Основная задача безопасности труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Основная задача безопасности труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нулевой травматизм
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реализация концепции "Семь "золотых правил" производства с нулевым травматизмом и с безопасными условиями труда" входит в перечень основных задач СУОТ, обеспечивающие реализацию политики ОАО "РЖД" по охране труда и целей СУОТ (п. 5.2.2 СТО РЖД 15.001-2023).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Реализация концепции "Семь "золотых правил" производства с нулевым травматизмом и с безопасными условиями труда" входит в перечень основных задач СУОТ, обеспечивающие реализацию политики ОАО "РЖД" по охране труда и целей СУОТ (п. 5.2.2 СТО РЖД 15.001-2023).
Статья: Споры с работниками вредных производств по ущербу здоровью (анализ споров)
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 9)Очевидно, что основная задача и обязанность работодателя - это обеспечение работника безопасными условиями труда. Помимо этого, необходимо систематически выявлять и проводить регулярный анализ, оценку опасностей и профессиональных рисков, а также разрабатывать меры, направленные на обеспечение безопасных условий и охрану труда, снижение профессиональных рисков на рабочих местах, в том числе проводить мониторинг состояния здоровья работников с помощью специализированных медицинских организаций.
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 9)Очевидно, что основная задача и обязанность работодателя - это обеспечение работника безопасными условиями труда. Помимо этого, необходимо систематически выявлять и проводить регулярный анализ, оценку опасностей и профессиональных рисков, а также разрабатывать меры, направленные на обеспечение безопасных условий и охрану труда, снижение профессиональных рисков на рабочих местах, в том числе проводить мониторинг состояния здоровья работников с помощью специализированных медицинских организаций.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
(ред. от 29.09.2025)Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
Приказ Росстата от 31.07.2023 N 359
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"Мероприятия, имеющие сопряженную (производственно-техническую и экологическую) значимость, мероприятия капитального характера, направленные на изменение производственных процессов, связанные с изменением вида топлива и другое; мероприятия, направленные на уменьшение шума, вибрации, предотвращение образования отходов и другие мероприятия, приводятся в отчете только в том случае, если основной (главной) причиной их проведения является задача охраны окружающей среды.
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"Мероприятия, имеющие сопряженную (производственно-техническую и экологическую) значимость, мероприятия капитального характера, направленные на изменение производственных процессов, связанные с изменением вида топлива и другое; мероприятия, направленные на уменьшение шума, вибрации, предотвращение образования отходов и другие мероприятия, приводятся в отчете только в том случае, если основной (главной) причиной их проведения является задача охраны окружающей среды.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- проведение занятий физической культуры, охраны труда и безопасности жизнедеятельности;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- проведение занятий физической культуры, охраны труда и безопасности жизнедеятельности;
Статья: Реализация права осужденных на справедливое вознаграждение за труд: зарубежный опыт
(Сивова А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)Исходя из анализа международных нормативных правовых актов интеграционных объединений государств, национального законодательства и зарубежного опыта по рассматриваемому вопросу, можно говорить о положительной практике в части организации оплаты труда лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Однако, на наш взгляд, заработная плата в тюрьме не должна опускаться ниже национальной минимальной заработной платы, как это предусмотрено законодательством Российской Федерации (УИК РФ, ст. 105 "Оплата труда осужденных к лишению свободы") <7>. Это позволит гарантировать, что заключенные не подвергнутся эксплуатации. Кроме того, с экономической точки зрения любая заработная плата, которая значительно ниже рыночной ставки за работу, нанесет ущерб местным предприятиям в рамках общины и может означать потерю рабочих мест для гражданского населения. Послужит стимулом для предприятий сокращать/ликвидировать рабочие места для тех, кто живет в общине, и отдавать их лицам, находящимся в местах лишения свободы. Реальная работа в тюрьме должна конкурировать на равных условиях с работой в общине, а не в ущерб ей <8>. Организация работ в тюрьмах, включая нормальный рабочий день, технику безопасности и охрану труда, адекватное вознаграждение и включение заключенных в национальную систему социального обеспечения, насколько это возможно, должна быть приближена к условиям вне пенитенциарного учреждения.
