Основания задержания подозреваемого
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания задержания подозреваемого (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 91 "Основания задержания подозреваемого" УПК РФСТАТЬЯ 91 "ОСНОВАНИЯ ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО" УПК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 91. Основания задержания подозреваемого
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 91. Основания задержания подозреваемого
Статья: Проблемы правовой регламентации задержания подозреваемого
(Арестова Е.Н., Шарапова Е.В., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 6)Обращает на себя внимание также и то, что в нормах УПК РФ, регламентирующих основания и порядок задержания, законодатель упоминает то "подозреваемого", то "лицо", задержанное по подозрению в совершении преступления. Так, например, ст. 91 УПК РФ называется "Основания задержания подозреваемого", однако в ее тексте фигурирует уже "лицо", в отношении которого имеются указанные в законе данные, позволяющие подозревать его в совершении преступления. Учитывая, что подозреваемый - это участник уголовного судопроизводства, подвергнутый уголовному преследованию (ст. ст. 46, п. 55 ст. 5 УПК РФ), а под "лицом" в законе, как правило, понимается субъект, не имеющий процессуального статуса в деле, полагаем данные понятия неравнозначными. Одновременно возникает закономерный, на наш взгляд, вопрос: возможно ли придание лицу статуса подозреваемого до возбуждения уголовного дела, в момент фактического лишения его свободы передвижения, например при задержании при совершении преступления или непосредственно после его совершения? Наименование ст. 91 УПК РФ позволяет предположить такую возможность, поскольку законодатель использовал в нем термин "подозреваемый". Аналогичный вывод напрашивается и исходя из положений ст. 92 УПК РФ, где, в частности, указано, что в орган дознания или к следователю в любом случае доставляется уже подозреваемый, а не лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления.
(Арестова Е.Н., Шарапова Е.В., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 6)Обращает на себя внимание также и то, что в нормах УПК РФ, регламентирующих основания и порядок задержания, законодатель упоминает то "подозреваемого", то "лицо", задержанное по подозрению в совершении преступления. Так, например, ст. 91 УПК РФ называется "Основания задержания подозреваемого", однако в ее тексте фигурирует уже "лицо", в отношении которого имеются указанные в законе данные, позволяющие подозревать его в совершении преступления. Учитывая, что подозреваемый - это участник уголовного судопроизводства, подвергнутый уголовному преследованию (ст. ст. 46, п. 55 ст. 5 УПК РФ), а под "лицом" в законе, как правило, понимается субъект, не имеющий процессуального статуса в деле, полагаем данные понятия неравнозначными. Одновременно возникает закономерный, на наш взгляд, вопрос: возможно ли придание лицу статуса подозреваемого до возбуждения уголовного дела, в момент фактического лишения его свободы передвижения, например при задержании при совершении преступления или непосредственно после его совершения? Наименование ст. 91 УПК РФ позволяет предположить такую возможность, поскольку законодатель использовал в нем термин "подозреваемый". Аналогичный вывод напрашивается и исходя из положений ст. 92 УПК РФ, где, в частности, указано, что в орган дознания или к следователю в любом случае доставляется уже подозреваемый, а не лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Статья 91. Основания задержания подозреваемого
(ред. от 27.10.2025)Статья 91. Основания задержания подозреваемого
Статья: Квалификация преступлений против правосудия в свете новых разъяснений Пленума Верховного Суда РФ
(Скрипченко Н.Ю.)
("Уголовное право", 2023, N 1)На основе системного толкования положений ч. 1 ст. 301 УК РФ и уголовно-процессуального законодательства, устанавливающего исчерпывающий перечень оснований задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, условия и порядок применения данной меры процессуального принуждения, в п. 3 Постановления перечислены конкретные действия должностных лиц, образующие заведомо незаконное задержание, а в п. 4 - формы бездействия. При этом среди действий фигурируют только деяния, связанные с задержанием лица при отсутствии указанных в законе оснований или с нарушением ограничительных условий. Частью 1 ст. 301 УК РФ может охватываться и задержание, произведенное с грубым нарушением установленной законом процедуры применения этой меры процессуального принуждения (например, без составления соответствующего протокола, без указания в нем времени задержания или его составления и т.п.).
