Основные мероприятия по предупреждению коррупционных правонарушений судьями и работниками аппаратов судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные мероприятия по предупреждению коррупционных правонарушений судьями и работниками аппаратов судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые аспекты антикоррупционной экспертизы судебных актов
(Матиящук С.В.)
("Российский судья", 2019, N 11)В нашей стране коррупция является одной из серьезных проблем, решить которую пока не удается, в том числе и в судебной системе. В настоящее время внимание юридического сообщества приковано к проведению и совершенствованию мер, направленных на предупреждение коррупции среди судей и работников аппаратов судов. Не утихает обсуждение работы председателей судов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации, а также судейских отставок, связанных с различными нарушениями. На протяжении уже многих десятилетий ведется дискуссия относительно критериев качества работы судей, включая и критерии качества выносимых ими судебных актов. К сожалению, на законодательном уровне такие критерии не установлены. Нельзя не отметить и тот факт, что в юридической науке долгое время уже не прекращаются споры о том, каким должен быть судья и каковы пределы публичности и открытости в судебной системе.
(Матиящук С.В.)
("Российский судья", 2019, N 11)В нашей стране коррупция является одной из серьезных проблем, решить которую пока не удается, в том числе и в судебной системе. В настоящее время внимание юридического сообщества приковано к проведению и совершенствованию мер, направленных на предупреждение коррупции среди судей и работников аппаратов судов. Не утихает обсуждение работы председателей судов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации, а также судейских отставок, связанных с различными нарушениями. На протяжении уже многих десятилетий ведется дискуссия относительно критериев качества работы судей, включая и критерии качества выносимых ими судебных актов. К сожалению, на законодательном уровне такие критерии не установлены. Нельзя не отметить и тот факт, что в юридической науке долгое время уже не прекращаются споры о том, каким должен быть судья и каковы пределы публичности и открытости в судебной системе.
Статья: Правила поведения в суде
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4.1 Правил пребывания посетителей в МГС предусмотрено, что в целях предупреждения и пресечения террористических угроз, иных преступлений и административных правонарушений, обеспечения личной безопасности судей, работников аппарата суда и посетителей в зданиях и служебных помещениях суда посетителям запрещается:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4.1 Правил пребывания посетителей в МГС предусмотрено, что в целях предупреждения и пресечения террористических угроз, иных преступлений и административных правонарушений, обеспечения личной безопасности судей, работников аппарата суда и посетителей в зданиях и служебных помещениях суда посетителям запрещается:
Статья: Значение нотариальной деятельности при осуществлении правосудия
(Агаларова М.А.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 1)Безусловно, направления, которые определяет Д.Я. Малешин, являются актуальными и перспективными. Особенно это касается расширения полномочий нотариуса в сфере установления фактов, которые на данный момент реализуются судом в особом производстве, поскольку здесь отсутствует спор о праве и нотариусы выполняют схожие действия (к примеру, удостоверение факта нахождения гражданина в живых; удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте; удостоверение тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи и т.д.). Подтверждение обстоятельств для юридических и физических лиц играет важную роль для каждого субъекта правоотношений, так как удостоверение определенных фактов дает возможность запустить процесс возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. Кроме всего прочего, процедура удостоверения фактов нотариусом достаточно проста и более доступна: нотариус устанавливает личность обратившегося, фиксирует запрошенный факт после того, как удостоверится в его действительности. Равным образом укрепление использования исполнительной надписи в практике нотариуса выступает значимой линией развития связи между нотариатом и судом. Исполнительная надпись как способ защиты нарушенного права кредитора используется через принудительное исполнение обязательств и имеет достаточно много положительных моментов, среди которых можно отметить право кредитора обратиться к любому нотариусу вне зависимости от местонахождения должника или кредитора, а также допустимо удаленное обращение за совершением исполнительной надписи <4>. Кроме того, отсутствует обширная судебная практика по оспариванию взыскания, совершенного на основании исполнительной надписи, а если она и есть, то в основном суд отказывает в удовлетворении требований о признании незаконными действий по взысканию задолженности путем совершения исполнительной надписи нотариуса <5>, что свидетельствует о том, что в целом данный институт функционирует эффективно. Что касается обеспечения нотариусом доказательств, которое, на наш взгляд, является главной вехой взаимодействия суда и нотариата, то здесь прослеживается делегирование нотариусу судебной функции. К тому же обеспечение доказательств нотариусом позволяет значительно снизить нагрузку судей и работников аппарата суда, в этой связи более подробно остановимся именно на данном нотариальном действии.