(Сивова А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)Исходя из анализа международных нормативных правовых актов интеграционных объединений государств, национального законодательства и зарубежного опыта по рассматриваемому вопросу, можно говорить о положительной практике в части организации оплаты труда лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Однако, на наш взгляд, заработная плата в тюрьме не должна опускаться ниже национальной минимальной заработной платы, как это предусмотрено законодательством Российской Федерации (УИК РФ, ст. 105 "Оплата труда осужденных к лишению свободы") <7>. Это позволит гарантировать, что заключенные не подвергнутся эксплуатации. Кроме того, с экономической точки зрения любая заработная плата, которая значительно ниже рыночной ставки за работу, нанесет ущерб местным предприятиям в рамках общины и может означать потерю рабочих мест для гражданского населения. Послужит стимулом для предприятий сокращать/ликвидировать рабочие места для тех, кто живет в общине, и отдавать их лицам, находящимся в местах лишения свободы. Реальная работа в тюрьме должна конкурировать на равных условиях с работой в общине, а не в ущерб ей <8>. Организация работ в тюрьмах, включая нормальный рабочий день, технику безопасности и охрану труда, адекватное вознаграждение и включение заключенных в национальную систему социального обеспечения, насколько это возможно, должна быть приближена к условиям вне пенитенциарного учреждения.
Статья: Нормирование труда: некоторые теоретические и практические проблемы
(Мушков А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Необходимо отметить, что нормирование труда находится в тесном взаимодействии со многими его институтами, к числу которых можно отнести, в частности, рабочее время, время отдыха, заработную плату, дисциплину труда, охрану труда и другие. Данное взаимодействие может быть продемонстрировано следующими примерами. Во-первых, осуществление нормирования труда способствует более эффективному использованию рабочего времени, при котором стороны трудовых отношений могут удовлетворить свои интересы. Во-вторых, согласно ст. 137 ТК РФ излишне выплаченная работнику заработная плата может быть взыскана с него вследствие признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда. В-третьих, нормальными условиями труда, которые работодатель обязан обеспечить согласно ст. 163 ТК РФ, являются условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности. Очевидно, что нормирование труда в данном случае непосредственным образом связано с институтом охраны труда. Соответственно, представляется верным факт наличия взаимодействия нормирования труда с упомянутыми выше институтами трудового права.
(Мушков А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Необходимо отметить, что нормирование труда находится в тесном взаимодействии со многими его институтами, к числу которых можно отнести, в частности, рабочее время, время отдыха, заработную плату, дисциплину труда, охрану труда и другие. Данное взаимодействие может быть продемонстрировано следующими примерами. Во-первых, осуществление нормирования труда способствует более эффективному использованию рабочего времени, при котором стороны трудовых отношений могут удовлетворить свои интересы. Во-вторых, согласно ст. 137 ТК РФ излишне выплаченная работнику заработная плата может быть взыскана с него вследствие признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда. В-третьих, нормальными условиями труда, которые работодатель обязан обеспечить согласно ст. 163 ТК РФ, являются условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности. Очевидно, что нормирование труда в данном случае непосредственным образом связано с институтом охраны труда. Соответственно, представляется верным факт наличия взаимодействия нормирования труда с упомянутыми выше институтами трудового права.
Статья: Борьба с религиозным экстремизмом средствами прокурорского надзора
(Тарасова Д.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)<4> Беляева Т.Н., Борисов С.В. Противодействие экстремизму (терроризму): приоритетное направление правоохранительной деятельности в аспекте обеспечения национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2020. N 4 (56). С. 105 - 116.
(Тарасова Д.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)<4> Беляева Т.Н., Борисов С.В. Противодействие экстремизму (терроризму): приоритетное направление правоохранительной деятельности в аспекте обеспечения национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2020. N 4 (56). С. 105 - 116.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Основными задачами уполномоченных являются следующие:
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Основными задачами уполномоченных являются следующие:
Статья: Политическая субъектность в современных миграционных отношениях
(Кузнецов М.А.)
