основной части на административном и субсидиарным образом на трудовом законодательстве [2].
(Гаврюшкин С.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 6)В свою очередь, определение служебного произведения, изложенное в п. 1 ст. 1295 ГК РФ, надлежит толковать расширительно: под служебным произведением следует понимать в том числе произведение, созданное государственным (муниципальным) служащим в рамках осуществления своих должностных обязанностей. Данная интерпретация оправдывается доктринальной позицией, согласно которой служебные отношения на государственной (муниципальной) службе производны от трудовых и являются особой разновидностью последних, базирующейся в основной части на административном и субсидиарным образом на трудовом законодательстве [2].
Вопрос: О бухучете государственным автономным учреждением литературы, полученной безвозмездно и предназначенной для передачи государственным и муниципальным библиотекам.
(Письмо Минфина России от 26.07.2024 N 02-06-09/70340)Согласно Уставу Краевого государственного автономного учреждения культуры (далее - бибколлектор) учреждение вправе осуществлять виды деятельности, а также выполнять работы и услуги, приносящие доход, не являющиеся основными видами деятельности учреждения, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, в том числе комплектование краевых государственных и муниципальных библиотек литературой, полученной за счет внебюджетных источников финансирования (благотворительные фонды, издательства, авторы и т.д.).
(Письмо Минфина России от 26.07.2024 N 02-06-09/70340)Согласно Уставу Краевого государственного автономного учреждения культуры (далее - бибколлектор) учреждение вправе осуществлять виды деятельности, а также выполнять работы и услуги, приносящие доход, не являющиеся основными видами деятельности учреждения, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, в том числе комплектование краевых государственных и муниципальных библиотек литературой, полученной за счет внебюджетных источников финансирования (благотворительные фонды, издательства, авторы и т.д.).
Статья: Замещение должности муниципальной службы лицом, не имеющим высшего образования
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 7)Президиум Верховного Суда отметил, что п. 3 ст. 4 Федерального закона N 25-ФЗ в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 7)Президиум Верховного Суда отметил, что п. 3 ст. 4 Федерального закона N 25-ФЗ в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
Статья: Противодействие коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок как способ обеспечения экономической безопасности государства
(Соловьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)- совершенствование механизмов внутреннего контроля за исполнением служащими (работниками) своих обязанностей, с учетом вероятных способов обхода внедренных процедур контроля.
(Соловьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)- совершенствование механизмов внутреннего контроля за исполнением служащими (работниками) своих обязанностей, с учетом вероятных способов обхода внедренных процедур контроля.
Статья: Государственная гражданская служба и муниципальная служба как основание для исключения из списков кандидатов в присяжные заседатели
(Венев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)В связи с этим возникает вопрос о том, могут ли государственные гражданские служащие исполнять обязанности присяжного заседателя в связи с исполнением своих обязанностей по основному месту работы.
(Венев Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)В связи с этим возникает вопрос о том, могут ли государственные гражданские служащие исполнять обязанности присяжного заседателя в связи с исполнением своих обязанностей по основному месту работы.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
Статья: Об организации дежурств муниципальных служащих: правовой аспект
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Лишь незначительное число профессий предполагает осуществление ответственных дежурств в качестве составляющей основной трудовой функции работника в силу законодательных установлений. Это вызывает настоятельную потребность во включении обязанности по осуществлению дежурства в состав трудовой функции служащих на уровне должностных инструкций. Только при таком условии у работодателя появляется право требовать от служащего участия в дежурствах, а у служащего - обязанность данному требованию подчиниться, поскольку применимая к муниципальным служащим ст. 60 ТК РФ запрещает возлагать на работника выполнение работы, не обусловленной трудовым договором. Инкорпорирование обязанностей по осуществлению дежурств в число трудовых функций служащего требует их последующей конкретизации, установления прав и обязанностей дежурного, пределов его полномочий. Сегодня эта задача, как правило, решается посредством издания инструкций ответственного дежурного или отражения соответствующих норм в специальном разделе правил внутреннего трудового распорядка. Правила организации дежурств, наряду с иными локальными нормативными актами, должны быть доведены до сведения служащего. К сожалению, данного алгоритма придерживаются далеко не во всех муниципальных органах.
