Основания получения гражданства РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания получения гражданства РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденции правовой регламентации оснований приобретения гражданства в России
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8
Статья: Кто больше не получит гражданство по новому Закону Президента? Нововведения в гражданстве по браку, по детям, по профессии
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 8)Изменился список оснований для приобретения
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 8)Изменился список оснований для приобретения
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"Статья 12. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"Статья 12. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, сегодня суды без особых сложностей, руководствуясь преимущественно общими правилами административного судопроизводства, эффективно рассматривают многие самые разнообразные административные дела (например, дела об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации, об ограничении на пользование им специальным правом, дела о прекращении действия права на управление транспортным средством, о вскрытии нерозданных почтовых отправлений, об установлении факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации или решение о признании гражданином Российской Федерации), хотя предложения относительно включения в Кодекс отдельных глав, регулирующих производства по таким делам, периодически возникают <1>. Не исключено, конечно, что в дальнейшем в законодательстве об административном судопроизводстве появятся специальные правила рассмотрения названных категорий дел. Вместе с тем настоятельной необходимости в этом, на наш взгляд, нет. Это обусловлено универсальностью процессуальной формы административного судопроизводства, общие правила которого могут эффективно применяться при рассмотрении самых разных по правовой природе и содержанию административных дел, поскольку такие дела не отличаются по своей сущности (основным особенностям, о которых было сказано выше) <2>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, сегодня суды без особых сложностей, руководствуясь преимущественно общими правилами административного судопроизводства, эффективно рассматривают многие самые разнообразные административные дела (например, дела об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации, об ограничении на пользование им специальным правом, дела о прекращении действия права на управление транспортным средством, о вскрытии нерозданных почтовых отправлений, об установлении факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации или решение о признании гражданином Российской Федерации), хотя предложения относительно включения в Кодекс отдельных глав, регулирующих производства по таким делам, периодически возникают <1>. Не исключено, конечно, что в дальнейшем в законодательстве об административном судопроизводстве появятся специальные правила рассмотрения названных категорий дел. Вместе с тем настоятельной необходимости в этом, на наш взгляд, нет. Это обусловлено универсальностью процессуальной формы административного судопроизводства, общие правила которого могут эффективно применяться при рассмотрении самых разных по правовой природе и содержанию административных дел, поскольку такие дела не отличаются по своей сущности (основным особенностям, о которых было сказано выше) <2>.
Ситуация: Как получить гражданство РФ несовершеннолетнему?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрим далее некоторые из оснований приобретения ребенком российского гражданства и их особенности.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрим далее некоторые из оснований приобретения ребенком российского гражданства и их особенности.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работник утратил статус беженца или лица, получившего временное убежище, и нет иных оснований для продолжения трудовой деятельности на территории РФ (например, как получение гражданства РФ или вида на жительство), то трудовые отношения с работником нужно прекратить, так как работник лишается права работать на территории России на прежних льготных условиях - наравне с гражданами РФ. Например, это происходит, если иностранец со статусом беженца выехал к бывшему месту жительства за пределы России или получил гражданство другого государства. Отдельное основание увольнения для данной ситуации законом не предусмотрено. Утрата статуса беженца или получившего временное убежище влечет недействительность удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища, которые в том числе являются документами, подтверждающими специальное право иностранца оформлять трудовые отношения на льготных условиях. Поэтому, полагаем, в этом случае работника можно уволить, например, по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с лишением специального права. Либо у вас могут быть иные основания увольнения. Например, если лицо лишено статуса беженца в связи с тем, что осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления в РФ, то при соблюдении определенных условий возможно его увольнение в связи с осуждением к наказанию по приговору суда, в частности по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Это следует в том числе из абз. 1, пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, абз. 2 п. 7 ст. 7, пп. 9 п. 1 ст. 8, пп. 4, 5 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 9, абз. 2 п. 3, пп. 2, 3 п. 5 ст. 12 Закона о беженцах, п. 16 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 28.09.2017 N 741.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же работник утратил статус беженца или лица, получившего временное убежище, и нет иных оснований для продолжения трудовой деятельности на территории РФ (например, как получение гражданства РФ или вида на жительство), то трудовые отношения с работником нужно прекратить, так как работник лишается права работать на территории России на прежних льготных условиях - наравне с гражданами РФ. Например, это происходит, если иностранец со статусом беженца выехал к бывшему месту жительства за пределы России или получил гражданство другого государства. Отдельное основание увольнения для данной ситуации законом не предусмотрено. Утрата статуса беженца или получившего временное убежище влечет недействительность удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища, которые в том числе являются документами, подтверждающими специальное право иностранца оформлять трудовые отношения на льготных условиях. Поэтому, полагаем, в этом случае работника можно уволить, например, по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с лишением специального права. Либо у вас могут быть иные основания увольнения. Например, если лицо лишено статуса беженца в связи с тем, что осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления в РФ, то при соблюдении определенных условий возможно его увольнение в связи с осуждением к наказанию по приговору суда, в частности по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Это следует в том числе из абз. 1, пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах, абз. 2 п. 7 ст. 7, пп. 9 п. 1 ст. 8, пп. 4, 5 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 9, абз. 2 п. 3, пп. 2, 3 п. 5 ст. 12 Закона о беженцах, п. 16 Порядка, утвержденного Приказом МВД России от 28.09.2017 N 741.