(Скрипченко Н.Ю.)
("Уголовное право", 2023, N 1)На основе системного толкования положений ч. 1 ст. 301 УК РФ и уголовно-процессуального законодательства, устанавливающего исчерпывающий перечень оснований задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, условия и порядок применения данной меры процессуального принуждения, в п. 3 Постановления перечислены конкретные действия должностных лиц, образующие заведомо незаконное задержание, а в п. 4 - формы бездействия. При этом среди действий фигурируют только деяния, связанные с задержанием лица при отсутствии указанных в законе оснований или с нарушением ограничительных условий. Частью 1 ст. 301 УК РФ может охватываться и задержание, произведенное с грубым нарушением установленной законом процедуры применения этой меры процессуального принуждения (например, без составления соответствующего протокола, без указания в нем времени задержания или его составления и т.п.).
Статья: Лакуны уголовного судопроизводства в контексте правовых позиций Европейского суда
(Курченко В.Н.)
("Уголовное судопроизводство", 2021, N 1)Согласно ч. 1 ст. 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <2> (далее - УПК РФ) протокол задержания должен быть составлен в течение трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю. Документ должен содержать отметку о том, что задержанному лицу разъяснены его права, в том числе право на адвоката. В протоколе задержания должны быть указаны дата и время его составления, дата, время, место и основания задержания подозреваемого, а также иная значимая информация. Протокол задержания должен быть подписан лицом, его составившим, и подозреваемым.
(Курченко В.Н.)
("Уголовное судопроизводство", 2021, N 1)Согласно ч. 1 ст. 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <2> (далее - УПК РФ) протокол задержания должен быть составлен в течение трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю. Документ должен содержать отметку о том, что задержанному лицу разъяснены его права, в том числе право на адвоката. В протоколе задержания должны быть указаны дата и время его составления, дата, время, место и основания задержания подозреваемого, а также иная значимая информация. Протокол задержания должен быть подписан лицом, его составившим, и подозреваемым.
Статья: Институт задержания подозреваемого нуждается в реформировании
(Чурилов С.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)Юридическая неразбериха, заключенная в ст. 91 УПК РФ и в ст. 14 Закона о полиции, в которых говорится о субъектах и основаниях задержания подозреваемого, является одной из причин нарушения конституционного права граждан на их неприкосновенность, различного рода злоупотреблений со стороны сотрудников, наделенных правом задержания. В условиях отмеченного правового вакуума факт задержания и доставления задержанного к следователю, дознавателю не фиксируется в материалах предварительной проверки и тем более в материалах уголовного дела. Бесправное положение задержанного оправдывается якобы его добровольным желанием дождаться результатов такой проверки. Задержание как безотлагательная, в экстренных случаях жесткая, порой сопровождаемая насилием внесудебная мера государственного принуждения, осуществляемая вне рамок правовых отношений, а также изъятие находящихся при задержанном вещей, документов неизбежно негативно сказываются на ходе и результатах уголовного преследования лица после возбуждения в отношении него уголовного дела.
(Чурилов С.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)Юридическая неразбериха, заключенная в ст. 91 УПК РФ и в ст. 14 Закона о полиции, в которых говорится о субъектах и основаниях задержания подозреваемого, является одной из причин нарушения конституционного права граждан на их неприкосновенность, различного рода злоупотреблений со стороны сотрудников, наделенных правом задержания. В условиях отмеченного правового вакуума факт задержания и доставления задержанного к следователю, дознавателю не фиксируется в материалах предварительной проверки и тем более в материалах уголовного дела. Бесправное положение задержанного оправдывается якобы его добровольным желанием дождаться результатов такой проверки. Задержание как безотлагательная, в экстренных случаях жесткая, порой сопровождаемая насилием внесудебная мера государственного принуждения, осуществляемая вне рамок правовых отношений, а также изъятие находящихся при задержанном вещей, документов неизбежно негативно сказываются на ходе и результатах уголовного преследования лица после возбуждения в отношении него уголовного дела.