Основные группы рисков ОД/ФТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Основные группы рисков ОД/ФТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Риски финансовой безопасности: правовой формат: Монография"
(Акопян О.А., Боженок С.Я., Веремеева О.В. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина)
("ИЗиСП", "НОРМА", "ИНФРА-М", 2018)<1> См.: информационное письмо Банка России "О вопросах применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ" (вместе с "Руководством по программе обеспечения соответствия требованиям законодательства по противодействию взяточничеству и коррупции. Вольфсбергская группа").
(Акопян О.А., Боженок С.Я., Веремеева О.В. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина)
("ИЗиСП", "НОРМА", "ИНФРА-М", 2018)<1> См.: информационное письмо Банка России "О вопросах применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ" (вместе с "Руководством по программе обеспечения соответствия требованиям законодательства по противодействию взяточничеству и коррупции. Вольфсбергская группа").
Статья: Проблемы имплементации и исполнения новой редакции сорока рекомендаций ФАТФ
(Каратаев М.В., Каратаев Е.В.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2012, N 3)Всю совокупность методов управления риском ОД/ФТ можно разделить на две группы - административные и экономические. При этом обобщение современной российской практики позволяет выделить две основные модели использования банками административных методов управления рассматриваемым риском - метод избежания риска и метод трансферта (передачи) риска.
(Каратаев М.В., Каратаев Е.В.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2012, N 3)Всю совокупность методов управления риском ОД/ФТ можно разделить на две группы - административные и экономические. При этом обобщение современной российской практики позволяет выделить две основные модели использования банками административных методов управления рассматриваемым риском - метод избежания риска и метод трансферта (передачи) риска.
Нормативные акты
"Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контроля (надзора), осуществляемого Федеральной службой по финансовому мониторингу, за 2023 год"
(подготовлен Росфинмониторингом)В отчетах о СОР традиционно приводятся основные угрозы и факторы подверженности рискам поднадзорных секторов. Результаты СОР, наряду с результатами НОР, учитываются контролируемыми лицами в процедурах идентификации и при оценке рисков ОД и ФТ.
(подготовлен Росфинмониторингом)В отчетах о СОР традиционно приводятся основные угрозы и факторы подверженности рискам поднадзорных секторов. Результаты СОР, наряду с результатами НОР, учитываются контролируемыми лицами в процедурах идентификации и при оценке рисков ОД и ФТ.
"Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2020 год"
(подготовлен Росфинмониторингом)Росфинмониторингом и его территориальными органами в режиме видео-конференц-связи (ВКС) проводились семинары, встречи, с привлечением гильдий, ассоциаций, объединений от частного сектора и представителей иных надзорных органов. Обсуждаемые вопросы касались разъяснений действующих норм законодательства о ПОД/ФТ и (или) внесенных изменений, а также информации о рисках ОД/ФТ и типологиях, проявляющихся в секторах.
(подготовлен Росфинмониторингом)Росфинмониторингом и его территориальными органами в режиме видео-конференц-связи (ВКС) проводились семинары, встречи, с привлечением гильдий, ассоциаций, объединений от частного сектора и представителей иных надзорных органов. Обсуждаемые вопросы касались разъяснений действующих норм законодательства о ПОД/ФТ и (или) внесенных изменений, а также информации о рисках ОД/ФТ и типологиях, проявляющихся в секторах.
Статья: Управление правовыми рисками при выпуске банковской гарантии
(Алексеева Д.Г.)
("Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", 2016, N 2)В числе правовых рисков, так или иначе связанных с выпуском банковских гарантий, следует выделить группу правовых рисков, возникающих при осуществлении любых банковских операций и сделок с клиентом. Наиболее значимы из них следующие риски:
(Алексеева Д.Г.)
("Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", 2016, N 2)В числе правовых рисков, так или иначе связанных с выпуском банковских гарантий, следует выделить группу правовых рисков, возникающих при осуществлении любых банковских операций и сделок с клиентом. Наиболее значимы из них следующие риски:
Статья: Электронные деньги: анализ источников риска в схемах, направленных на отмывание денег
(Ревенков П.В.)
("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2014, N 4)Итак, можно выделить следующие основные источники риска ОД/ФТ через азартные игры в Интернете:
(Ревенков П.В.)
