Основания признания предписания недействительным
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания признания предписания недействительным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверочные листы Ростехнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Утверждение формы проверочного листа, в которой не указано на проверку отдельных норм, утвержденных раньше формы, может быть признано основанием для признания недействительным предписания Ростехнадзора об устранении нарушений этих норм, вынесенного до утверждения формы
(КонсультантПлюс, 2025)Утверждение формы проверочного листа, в которой не указано на проверку отдельных норм, утвержденных раньше формы, может быть признано основанием для признания недействительным предписания Ростехнадзора об устранении нарушений этих норм, вынесенного до утверждения формы
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обжалование акта проверки и предписания МЧС России
(КонсультантПлюс, 2025)...суд первой инстанции признал, что предписание в указанной части вынесено в адрес надлежащего лица, и обоснованно отклонил соответствующие доводы Администрации в этой части, а у суда апелляционной инстанции не было оснований для признания пунктов... предписания недействительными..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суд первой инстанции признал, что предписание в указанной части вынесено в адрес надлежащего лица, и обоснованно отклонил соответствующие доводы Администрации в этой части, а у суда апелляционной инстанции не было оснований для признания пунктов... предписания недействительными..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
(ред. от 01.04.2025)1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья: Процедурные нарушения антимонопольного законодательства (актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России)
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Если территориальная компетенция рассмотрения дела не разрешена в установленном порядке, то это является самостоятельным основанием для принятия акта антимонопольного органа недействительным. Это подтверждается и релевантной судебной практикой. Так, например, в решении СИП от 24.09.2021 по делу N СИП-199/2021 <12> судебная коллегия пришла к выводу, что "рассмотрение настоящего дела с нарушением установленных правил подведомственности и, как следствие, за пределами полномочий УФАС России по городу Москве является существенным нарушением установленного порядка рассмотрения дела и самостоятельным основанием для признания оспариваемых решения и предписания недействительными", отметив, что аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении Президиума СИП от 16.04.2021 по делу N СИП-1046/2019. Вместе с тем судебная коллегия в данном случае осуществила и проверку выводов УФАС по существу рассмотренного дела <13>.
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Если территориальная компетенция рассмотрения дела не разрешена в установленном порядке, то это является самостоятельным основанием для принятия акта антимонопольного органа недействительным. Это подтверждается и релевантной судебной практикой. Так, например, в решении СИП от 24.09.2021 по делу N СИП-199/2021 <12> судебная коллегия пришла к выводу, что "рассмотрение настоящего дела с нарушением установленных правил подведомственности и, как следствие, за пределами полномочий УФАС России по городу Москве является существенным нарушением установленного порядка рассмотрения дела и самостоятельным основанием для признания оспариваемых решения и предписания недействительными", отметив, что аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении Президиума СИП от 16.04.2021 по делу N СИП-1046/2019. Вместе с тем судебная коллегия в данном случае осуществила и проверку выводов УФАС по существу рассмотренного дела <13>.
Путеводитель по судебной практике: Кредит.
Применимы ли положения о договоре присоединения к разработанному банком кредитному договору, нарушающему баланс интересов сторон, если заемщик не мог влиять на его содержание
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из отсутствия правовых оснований для признания предписания недействительным. При этом судебные инстанции руководствовались следующим.
Применимы ли положения о договоре присоединения к разработанному банком кредитному договору, нарушающему баланс интересов сторон, если заемщик не мог влиять на его содержание
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из отсутствия правовых оснований для признания предписания недействительным. При этом судебные инстанции руководствовались следующим.
Статья: Плановые проверки юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предписание должно быть вынесено с соблюдением установленного порядка и содержать указания, позволяющие однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения (указание на нарушенные нормы), а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание. Нарушение этих условий может явиться основанием для признания предписания недействительным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.08.2024 N Ф06-5442/2024 по делу N А49-9303/2023 (Определением Верховного Суда РФ от 10.12.2024 N 306-ЭС24-21068 отказано в передаче дела N А49-9303/2023 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления));
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Предписание должно быть вынесено с соблюдением установленного порядка и содержать указания, позволяющие однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения (указание на нарушенные нормы), а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание. Нарушение этих условий может явиться основанием для признания предписания недействительным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.08.2024 N Ф06-5442/2024 по делу N А49-9303/2023 (Определением Верховного Суда РФ от 10.12.2024 N 306-ЭС24-21068 отказано в передаче дела N А49-9303/2023 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления));
Статья: Ростехнадзор: споры по проверкам
(Варганова О.Г.)
("Жилищное право", 2021, N 2)Из материалов дела следует, что в резолютивной части оспариваемого предписания не указаны конкретные действия, которые должно выполнить Общество. Требования предписания содержат неконкретные общие формулировки, лишь констатирующие допущенное подателем жалобы нарушение. При этом отсутствует указание способов устранения нарушений, действий, которые должен совершить заявитель с целью устранения этих нарушений, что является самостоятельным основанием для признания недействительным обжалованного предписания.
(Варганова О.Г.)
("Жилищное право", 2021, N 2)Из материалов дела следует, что в резолютивной части оспариваемого предписания не указаны конкретные действия, которые должно выполнить Общество. Требования предписания содержат неконкретные общие формулировки, лишь констатирующие допущенное подателем жалобы нарушение. При этом отсутствует указание способов устранения нарушений, действий, которые должен совершить заявитель с целью устранения этих нарушений, что является самостоятельным основанием для признания недействительным обжалованного предписания.