(Агаларова М.А.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 1)Безусловно, направления, которые определяет Д.Я. Малешин, являются актуальными и перспективными. Особенно это касается расширения полномочий нотариуса в сфере установления фактов, которые на данный момент реализуются судом в особом производстве, поскольку здесь отсутствует спор о праве и нотариусы выполняют схожие действия (к примеру, удостоверение факта нахождения гражданина в живых; удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте; удостоверение тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи и т.д.). Подтверждение обстоятельств для юридических и физических лиц играет важную роль для каждого субъекта правоотношений, так как удостоверение определенных фактов дает возможность запустить процесс возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. Кроме всего прочего, процедура удостоверения фактов нотариусом достаточно проста и более доступна: нотариус устанавливает личность обратившегося, фиксирует запрошенный факт после того, как удостоверится в его действительности. Равным образом укрепление использования исполнительной надписи в практике нотариуса выступает значимой линией развития связи между нотариатом и судом. Исполнительная надпись как способ защиты нарушенного права кредитора используется через принудительное исполнение обязательств и имеет достаточно много положительных моментов, среди которых можно отметить право кредитора обратиться к любому нотариусу вне зависимости от местонахождения должника или кредитора, а также допустимо удаленное обращение за совершением исполнительной надписи <4>. Кроме того, отсутствует обширная судебная практика по оспариванию взыскания, совершенного на основании исполнительной надписи, а если она и есть, то в основном суд отказывает в удовлетворении требований о признании незаконными действий по взысканию задолженности путем совершения исполнительной надписи нотариуса <5>, что свидетельствует о том, что в целом данный институт функционирует эффективно. Что касается обеспечения нотариусом доказательств, которое, на наш взгляд, является главной вехой взаимодействия суда и нотариата, то здесь прослеживается делегирование нотариусу судебной функции. К тому же обеспечение доказательств нотариусом позволяет значительно снизить нагрузку судей и работников аппарата суда, в этой связи более подробно остановимся именно на данном нотариальном действии.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
(постатейный)
(Белянинова Ю.В., Кузьмин В.А.)
(под ред. Н.С. Мановой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Белянинова Ю.В. - юрист, опыт работы более 20 лет, специалист по вопросам социального, пенсионного обеспечения и страхования, социального обслуживания и защиты, автор (соавтор) многих комментариев, книг и статей, в том числе комментариев к Уголовному кодексу РФ, ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", практического пособия "Юридический справочник военнообязанного" и др.
(постатейный)
(Белянинова Ю.В., Кузьмин В.А.)
(под ред. Н.С. Мановой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Белянинова Ю.В. - юрист, опыт работы более 20 лет, специалист по вопросам социального, пенсионного обеспечения и страхования, социального обслуживания и защиты, автор (соавтор) многих комментариев, книг и статей, в том числе комментариев к Уголовному кодексу РФ, ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", практического пособия "Юридический справочник военнообязанного" и др.
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования административной ответственности в России
(Ломакина В.Ф.)
("Административное право и процесс", 2014, N 9)Особо хотелось бы сказать несколько теплых слов о Н.Г. Салищевой - замечательном человеке и талантливом ученом, внесшем огромный вклад в формирование и развитие ряда институтов административного права советского и нынешнего периода, в т.ч. и института административной ответственности. Уже многие годы Н.Г. Салищева занимается исследованием широкого спектра проблем административной ответственности, она является автором многочисленных комментариев к КоАП РФ и научных трудов, в которых отражаются заслуживающие внимания и воплощения в практическую деятельность идеи по совершенствованию законодательства об административной ответственности в современных условиях. Н.Г. Салищева в рамках рабочей группы принимала самое активное участие в разработке Кодекса РФ об административных правонарушениях, а затем и в работе специальной комиссии, созданной Президентом РФ, по его доработке. В настоящее время Н.Г. Салищева оказывает практическую помощь судьям судов общей юрисдикции и арбитражных судов в применении норм КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, проводя с ними занятия на факультете повышения квалификации судей, помощников судей, работников аппаратов судов Российской академии правосудия. Н.Г. Салищева многие годы занимается преподавательской деятельностью, она является профессором ряда ведущих вузов страны, под ее руководством многие аспиранты с успехом защитили свои кандидатские диссертации.
