Основания снятия с учета объекта недвижимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания снятия с учета объекта недвижимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 15 "Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Суд первой инстанции обоснованно указал, что, исходя из положений части 1 статьи 15 Закона М 218-ФЗ, истец не является лицом, по заявлению которого регистрирующим органом может быть произведено снятие спорного объекта недвижимости с государственного кадастрового учета; оснований для осуществления соответствующей процедуры в судебном порядке по инициативе лица, осуществляющего полномочия собственника находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, занятого данной недвижимостью, действующее законодательство не устанавливает; оснований для прекращения права собственности, перечисленных в статье 235 ГК РФ, в рассматриваемом случае не имеется; оснований для защиты права в порядке статьи 304 ГК РФ судом не установлено, поскольку материалами дела подтверждено, что у собственника здания имелись препятствия в использовании участка и реализации права на реконструкцию объекта, обусловленные бездействием уполномоченного публичного органа, признанным в судебном порядке незаконным."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 40 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Вместе с тем, снятие с кадастрового учета объекта недвижимого имущества возможно не только по основаниям, предусмотренным Законом N 218-ФЗ (например, в связи с прекращением существования объекта недвижимости - пункт 7 статьи 40 Закона N 218-ФЗ), но и в случае, если объект недвижимого имущества был поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О приоритете частных интересов в регулировании отношений собственности на примере кадастрового учета
(Мотлохова Е.А.)
("Гражданское право", 2019, N 4)Основаниями осуществления кадастрового учета являются документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ). Постановка на кадастровый учет земельного участка и учет изменений сведений о земельном участке осуществляется на основании межевого плана (статья 22 Закона N 218-ФЗ), здания, помещения, сооружения - на основании технического плана (статья 24 Закона N 218-ФЗ), снятие с учета объекта недвижимости осуществляется на основании акта обследования (статья 23 Закона N 218-ФЗ). Особым основанием кадастрового учета является карта-план территории, поскольку с ее помощью могут осуществляться одновременно несколько форм кадастрового учета. В рамках настоящей статьи подробнее остановимся на таких основаниях осуществления кадастрового учета, как межевой план (в частности, на межевом плане, изготавливаемом на основании проекта межевания территории) и карта-план территории.
(Мотлохова Е.А.)
("Гражданское право", 2019, N 4)Основаниями осуществления кадастрового учета являются документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ). Постановка на кадастровый учет земельного участка и учет изменений сведений о земельном участке осуществляется на основании межевого плана (статья 22 Закона N 218-ФЗ), здания, помещения, сооружения - на основании технического плана (статья 24 Закона N 218-ФЗ), снятие с учета объекта недвижимости осуществляется на основании акта обследования (статья 23 Закона N 218-ФЗ). Особым основанием кадастрового учета является карта-план территории, поскольку с ее помощью могут осуществляться одновременно несколько форм кадастрового учета. В рамках настоящей статьи подробнее остановимся на таких основаниях осуществления кадастрового учета, как межевой план (в частности, на межевом плане, изготавливаемом на основании проекта межевания территории) и карта-план территории.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)2) в случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)2) в случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости;
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.11.2023 N 509-ФЗ
"Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, и осуществляет погашение записи о государственной регистрации права, об ограничении права на соответствующий объект недвижимости или обременении соответствующего объекта недвижимости в случае его отнесения к объектам недвижимости, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, по заявлению уполномоченного федерального органа государственной власти (иного публично-правового образования). Подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства в таком случае не требуются. Документы на бумажном носителе, на основании которых были осуществлены государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования), права хозяйственного ведения, права оперативного управления, аренды, иного ограничения права, обременения здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса, а также документы, на основании которых осуществлены государственный кадастровый учет в связи со снятием объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и (или) государственная регистрация прекращения соответствующих права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, подлежат возврату заявителю после осуществления государственной регистрации прекращения права, ограничения права или обременения объекта недвижимости.
"Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, и осуществляет погашение записи о государственной регистрации права, об ограничении права на соответствующий объект недвижимости или обременении соответствующего объекта недвижимости в случае его отнесения к объектам недвижимости, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, по заявлению уполномоченного федерального органа государственной власти (иного публично-правового образования). Подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства в таком случае не требуются. Документы на бумажном носителе, на основании которых были осуществлены государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования), права хозяйственного ведения, права оперативного управления, аренды, иного ограничения права, обременения здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса, а также документы, на основании которых осуществлены государственный кадастровый учет в связи со снятием объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и (или) государственная регистрация прекращения соответствующих права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, подлежат возврату заявителю после осуществления государственной регистрации прекращения права, ограничения права или обременения объекта недвижимости.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"О государственной регистрации недвижимости"8. В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости. Не позднее чем за тридцать дней до подачи указанного заявления уполномоченный орган обязан уведомить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя такого объекта недвижимости, способами, указанными в пункте 2 части 9 настоящей статьи.
(ред. от 19.10.2023)
"О государственной регистрации недвижимости"8. В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости. Не позднее чем за тридцать дней до подачи указанного заявления уполномоченный орган обязан уведомить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя такого объекта недвижимости, способами, указанными в пункте 2 части 9 настоящей статьи.