Основные изменения 2021 бюджетные
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные изменения 2021 бюджетные (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новое в налогах на имущество в 21 году - споры в судах
(Бойкова Т., Каманина Е., Речкин Р.)
("Жилищное право", 2021, N 8)В качестве результата возможных изменений Минфин России в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов ссылается в том числе и на то, что снизится количество налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.
(Бойкова Т., Каманина Е., Речкин Р.)
("Жилищное право", 2021, N 8)В качестве результата возможных изменений Минфин России в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов ссылается в том числе и на то, что снизится количество налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.
Статья: Цифровая трансформация как инструмент повышения эффективности бюджетных процессов
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Следует учитывать, что с 1 января 2021 г. существенным изменениям была подвергнута система исполнения бюджетов с одновременной модификацией правового статуса ее основного участника - Федерального казначейства <34>. Существенное отличие бюджетных норм заключается в переходе на казначейское обслуживание бюджетов с кассового. Ключевым моментом для исследования является не сам факт перехода, а характеристика содержания понятия "казначейское обслуживание" <35>, определяемое через внедрение системы казначейских платежей, под которой ст. 242.7 Бюджетного кодекса РФ понимается совокупность оператора и участников системы казначейских платежей. Оператором системы казначейских платежей выступает Федеральное казначейство, в полномочия которого входит обеспечение взаимодействия участников системы казначейских платежей, функционирования данной системы, осуществления операций по казначейским счетам и т.д. Таким образом, в новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль отводится Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства, при этом действующая система казначейского исполнения бюджета призвана повысить эффективность бюджетных процессов, противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований решены <36>.
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Следует учитывать, что с 1 января 2021 г. существенным изменениям была подвергнута система исполнения бюджетов с одновременной модификацией правового статуса ее основного участника - Федерального казначейства <34>. Существенное отличие бюджетных норм заключается в переходе на казначейское обслуживание бюджетов с кассового. Ключевым моментом для исследования является не сам факт перехода, а характеристика содержания понятия "казначейское обслуживание" <35>, определяемое через внедрение системы казначейских платежей, под которой ст. 242.7 Бюджетного кодекса РФ понимается совокупность оператора и участников системы казначейских платежей. Оператором системы казначейских платежей выступает Федеральное казначейство, в полномочия которого входит обеспечение взаимодействия участников системы казначейских платежей, функционирования данной системы, осуществления операций по казначейским счетам и т.д. Таким образом, в новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль отводится Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства, при этом действующая система казначейского исполнения бюджета призвана повысить эффективность бюджетных процессов, противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований решены <36>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"1) установить, что в 2022 году не подлежит погашению задолженность субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации с учетом реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предусмотренной частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", продленной в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", и реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренной частью 2 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2021 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации". При этом подлежащая погашению в 2022 году задолженность по основному долгу и процентам, начисленным за фактический срок пользования бюджетным кредитом на дату реструктуризации задолженности, погашается в 2029 году;
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"1) установить, что в 2022 году не подлежит погашению задолженность субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации с учетом реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предусмотренной частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", продленной в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", и реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренной частью 2 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2021 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации". При этом подлежащая погашению в 2022 году задолженность по основному долгу и процентам, начисленным за фактический срок пользования бюджетным кредитом на дату реструктуризации задолженности, погашается в 2029 году;
<Письмо> ФНС России от 02.03.2022 N БВ-4-7/2500@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2021 года по вопросам налогообложения>3. Для изменения цены муниципального контракта в связи с увеличением ставки налога на добавленную стоимость необходимо соблюдение следующих основных условий: наличие доведенных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта и соглашение сторон об увеличении цены контракта.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2021 года по вопросам налогообложения>3. Для изменения цены муниципального контракта в связи с увеличением ставки налога на добавленную стоимость необходимо соблюдение следующих основных условий: наличие доведенных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта и соглашение сторон об увеличении цены контракта.
Статья: Трансформация бюджетного законодательства: причины, формы, перспективы
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)<3> Например, Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"; Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 222-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и др.
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)<3> Например, Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"; Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 222-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и др.
Статья: Перспективы развития института налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации
(Юлгушева Л.Ш.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Изменения в подходе к определению статуса налогового резидентства физических лиц в 2020 г. были не только предложены Министерством финансов <1>, но и реализованы. В прошлом году впервые за 20 лет существования Налогового кодекса срок пребывания на территории Российской Федерации для признания физического лица российским налоговым резидентом был снижен со 183 до 90 календарных дней <2>. И хотя эта мера имеет временный и заявительный характер, будучи связана с беспрецедентными обстоятельствами 2020 г., она дает основания переосмыслить подход к определению статуса налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации и оценить необходимость изменений. Поэтому вопрос, каковы перспективы развития законодательства в этом направлении, является актуальным.
(Юлгушева Л.Ш.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Изменения в подходе к определению статуса налогового резидентства физических лиц в 2020 г. были не только предложены Министерством финансов <1>, но и реализованы. В прошлом году впервые за 20 лет существования Налогового кодекса срок пребывания на территории Российской Федерации для признания физического лица российским налоговым резидентом был снижен со 183 до 90 календарных дней <2>. И хотя эта мера имеет временный и заявительный характер, будучи связана с беспрецедентными обстоятельствами 2020 г., она дает основания переосмыслить подход к определению статуса налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации и оценить необходимость изменений. Поэтому вопрос, каковы перспективы развития законодательства в этом направлении, является актуальным.