(Ломакина В.Ф.)
("Административное право и процесс", 2014, N 9)Особо хотелось бы сказать несколько теплых слов о Н.Г. Салищевой - замечательном человеке и талантливом ученом, внесшем огромный вклад в формирование и развитие ряда институтов административного права советского и нынешнего периода, в т.ч. и института административной ответственности. Уже многие годы Н.Г. Салищева занимается исследованием широкого спектра проблем административной ответственности, она является автором многочисленных комментариев к КоАП РФ и научных трудов, в которых отражаются заслуживающие внимания и воплощения в практическую деятельность идеи по совершенствованию законодательства об административной ответственности в современных условиях. Н.Г. Салищева в рамках рабочей группы принимала самое активное участие в разработке Кодекса РФ об административных правонарушениях, а затем и в работе специальной комиссии, созданной Президентом РФ, по его доработке. В настоящее время Н.Г. Салищева оказывает практическую помощь судьям судов общей юрисдикции и арбитражных судов в применении норм КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, проводя с ними занятия на факультете повышения квалификации судей, помощников судей, работников аппаратов судов Российской академии правосудия. Н.Г. Салищева многие годы занимается преподавательской деятельностью, она является профессором ряда ведущих вузов страны, под ее руководством многие аспиранты с успехом защитили свои кандидатские диссертации.
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)В гражданском процессе не могут быть представителями в суде: судьи, следователи, прокуроры, помощники судей, работники аппарата суда, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей (статья 51 ГПК РФ). Подобного рода ограничения для осуществления функций представительства указанными лицами обусловлены их профессиональным статусом, в силу которого они не могут заниматься какой-либо иной деятельностью, помимо основной, а также педагогической, научной и иной творческой деятельности (пункт 5 части 3 статьи 3 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <1>, пункт 3.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2>).
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)В гражданском процессе не могут быть представителями в суде: судьи, следователи, прокуроры, помощники судей, работники аппарата суда, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей (статья 51 ГПК РФ). Подобного рода ограничения для осуществления функций представительства указанными лицами обусловлены их профессиональным статусом, в силу которого они не могут заниматься какой-либо иной деятельностью, помимо основной, а также педагогической, научной и иной творческой деятельности (пункт 5 части 3 статьи 3 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <1>, пункт 3.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2>).
Статья: Некоторые проблемы реализации внесудебных механизмов защиты конституционного права на доступ к информации о деятельности судов в Российской Федерации
(Коновалов А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 6)Исходя содержания данной нормы, должностное лицо суда либо судья вполне могут являться субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ. И если с работником аппарата суда, являющимся государственным служащим, особых правовых трудностей возникнуть не должно, то в случае нарушения права на доступ к информации судьей прокурору придется преодолеть достаточно сложный механизм привлечения судьи к административной ответственности. Так, в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <17> решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:
(Коновалов А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 6)Исходя содержания данной нормы, должностное лицо суда либо судья вполне могут являться субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ. И если с работником аппарата суда, являющимся государственным служащим, особых правовых трудностей возникнуть не должно, то в случае нарушения права на доступ к информации судьей прокурору придется преодолеть достаточно сложный механизм привлечения судьи к административной ответственности. Так, в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <17> решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)В любом случае необходимо учитывать, что принятие указанных мер - обязанность организаций. Непринятие данных мер создает значительный риск привлечения работодателя к административной ответственности в случае, если его работники совершат коррупционные правонарушения, ведь работодателю нечем будет доказать, что им были предприняты меры к предупреждению подобных правонарушений. Это подчеркивает и Верховный Суд РФ в Постановлении от 21.02.2018 N 5-АД17-110.