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника-иностранца
(КонсультантПлюс, 2025)Получение иностранным работником гражданства РФ не является основанием для его увольнения. Расторгать с ним действующий трудовой договор и заключать новый не нужно (законом это не предусмотрено). Соответственно, не требуется уведомлять территориальный орган МВД России, так как работник не увольняется и не принимается на работу. Но внесите изменения в трудовой договор, оформив дополнительное соглашение к нему. Помимо паспортных данных может потребоваться изменить и другие сведения в договоре, а также его условия. Например, если гражданство получил высококвалифицированный иностранный специалист, постоянно проживающий в РФ, то потребуется внести изменения, в частности, о документе законного пребывания (исключив сведения о виде на жительство), о социальном страховании. При необходимости внесите изменения и в другие документы. Это следует из абз. 3 ч. 1, абз. 10 ч. 2, ч. 3 ст. 57, ст. 72, абз. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ, абз. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона об иностранцах, абз. 1 п. 2 Порядка подачи уведомлений о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранцами, Письма Роструда от 15.12.2021 N ПГ/37863-6-1.
(КонсультантПлюс, 2025)Получение иностранным работником гражданства РФ не является основанием для его увольнения. Расторгать с ним действующий трудовой договор и заключать новый не нужно (законом это не предусмотрено). Соответственно, не требуется уведомлять территориальный орган МВД России, так как работник не увольняется и не принимается на работу. Но внесите изменения в трудовой договор, оформив дополнительное соглашение к нему. Помимо паспортных данных может потребоваться изменить и другие сведения в договоре, а также его условия. Например, если гражданство получил высококвалифицированный иностранный специалист, постоянно проживающий в РФ, то потребуется внести изменения, в частности, о документе законного пребывания (исключив сведения о виде на жительство), о социальном страховании. При необходимости внесите изменения и в другие документы. Это следует из абз. 3 ч. 1, абз. 10 ч. 2, ч. 3 ст. 57, ст. 72, абз. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ, абз. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона об иностранцах, абз. 1 п. 2 Порядка подачи уведомлений о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранцами, Письма Роструда от 15.12.2021 N ПГ/37863-6-1.
Ситуация: Как получить гражданство РФ в упрощенном порядке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)отсутствие обстоятельств, являющихся основаниями отклонения заявления о приеме в гражданство РФ.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)отсутствие обстоятельств, являющихся основаниями отклонения заявления о приеме в гражданство РФ.
Статья: Проблемные правовые, экономические и политические аспекты приобретения гражданства по рождению и прекращения гражданства
(Курилюк Ю.Е.)
("Современное право", 2025, N 5)При этом законодатель снова (так уже было в Законе 1991 года) ввел такое основание приобретения российского гражданства, как признание гражданином. С одной стороны, можно отметить, что юридически это позволяет разграничить категории лиц, родившихся непосредственно в Российской Федерации, и лиц, которые родились в СССР и были гражданами Советского Союза. С другой стороны, неясно, зачем такое разграничение, поскольку после поправок 2020 года в ст. 67.1 Конституции РФ закреплено правопреемство по отношению к СССР. Однако ясно другое: предыдущий Закон о гражданстве позволял "выводить" из гражданства натурализованных граждан, т.е. приобретших российское гражданство в порядке приема, а Закон 2023 года, предусматривающий уже процедуру не отмены решений о приеме в российское гражданство, а прекращение такового, позволяет распространять эту процедуру на признанных гражданами Российской Федерации, а на сегодняшний день это значительная часть населения России: все, кто старше 33 лет на настоящий момент, т.е. родившиеся после 6 февраля 1992 года.
(Курилюк Ю.Е.)
("Современное право", 2025, N 5)При этом законодатель снова (так уже было в Законе 1991 года) ввел такое основание приобретения российского гражданства, как признание гражданином. С одной стороны, можно отметить, что юридически это позволяет разграничить категории лиц, родившихся непосредственно в Российской Федерации, и лиц, которые родились в СССР и были гражданами Советского Союза. С другой стороны, неясно, зачем такое разграничение, поскольку после поправок 2020 года в ст. 67.1 Конституции РФ закреплено правопреемство по отношению к СССР. Однако ясно другое: предыдущий Закон о гражданстве позволял "выводить" из гражданства натурализованных граждан, т.е. приобретших российское гражданство в порядке приема, а Закон 2023 года, предусматривающий уже процедуру не отмены решений о приеме в российское гражданство, а прекращение такового, позволяет распространять эту процедуру на признанных гражданами Российской Федерации, а на сегодняшний день это значительная часть населения России: все, кто старше 33 лет на настоящий момент, т.е. родившиеся после 6 февраля 1992 года.
Статья: Законодательство о гражданстве Российской Федерации - современный этап развития
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)В Законе о гражданстве 2023 года существенно обновлен институт признания гражданства. В настоящее время он стал самостоятельным основанием приобретения гражданства Российской Федерации.
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)В Законе о гражданстве 2023 года существенно обновлен институт признания гражданства. В настоящее время он стал самостоятельным основанием приобретения гражданства Российской Федерации.
Статья: Проблемы реформирования института гражданства в Российской Федерации
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)2. Бабурина В.Л. Признание носителем русского языка как правовое основание приобретения российского гражданства в упрощенном порядке / В.Л. Бабурина // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 4. С. 22 - 25.
(Марачева В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)2. Бабурина В.Л. Признание носителем русского языка как правовое основание приобретения российского гражданства в упрощенном порядке / В.Л. Бабурина // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 4. С. 22 - 25.