Основания отказа внесения в рнп
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания отказа внесения в рнп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2025 N 13АП-18081/2025 по делу N А56-23958/2024
Категория: Споры с антимонопольными органами в сфере закупок для государственных нужд.
Требования заказчика: О признании недействительным решения об отказе включить участника торгов в реестр недобросовестных поставщиков.
Обстоятельства: В ходе проверки антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии со стороны подрядчика умышленного недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения государственного контракта.
Решение: Отказано.Таким образом, вопреки мнению суда первой инстанции, само по себе установление правомерности одностороннего отказа от исполнения Контракта не может являться основанием для внесения Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Категория: Споры с антимонопольными органами в сфере закупок для государственных нужд.
Требования заказчика: О признании недействительным решения об отказе включить участника торгов в реестр недобросовестных поставщиков.
Обстоятельства: В ходе проверки антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии со стороны подрядчика умышленного недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения государственного контракта.
Решение: Отказано.Таким образом, вопреки мнению суда первой инстанции, само по себе установление правомерности одностороннего отказа от исполнения Контракта не может являться основанием для внесения Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2025 N 05АП-4249/2025 по делу N А24-1079/2025
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа о включении информации в отношении ИП в реестр недобросовестных поставщиков, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем исключения сведений о нем из реестра недобросовестных поставщиков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции, посчитав доказанным факт нарушения подрядчиком срока выполнения работ, предусмотренного контрактом, оценив поведение сторон, признал наличие оснований для внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа о включении информации в отношении ИП в реестр недобросовестных поставщиков, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем исключения сведений о нем из реестра недобросовестных поставщиков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции, посчитав доказанным факт нарушения подрядчиком срока выполнения работ, предусмотренного контрактом, оценив поведение сторон, признал наличие оснований для внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как участникам закупок по Закону N 44-ФЗ действовать в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (см. совместное Письмо Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020). Вы можете столкнуться с тем, что из-за пандемии и применяемых ограничительных мер исполнить контракт на прежних условиях не получится. Не прекращайте исполнять контракт, в противном случае у заказчика может появиться основание для одностороннего отказа от контракта, если такое право закреплено в контракте. Такой отказ - основание для внесения вас в РНП (ч. 9 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (см. совместное Письмо Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020). Вы можете столкнуться с тем, что из-за пандемии и применяемых ограничительных мер исполнить контракт на прежних условиях не получится. Не прекращайте исполнять контракт, в противном случае у заказчика может появиться основание для одностороннего отказа от контракта, если такое право закреплено в контракте. Такой отказ - основание для внесения вас в РНП (ч. 9 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Однако регулятор пока не спешит отказываться от данного основания внесения в РНП с вытекающими последствиями, поскольку не найден иной механизм учета рисков от такого поведения участника, а существующий инструмент весьма практичен и прост в администрировании.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Однако регулятор пока не спешит отказываться от данного основания внесения в РНП с вытекающими последствиями, поскольку не найден иной механизм учета рисков от такого поведения участника, а существующий инструмент весьма практичен и прост в администрировании.
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140
(ред. от 12.10.2020)
"Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2020 N 58362)11.3. Информация о Поставщике, с которым Контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, включается в установленном Законом N 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
(ред. от 12.10.2020)
"Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2020 N 58362)11.3. Информация о Поставщике, с которым Контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, включается в установленном Законом N 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение Мурманского УФАС России от 24.12.2024 по делу N 051/06/104-952/2024
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны исполнителя (подрядчика) по исполнению контракта. Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны исполнителя (подрядчика) по исполнению контракта. Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Статья: Уклонение участника закупки от заключения контракта
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Отказ антимонопольного органа во внесении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков связан с принятием во внимание степени вины и ее характера (в рассматриваемой ситуации решение антимонопольного органа о включении в РНП признано незаконным, что равносильно отказу во внесении сведений). Наличие этого отказа не влечет возникновения у истца права требовать возврата внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе денежных средств (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.06.2017 по делу N А67-6695/2016).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Отказ антимонопольного органа во внесении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков связан с принятием во внимание степени вины и ее характера (в рассматриваемой ситуации решение антимонопольного органа о включении в РНП признано незаконным, что равносильно отказу во внесении сведений). Наличие этого отказа не влечет возникновения у истца права требовать возврата внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе денежных средств (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.06.2017 по делу N А67-6695/2016).