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)В любом случае необходимо учитывать, что принятие указанных мер - обязанность организаций. Непринятие данных мер создает значительный риск привлечения работодателя к административной ответственности в случае, если его работники совершат коррупционные правонарушения, ведь работодателю нечем будет доказать, что им были предприняты меры к предупреждению подобных правонарушений. Это подчеркивает и Верховный Суд РФ в Постановлении от 21.02.2018 N 5-АД17-110.
"Административные правонарушения в области дорожного движения: комментарий к главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(постатейный)
(Панкова О.В.)
("Статут", 2016)Хочется надеяться, что данная книга будет востребована как судьями и работниками аппаратов судов, так и прокурорами, адвокатами и другими практикующими юристами, а также гражданами, которые волею судьбы оказались вовлечены в производство по делам об административных правонарушениях. Много полезного в ней найдут для себя преподаватели и студенты юридических вузов.
(постатейный)
(Панкова О.В.)
("Статут", 2016)Хочется надеяться, что данная книга будет востребована как судьями и работниками аппаратов судов, так и прокурорами, адвокатами и другими практикующими юристами, а также гражданами, которые волею судьбы оказались вовлечены в производство по делам об административных правонарушениях. Много полезного в ней найдут для себя преподаватели и студенты юридических вузов.
Статья: Практика привлечения к административной и дисциплинарной ответственности за неисполнение решения Антитеррористической комиссии
(Красинский В.В.)
("Современное право", 2019, N 10)4) от квалифицированного сопровождения административных дел в судах. С учетом новизны данного состава правонарушения для мировых судей, специфики антитеррористической деятельности на объектах различных категорий, особенностей нормативно-правовой базы следует обеспечить личное участие сотрудников аппаратов АТК в судебных заседаниях, подготовку и поддержание ими в судах аргументированной и логически непротиворечивой правовой позиции.
(Красинский В.В.)
("Современное право", 2019, N 10)4) от квалифицированного сопровождения административных дел в судах. С учетом новизны данного состава правонарушения для мировых судей, специфики антитеррористической деятельности на объектах различных категорий, особенностей нормативно-правовой базы следует обеспечить личное участие сотрудников аппаратов АТК в судебных заседаниях, подготовку и поддержание ими в судах аргументированной и логически непротиворечивой правовой позиции.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)перечень конкретных мероприятий, которые планируется реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Для каждого мероприятия целесообразно указать сроки его проведения и ответственного исполнителя;
(КонсультантПлюс, 2025)перечень конкретных мероприятий, которые планируется реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Для каждого мероприятия целесообразно указать сроки его проведения и ответственного исполнителя;
Статья: Причины роста необоснованных обращений в подразделения собственной безопасности государственных органов
(Жуков Н.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Учитывая схожесть отдельных полномочий, возложенных на указанные отделы, в частности по осуществлению в пределах компетенции рассмотрения и проверки обоснованности обращений, происходит искусственное возложение на подразделения собственной безопасности несвойственных для них функций, в том числе в целях снижения нагрузки на отделы по работе с обращениями. Данные обстоятельства негативно влияют на функционирование аппарата территориальных органов власти, так как отвлекают сотрудников соответствующих подразделений от выполнения основных задач по противодействию коррупции и мероприятий, связанных с выявлением, предупреждением и устранением причин и условий совершения должностными лицами преступлений (иных правонарушений).
(Жуков Н.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Учитывая схожесть отдельных полномочий, возложенных на указанные отделы, в частности по осуществлению в пределах компетенции рассмотрения и проверки обоснованности обращений, происходит искусственное возложение на подразделения собственной безопасности несвойственных для них функций, в том числе в целях снижения нагрузки на отделы по работе с обращениями. Данные обстоятельства негативно влияют на функционирование аппарата территориальных органов власти, так как отвлекают сотрудников соответствующих подразделений от выполнения основных задач по противодействию коррупции и мероприятий, связанных с выявлением, предупреждением и устранением причин и условий совершения должностными лицами преступлений (иных правонарушений).