("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2014, N 4)Итак, можно выделить следующие основные источники риска ОД/ФТ через азартные игры в Интернете:
Статья: Риск-ориентированный подход в сфере ПОД/ФТ: задачи, императивы, тенденции
(Каратаев М.В., Каратаев Е.В.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2012, N 1)Стоит отметить, что использование финансовыми организациями риск-ориентированного подхода в целях ПОД/ФТ, являющееся основным резервом повышения эффективности контрольных механизмов и процедур в данной сфере, заложено в качестве приоритетного направления развития в новой редакции 40 рекомендаций Группы разработки мер противодействия легализации преступных доходов (ФАТФ), которая была принята в рамках XXII Пленарного заседания ФАТФ 15 - 17.02.2012. Проводя работу по последовательной имплементации международных стандартов в отечественную правовую систему, Банк России включил отдельные элементы риск-ориентированного подхода в проект положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях ПОД/ФТ, которое исходя из нормы п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ) должно в ближайшем будущем заменить соответствующие Рекомендации, изложенные в Письме ЦБ РФ от 13.07.2005 N 99-Т "О методических Рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(Каратаев М.В., Каратаев Е.В.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2012, N 1)Стоит отметить, что использование финансовыми организациями риск-ориентированного подхода в целях ПОД/ФТ, являющееся основным резервом повышения эффективности контрольных механизмов и процедур в данной сфере, заложено в качестве приоритетного направления развития в новой редакции 40 рекомендаций Группы разработки мер противодействия легализации преступных доходов (ФАТФ), которая была принята в рамках XXII Пленарного заседания ФАТФ 15 - 17.02.2012. Проводя работу по последовательной имплементации международных стандартов в отечественную правовую систему, Банк России включил отдельные элементы риск-ориентированного подхода в проект положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях ПОД/ФТ, которое исходя из нормы п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ) должно в ближайшем будущем заменить соответствующие Рекомендации, изложенные в Письме ЦБ РФ от 13.07.2005 N 99-Т "О методических Рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Статья: Организационно-правовые вопросы деятельности ответственного сотрудника по ПОД/ФТ в финансовых организациях: российский и зарубежный опыт
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2009, N 5)<11> Подробнее о рисковом подходе см.: письмо Банка России от 1 августа 2006 г. N 105-Т "О документах Вольфсбергской группы", в котором орган банковского надзора изложил основные положения руководства Вольфсбергской группы по разработке подхода, основанного на оценке риска, для управления рисками отмывания денег (Wolfsberg Statement Guidance on a Risk Based Approach for Managing Money Laundering Risks), касающееся деятельности финансовых организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Вестник Банка России. 2006. N 43.
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2009, N 5)<11> Подробнее о рисковом подходе см.: письмо Банка России от 1 августа 2006 г. N 105-Т "О документах Вольфсбергской группы", в котором орган банковского надзора изложил основные положения руководства Вольфсбергской группы по разработке подхода, основанного на оценке риска, для управления рисками отмывания денег (Wolfsberg Statement Guidance on a Risk Based Approach for Managing Money Laundering Risks), касающееся деятельности финансовых организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Вестник Банка России. 2006. N 43.
"Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках"
(Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н., Каратаев М.В.)
("КНОРУС", "ЦИПСиР", 2012)4.3.4. Осуществляет взаимодействие с государственными органами Российской Федерации, российскими, иностранными и международными организациями и учреждениями (в том числе - с Прокуратурой, Банком России, Росфинмониторингом, банковскими ассоциациями и союзами, банками - членами Вольфсбергской группы и др.) по вопросам ПОД/ФТ.
(Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н., Каратаев М.В.)
("КНОРУС", "ЦИПСиР", 2012)4.3.4. Осуществляет взаимодействие с государственными органами Российской Федерации, российскими, иностранными и международными организациями и учреждениями (в том числе - с Прокуратурой, Банком России, Росфинмониторингом, банковскими ассоциациями и союзами, банками - членами Вольфсбергской группы и др.) по вопросам ПОД/ФТ.
Статья: Проблемы организации, правового оформления и гармонизации национальных и наднациональных систем оценки рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, проведения национальной оценки рисков в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС
(Сорокин К.Г.)
("Таможенное дело", 2014, N 1)Основной принцип РОП заключается в оценке степени угрозы риска (рисков) и ее соотнесение с количеством ресурсов, затрачиваемых на управление риском (рисками).
(Сорокин К.Г.)
("Таможенное дело", 2014, N 1)Основной принцип РОП заключается в оценке степени угрозы риска (рисков) и ее соотнесение с количеством ресурсов, затрачиваемых на управление риском (рисками).
"Должностные инструкции"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Либерман К.А.)
(под ред. А.В. Шалаева)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2017)- перечень стран и территорий, не выполняющих рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Либерман К.А.)
(под ред. А.В. Шалаева)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2017)- перечень стран и территорий, не выполняющих рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег;
Статья: Изучаем Профессиональный стандарт "Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма)"
(Шалаев А.В.)
("Делопроизводство и кадры", 2015, N 9)4) перечня стран и территорий, не выполняющих рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег;
(Шалаев А.В.)
("Делопроизводство и кадры", 2015, N 9)4) перечня стран и территорий, не выполняющих рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег;
Статья: Оценка риска - страховка от риска
(Апарышев И.)
("ЭЖ-Юрист", 2015, N 15)Преступления, относящиеся к уклонению от уплаты и неправомерному возмещению налогов, предикатны отмыванию (легализации) преступных доходов, то есть ст. ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 (уклонение от налогов) и 159 УК РФ (мошенничество при возмещении НДС) впоследствии выражаются в ст. ст. 174 и 174.1 (легализация (отмывание) денежных средств или имущества) УК РФ. Поэтому каждый субъект налоговых правоотношений должен учитывать и оценивать риски при оптимизации налоговых обязательств. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF) призвала страны использовать рискоориентированный подход. FATF - межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет.
(Апарышев И.)