Последние изменения: Реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, определили, что в РНП вносится информация о том, что сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) включены в реестр в связи с отказом от исполнения договора из-за введения в отношении заказчика санкций и (или) ограничений. Это делается в случае, когда основанием для направления сведений в уполномоченный орган является расторжение договора, от исполнения которого заказчик отказался в одностороннем порядке, поскольку названный поставщик (исполнитель, подрядчик) допустил существенное нарушение условий договора из-за введения в отношении заказчика санкций и (или) ограничений (п. 9 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, определили, что в РНП вносится информация о том, что сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) включены в реестр в связи с отказом от исполнения договора из-за введения в отношении заказчика санкций и (или) ограничений. Это делается в случае, когда основанием для направления сведений в уполномоченный орган является расторжение договора, от исполнения которого заказчик отказался в одностороннем порядке, поскольку названный поставщик (исполнитель, подрядчик) допустил существенное нарушение условий договора из-за введения в отношении заказчика санкций и (или) ограничений (п. 9 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211).
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за отказа банка выдать независимую гарантию
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление обеспечения исполнения контракта является прямой обязанностью участника закупки. Его непредоставление - самостоятельное и достаточное основание для того, чтобы признать победителя недобросовестным и уклонившимся от заключения контракта. Отсутствие обеспечения указывает на незаинтересованность победителя в заключении контракта, свидетельствует о его халатности и недобросовестности. Отказ банков в выдаче банковской гарантии и отсутствие средств для внесения в качестве обеспечения не могут служить основанием для того, чтобы не включать общество в РНП.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за отказа банка выдать независимую гарантию
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление обеспечения исполнения контракта является прямой обязанностью участника закупки. Его непредоставление - самостоятельное и достаточное основание для того, чтобы признать победителя недобросовестным и уклонившимся от заключения контракта. Отсутствие обеспечения указывает на незаинтересованность победителя в заключении контракта, свидетельствует о его халатности и недобросовестности. Отказ банков в выдаче банковской гарантии и отсутствие средств для внесения в качестве обеспечения не могут служить основанием для того, чтобы не включать общество в РНП.
Вопрос: На момент рассмотрения заявок участник не был внесен в РНП. Перед тем как подписывать со своей стороны договор, заказчик проверил РНП, и оказалось, что вчера участника внесли в РНП. Может ли заказчик отказаться от заключения договора и на каком основании?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 12
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 12
Статья: Что нового в системе закупок (апрель - май, 2023)?
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 6)ФАС в Письме от 25.04.2023 N МШ/32004/23 сообщает, что решение суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным необходимо направить в орган контроля, поскольку оно является самостоятельным основанием для исключения информации о поставщике из реестра недобросовестных поставщиков.
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 6)ФАС в Письме от 25.04.2023 N МШ/32004/23 сообщает, что решение суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным необходимо направить в орган контроля, поскольку оно является самостоятельным основанием для исключения информации о поставщике из реестра недобросовестных поставщиков.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 28.04.2023 N 154-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(Суворова Т.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 6)В силу внесенных в ч. 17.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ дополнений контракт можно заключить, если по основаниям, установленным Правительством РФ, принято решение об отказе во включении информации о поставщике, с которым расторгнут контракт, в РНП в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
(Суворова Т.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 6)В силу внесенных в ч. 17.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ дополнений контракт можно заключить, если по основаниям, установленным Правительством РФ, принято решение об отказе во включении информации о поставщике, с которым расторгнут контракт, в РНП в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Вопрос: Заказчик применил односторонний отказ от исполнения договора поставки, заключенного по Закону N 223-ФЗ. Внесут ли теперь поставщика в РНП?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 6)Вопрос: Заказчик применил односторонний отказ от исполнения договора поставки, заключенного по Закону N 223-ФЗ. Внесут ли теперь поставщика в РНП?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 6)Вопрос: Заказчик применил односторонний отказ от исполнения договора поставки, заключенного по Закону N 223-ФЗ. Внесут ли теперь поставщика в РНП?
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (III квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Отказ подрядчика от выполнения обязательств по контракту дает заказчику право отказаться от исполнения такого контракта, а ФАС России - внести информацию о таком подрядчике в Реестр.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Отказ подрядчика от выполнения обязательств по контракту дает заказчику право отказаться от исполнения такого контракта, а ФАС России - внести информацию о таком подрядчике в Реестр.
Готовое решение: Как внести сведения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если требование об отсутствии сведений в РНП установлено на основании пп. "б" п. 1 Постановления N 2571, заявку необходимо отклонять только в случае, когда информация об учредителе унитарного юридического лица или об участнике (члене) корпоративного юридического лица внесена в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций или мер ограничительного характера. Это вытекает из требований, установленных данной нормой.
(КонсультантПлюс, 2025)Если требование об отсутствии сведений в РНП установлено на основании пп. "б" п. 1 Постановления N 2571, заявку необходимо отклонять только в случае, когда информация об учредителе унитарного юридического лица или об участнике (члене) корпоративного юридического лица внесена в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций или мер ограничительного характера. Это вытекает из требований, установленных данной нормой.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании решения УФАС по Ростовской области от 23.08.2021 N РНП-61-341 истец был внесен в РНП сроком на 2 года.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании решения УФАС по Ростовской области от 23.08.2021 N РНП-61-341 истец был внесен в РНП сроком на 2 года.