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Лишь незначительное число профессий предполагает осуществление ответственных дежурств в качестве составляющей основной трудовой функции работника в силу законодательных установлений. Это вызывает настоятельную потребность во включении обязанности по осуществлению дежурства в состав трудовой функции служащих на уровне должностных инструкций. Только при таком условии у работодателя появляется право требовать от служащего участия в дежурствах, а у служащего - обязанность данному требованию подчиниться, поскольку применимая к муниципальным служащим ст. 60 ТК РФ запрещает возлагать на работника выполнение работы, не обусловленной трудовым договором. Инкорпорирование обязанностей по осуществлению дежурств в число трудовых функций служащего требует их последующей конкретизации, установления прав и обязанностей дежурного, пределов его полномочий. Сегодня эта задача, как правило, решается посредством издания инструкций ответственного дежурного или отражения соответствующих норм в специальном разделе правил внутреннего трудового распорядка. Правила организации дежурств, наряду с иными локальными нормативными актами, должны быть доведены до сведения служащего. К сожалению, данного алгоритма придерживаются далеко не во всех муниципальных органах.
Статья: Прием на работу бывшего служащего: главные правила и опасные детали, которые нередко пропускают
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Верховный Суд РФ отмечал, что не требуется направлять уведомление при переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также при заключении с ним трудового договора по внутреннему совместительству. А вот "заключение с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя (внешнее совместительство) влечет обязанность последнего сообщить о заключении трудового договора по совместительству представителю нанимателя (работодателю) бывшего государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы" <1>.
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)Верховный Суд РФ отмечал, что не требуется направлять уведомление при переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также при заключении с ним трудового договора по внутреннему совместительству. А вот "заключение с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя (внешнее совместительство) влечет обязанность последнего сообщить о заключении трудового договора по совместительству представителю нанимателя (работодателю) бывшего государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы" <1>.
Статья: Уведомление нанимателя об осуществлении иной оплачиваемой работы
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)С учетом обязанностей о соблюдении служебного распорядка иная оплачиваемая работа должна выполняться в свободное от основной работы время.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)С учетом обязанностей о соблюдении служебного распорядка иная оплачиваемая работа должна выполняться в свободное от основной работы время.
Статья: Гражданская правосубъектность в системе местного самоуправления и муниципальной службы: природа, сущность, соотношения
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В текущих социально-экономических и формально-юридических условиях гражданско-правовые формы организации как самого местного самоуправления и обеспечивающей его муниципальной службы имеют основное значение в достижении устойчивого развития территорий муниципальных образований. Эффективное и качественное исполнение обязанностей муниципальной службы есть не что иное, как развитие и экономический рост муниципальных образований и соответствующих территорий. В сущности, гражданско-правовой режим муниципальной службы моделируется как инструмент, способ, форма реализации гражданско-правового положения муниципальных образований. В соотношении гражданско-правового положения муниципальных образований и гражданско-правового режима муниципальной службы и обязанностей муниципальных служащих первично гражданско-правовое положение муниципальных образований: гражданско-правовой режим муниципальной службы вторичен, производен от гражданско-правового положения муниципальных образований. Основное в гражданско-правовом положении муниципальных образований - это достаточно широкий объем гражданской правосубъектности и субъективные гражданские права; основное же в гражданско-правовом положении муниципальных служащих - это ограничения и ограничения гражданско-правового характера.
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В текущих социально-экономических и формально-юридических условиях гражданско-правовые формы организации как самого местного самоуправления и обеспечивающей его муниципальной службы имеют основное значение в достижении устойчивого развития территорий муниципальных образований. Эффективное и качественное исполнение обязанностей муниципальной службы есть не что иное, как развитие и экономический рост муниципальных образований и соответствующих территорий. В сущности, гражданско-правовой режим муниципальной службы моделируется как инструмент, способ, форма реализации гражданско-правового положения муниципальных образований. В соотношении гражданско-правового положения муниципальных образований и гражданско-правового режима муниципальной службы и обязанностей муниципальных служащих первично гражданско-правовое положение муниципальных образований: гражданско-правовой режим муниципальной службы вторичен, производен от гражданско-правового положения муниципальных образований. Основное в гражданско-правовом положении муниципальных образований - это достаточно широкий объем гражданской правосубъектности и субъективные гражданские права; основное же в гражданско-правовом положении муниципальных служащих - это ограничения и ограничения гражданско-правового характера.