("Миграционное право", 2025, N 2)Важно здесь отметить, что единая государственная позиция в миграционной политике сформулирована Президентом России на заседании Совета по межнациональным отношениям: "Мы должны исходить прежде всего, конечно, из интересов наших граждан в вопросах безопасности, в социальной сфере, на рынке труда. Здесь очень важен гибкий, сбалансированный подход, который не создает для нас риски, а работает на развитие страны, на экономику страны" <18>. При этом в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации отмечено, что основным приоритетом и "целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода" <19>.
(Кузнецов М.А.)
("Миграционное право", 2025, N 2)Важно здесь отметить, что единая государственная позиция в миграционной политике сформулирована Президентом России на заседании Совета по межнациональным отношениям: "Мы должны исходить прежде всего, конечно, из интересов наших граждан в вопросах безопасности, в социальной сфере, на рынке труда. Здесь очень важен гибкий, сбалансированный подход, который не создает для нас риски, а работает на развитие страны, на экономику страны" <18>. При этом в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации отмечено, что основным приоритетом и "целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода" <19>.
Статья: Оплата лечения сотрудника: законы и практика
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 11)Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации в основные обязанности работодателя входит задача по обеспечению безопасных условий труда для каждого работника, но иногда встречается, что есть компании с вредными условиями труда, где присутствует постоянное воздействие химических, радиоактивных и биологических факторов, которые неизбежно отражаются на здоровье сотрудников. Сам термин "профессиональное заболевание" означает заболевание, ставшее результатом воздействия вредных производственных факторов и влекущее за собой утрату профессиональной трудоспособности, а возможно, и смерть (ст. 3 Закона "Об обязательном социальном страховании" от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 11)Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации в основные обязанности работодателя входит задача по обеспечению безопасных условий труда для каждого работника, но иногда встречается, что есть компании с вредными условиями труда, где присутствует постоянное воздействие химических, радиоактивных и биологических факторов, которые неизбежно отражаются на здоровье сотрудников. Сам термин "профессиональное заболевание" означает заболевание, ставшее результатом воздействия вредных производственных факторов и влекущее за собой утрату профессиональной трудоспособности, а возможно, и смерть (ст. 3 Закона "Об обязательном социальном страховании" от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Статья: Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)В России основные направления государственной политики в области охраны труда определены в ст. 210 ТК РФ. В качестве главной задачи Кодекс устанавливает обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, что в полной мере соответствует признанному в мире подходу к формированию политики в сфере охраны труда, охватывающей не только вопросы безопасности и гигиены труда, но и проблемы обеспечения здоровья работников в целом. Эта задача реализуется в рамках подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы "Содействие занятости населения" <12>, программами субъектов РФ.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)В России основные направления государственной политики в области охраны труда определены в ст. 210 ТК РФ. В качестве главной задачи Кодекс устанавливает обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, что в полной мере соответствует признанному в мире подходу к формированию политики в сфере охраны труда, охватывающей не только вопросы безопасности и гигиены труда, но и проблемы обеспечения здоровья работников в целом. Эта задача реализуется в рамках подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы "Содействие занятости населения" <12>, программами субъектов РФ.
Статья: Государственное управление в условиях цифровизации: зарубежный опыт, проблемы и перспективы развития
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Цифровизация, обусловившая широкое распространение цифровых технологий, оказывает значительное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Этот процесс неизбежен и является закономерным этапом в развитии социума; он преследует решение целого комплекса задач, которые в конечном итоге сводятся к повышению качества жизни населения. Среди основных следует отметить повышение доступности и качества сфер медицины и образования, уровня комфортности жизни городского и сельского населения, создание различных платформ, направленных на получение государственных услуг гражданами в электронной форме, возникновение новых профессий, развитие рынка труда, обеспечение общественной и государственной безопасности в различных сферах и т.д.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Цифровизация, обусловившая широкое распространение цифровых технологий, оказывает значительное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Этот процесс неизбежен и является закономерным этапом в развитии социума; он преследует решение целого комплекса задач, которые в конечном итоге сводятся к повышению качества жизни населения. Среди основных следует отметить повышение доступности и качества сфер медицины и образования, уровня комфортности жизни городского и сельского населения, создание различных платформ, направленных на получение государственных услуг гражданами в электронной форме, возникновение новых профессий, развитие рынка труда, обеспечение общественной и государственной безопасности в различных сферах и т.д.