Статья: Реализация принципов финансового контроля, осуществляемого в рамках контрактной системы: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)В настоящее время на повышение эффективности государственного финансового контроля ориентированы положения Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В указанных целях в План нормотворческой работы Казначейства России внесены подготовка и направление в Минфин России соответствующих изменений в БК РФ, а также предложений по совершенствованию федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля <16>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)В настоящее время на повышение эффективности государственного финансового контроля ориентированы положения Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В указанных целях в План нормотворческой работы Казначейства России внесены подготовка и направление в Минфин России соответствующих изменений в БК РФ, а также предложений по совершенствованию федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля <16>.
Статья: Регулирование арендных операций в условиях стандартизации бухгалтерского учета
(Арбатская Т.Г., Путырская Я.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)16. Рабинович А.М. Безвозмездное пользование имуществом и договор аренды с неопределенным сроком действия // Бухгалтерский учет. 2021. N 4. С. 118 - 122. EDN: OSEGZO.
(Арбатская Т.Г., Путырская Я.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)16. Рабинович А.М. Безвозмездное пользование имуществом и договор аренды с неопределенным сроком действия // Бухгалтерский учет. 2021. N 4. С. 118 - 122. EDN: OSEGZO.
Статья: Казначейский контроль расходов бюджета субъекта Российской Федерации: практика и возможности оптимизации
(Канкулова М.И., Османова С.З.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)На современном этапе развития казначейской системы исполнения бюджетов созданы правовая база и набор казначейских технологий и процедур для консолидации средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на Едином казначейском счете <6> [12]. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ, которым были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, с 1 января 2021 г. в Российской Федерации функционирует система казначейских платежей. Основную роль в системе казначейских платежей выполняет единый казначейский счет, который открывается Федеральному казначейству и на котором сосредотачиваются все средства бюджетной системы. Таким образом, в бюджетном процессе Российской Федерации окончательно и в полной мере реализован принцип единства кассы, поэтапное внедрение которого было инициировано Концепцией и закреплено Бюджетным кодексом РФ в целях обеспечения прозрачности финансовой деятельности и доступности информации о государственных финансах <7>.
(Канкулова М.И., Османова С.З.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)На современном этапе развития казначейской системы исполнения бюджетов созданы правовая база и набор казначейских технологий и процедур для консолидации средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на Едином казначейском счете <6> [12]. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ, которым были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ, с 1 января 2021 г. в Российской Федерации функционирует система казначейских платежей. Основную роль в системе казначейских платежей выполняет единый казначейский счет, который открывается Федеральному казначейству и на котором сосредотачиваются все средства бюджетной системы. Таким образом, в бюджетном процессе Российской Федерации окончательно и в полной мере реализован принцип единства кассы, поэтапное внедрение которого было инициировано Концепцией и закреплено Бюджетным кодексом РФ в целях обеспечения прозрачности финансовой деятельности и доступности информации о государственных финансах <7>.
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: история вопроса и перспективы (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)И в то же время в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов <8>, т.е. к окончанию первого этапа эксперимента, уже указывалось на необходимость трансформации парафискалитетов с налоговой природой в налоги.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)И в то же время в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов <8>, т.е. к окончанию первого этапа эксперимента, уже указывалось на необходимость трансформации парафискалитетов с налоговой природой в налоги.
Статья: Налоговые последствия участия физических лиц в государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Несмотря на относительное спокойствие Минфина России, указывающего, что "Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц также не предусмотрено" <6>, мы прогнозируем возникновение ряда налоговых нарушений, связанных с выполнением заказчиком обязанности налогового агента.
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Несмотря на относительное спокойствие Минфина России, указывающего, что "Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц также не предусмотрено" <6>, мы прогнозируем возникновение ряда налоговых нарушений, связанных с выполнением заказчиком обязанности налогового агента.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Развитие бюджетного мониторинга будет осуществляться синхронно с развитием механизмов казначейского сопровождения, развитием системы казначейских платежей и совершенствованием банковских технологий по следующим основным направлениям:
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Развитие бюджетного мониторинга будет осуществляться синхронно с развитием механизмов казначейского сопровождения, развитием системы казначейских платежей и совершенствованием банковских технологий по следующим основным направлениям:
Статья: Вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере публичных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)Полагаем, такой интерпретационный пробел связан не только с рассинхронизацией законотворческого и праворазъяснительного процессов (Постановление N 24 принято в 2013 г. и не редактировалось в анализируемой части, а изменения в п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ внесены в 2015 и 2021 гг.), но и с необоснованным перекосом в пользу противодействия коррупционным преступлениям в основном в секторе государственных и муниципальных закупок. Сектор "корпоративных" закупок также нуждается в повышенном внимании, поскольку охрана прав и законных интересов предприятий государственного сектора экономики не менее значима, чем обеспечение защиты бюджетных средств. Тем более что, например, в практике надзорной деятельности по направлению противодействия противоправным проявлениям в сфере закупок данные направления в последние годы рассматриваются как одинаково значимые <12>.
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)Полагаем, такой интерпретационный пробел связан не только с рассинхронизацией законотворческого и праворазъяснительного процессов (Постановление N 24 принято в 2013 г. и не редактировалось в анализируемой части, а изменения в п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ внесены в 2015 и 2021 гг.), но и с необоснованным перекосом в пользу противодействия коррупционным преступлениям в основном в секторе государственных и муниципальных закупок. Сектор "корпоративных" закупок также нуждается в повышенном внимании, поскольку охрана прав и законных интересов предприятий государственного сектора экономики не менее значима, чем обеспечение защиты бюджетных средств. Тем более что, например, в практике надзорной деятельности по направлению противодействия противоправным проявлениям в сфере закупок данные направления в последние годы рассматриваются как одинаково значимые <12>.