("ЭЖ-Юрист", 2015, N 15)Преступления, относящиеся к уклонению от уплаты и неправомерному возмещению налогов, предикатны отмыванию (легализации) преступных доходов, то есть ст. ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 (уклонение от налогов) и 159 УК РФ (мошенничество при возмещении НДС) впоследствии выражаются в ст. ст. 174 и 174.1 (легализация (отмывание) денежных средств или имущества) УК РФ. Поэтому каждый субъект налоговых правоотношений должен учитывать и оценивать риски при оптимизации налоговых обязательств. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF) призвала страны использовать рискоориентированный подход. FATF - межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет.
Статья: Перспективы имплементации ключевых требований новой редакции международных стандартов ФАТФ в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС
(Сорокин К.Г.)
("Таможенное дело", 2012, N 4)Для государств ЕврАзЭС, на наш взгляд, в условиях низкой правовой культуры населения, наличия ярко выраженных, по нашему мнению, тенденций со стороны участников хозяйственной деятельности (прежде всего, внешнеэкономической деятельности) к уклонению от уплаты налоговых и таможенных платежей (обычно сопряженных с легализацией доходов) наиболее предпочтительным вариантом являлся бы автоматизированный отбор транзакций и автоматизированная система оценки рисков, основанная на контроле всех имеющих место операций. Кроме того, на наш взгляд, ограничиваться оценкой только по трем уровням нецелесообразно. Мы полагаем, что помимо национального уровня/масштаба оценки рисков, который применим для взаимных оценок по линии ФАТФ, необходимо рассматривать вышестоящие уровни - как минимум субрегиональный, а также глобальный. В новых Рекомендациях ФАТФ такого подхода (пятиуровневой структурированной оценки рисков и применения риск-ориентированного подхода в таком формате) мы пока не наблюдаем. Учитывая, что большинство стран, объединенных в субрегиональные группы, имеют, как правило, родственные правовые системы и экономические модели, выделение специфики применения риск-ориентированного подхода с учетом субрегионального уровня было бы, на наш взгляд, крайне необходимой мерой. Глобальный же уровень оценки рисков ОД/ФТ должен представлять собой, исходя из уровней региональных, оценку тех или иных регионов по уровню риска и устойчивости по основным показателям - возможность отмывания денежных средств, торговля оружием, наркотрафик, уклонение от уплаты налогов. Существование глобального уровня оценки призвано нивелировать погрешность с учетом специфики взаимосвязей конкретных стран на уровне национальном и субрегиональном. Например, если брать формат ЕврАзЭС, то оценка на субрегиональном уровне будет полезна для стран Таможенного союза, но не даст объективной картины с учетом всех процессов, происходящих на постсоветском пространстве с участием России и ее партнеров по ЕврАзЭС. Например, взаимосвязь с Китаем, Индией, и присущие риски ОД/ФТ могут быть, на наш взгляд, объективно оценены как минимум только на субрегиональном уровне (например, в формате ЕАГ <14>).
(Сорокин К.Г.)
("Таможенное дело", 2012, N 4)Для государств ЕврАзЭС, на наш взгляд, в условиях низкой правовой культуры населения, наличия ярко выраженных, по нашему мнению, тенденций со стороны участников хозяйственной деятельности (прежде всего, внешнеэкономической деятельности) к уклонению от уплаты налоговых и таможенных платежей (обычно сопряженных с легализацией доходов) наиболее предпочтительным вариантом являлся бы автоматизированный отбор транзакций и автоматизированная система оценки рисков, основанная на контроле всех имеющих место операций. Кроме того, на наш взгляд, ограничиваться оценкой только по трем уровням нецелесообразно. Мы полагаем, что помимо национального уровня/масштаба оценки рисков, который применим для взаимных оценок по линии ФАТФ, необходимо рассматривать вышестоящие уровни - как минимум субрегиональный, а также глобальный. В новых Рекомендациях ФАТФ такого подхода (пятиуровневой структурированной оценки рисков и применения риск-ориентированного подхода в таком формате) мы пока не наблюдаем. Учитывая, что большинство стран, объединенных в субрегиональные группы, имеют, как правило, родственные правовые системы и экономические модели, выделение специфики применения риск-ориентированного подхода с учетом субрегионального уровня было бы, на наш взгляд, крайне необходимой мерой. Глобальный же уровень оценки рисков ОД/ФТ должен представлять собой, исходя из уровней региональных, оценку тех или иных регионов по уровню риска и устойчивости по основным показателям - возможность отмывания денежных средств, торговля оружием, наркотрафик, уклонение от уплаты налогов. Существование глобального уровня оценки призвано нивелировать погрешность с учетом специфики взаимосвязей конкретных стран на уровне национальном и субрегиональном. Например, если брать формат ЕврАзЭС, то оценка на субрегиональном уровне будет полезна для стран Таможенного союза, но не даст объективной картины с учетом всех процессов, происходящих на постсоветском пространстве с участием России и ее партнеров по ЕврАзЭС. Например, взаимосвязь с Китаем, Индией, и присущие риски ОД/ФТ могут быть, на наш взгляд, объективно оценены как минимум только на субрегиональном уровне (например, в формате ЕАГ <14>).