Основания для проведения прокурОрской проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для проведения прокурОрской проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Решение о проведении прокурорской проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о нарушениях, выявленных международными организациями, могут быть основанием для проведения прокурорской проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения о нарушениях, выявленных международными организациями, могут быть основанием для проведения прокурорской проверки
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Заключение (продление) трудового договора с иностранцем
(КонсультантПлюс, 2025)...Таким образом, оснований полагать, что на момент проведения прокурорской проверки индивидуальным предпринимателем Ш. нарушены требования п. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, не имеется..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Таким образом, оснований полагать, что на момент проведения прокурорской проверки индивидуальным предпринимателем Ш. нарушены требования п. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, не имеется..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195
(ред. от 10.09.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"6. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
(ред. от 10.09.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"6. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
Статья: Мониторинг как важнейший инструмент в деятельности российской прокуратуры
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Таким образом, мониторинг правоприменения, или правовой мониторинг, является самостоятельным надзорным непроцессуальным проверочным действием прокурора. Это действие применяется при осуществлении прокурором надзорной функции, а также при участии в правотворчестве. Результаты правового мониторинга могут быть поводом и основанием для проведения прокурорской проверки либо антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Таким образом, мониторинг правоприменения, или правовой мониторинг, является самостоятельным надзорным непроцессуальным проверочным действием прокурора. Это действие применяется при осуществлении прокурором надзорной функции, а также при участии в правотворчестве. Результаты правового мониторинга могут быть поводом и основанием для проведения прокурорской проверки либо антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Готовое решение: Проводит ли прокуратура плановые проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуем обжаловать решение только по причине того, что в нем в качестве единственного основания проведения прокурорской проверки указан план. Практика показывает, что в такой ситуации суд не признает решение прокурора о проверке недействительным. Прокурору достаточно будет указать на наличие проблем с соблюдением законодательства в сфере, в которой работает организация (Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 308-КГ18-18379 по делу N А63-19363/2017).
(КонсультантПлюс, 2025)Не рекомендуем обжаловать решение только по причине того, что в нем в качестве единственного основания проведения прокурорской проверки указан план. Практика показывает, что в такой ситуации суд не признает решение прокурора о проверке недействительным. Прокурору достаточно будет указать на наличие проблем с соблюдением законодательства в сфере, в которой работает организация (Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 308-КГ18-18379 по делу N А63-19363/2017).
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Жалобы и иные обращения граждан, должностных и юридических лиц - важный источник информации для уполномоченных прокуроров и одно из оснований проведения прокурорской проверки <9>. Однако, как показывает анализ результатов работы уполномоченных прокуроров, при разрешении подобных обращений иногда допускаются нарушения, когда они не принимают достаточных мер для проверки всех приведенных доводов заявителей. Как правило, такое отношение препятствует своевременному восстановлению прав заявителей и влечет направление повторных обращений. В связи с этим прокурорская проверка жалоб на действия и решения органов, осуществляющих ОРД, должна основываться на принципах всесторонности, полноты и объективности изучения доводов заявителей и исследования всех обстоятельств осуществления ОРМ, если они проводились. Именно такое отношение к проверке всех доводов обращения позволяет добиваться объективного и окончательного разрешения каждого обращения, реального устранения нарушений закона и привлечения к ответственности лиц, их допустивших <10>.
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Жалобы и иные обращения граждан, должностных и юридических лиц - важный источник информации для уполномоченных прокуроров и одно из оснований проведения прокурорской проверки <9>. Однако, как показывает анализ результатов работы уполномоченных прокуроров, при разрешении подобных обращений иногда допускаются нарушения, когда они не принимают достаточных мер для проверки всех приведенных доводов заявителей. Как правило, такое отношение препятствует своевременному восстановлению прав заявителей и влечет направление повторных обращений. В связи с этим прокурорская проверка жалоб на действия и решения органов, осуществляющих ОРД, должна основываться на принципах всесторонности, полноты и объективности изучения доводов заявителей и исследования всех обстоятельств осуществления ОРМ, если они проводились. Именно такое отношение к проверке всех доводов обращения позволяет добиваться объективного и окончательного разрешения каждого обращения, реального устранения нарушений закона и привлечения к ответственности лиц, их допустивших <10>.
Путеводитель по кадровым вопросам. Роль прокуратуры при проведении проверок деятельности организацийОснования проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением тех, которые проводятся без взаимодействия, перечислены в ч. 1 ст. 66 Закона N 248-ФЗ, например:
Статья: Прокурорская проверка как средство выявления нарушения закона: проблемы теории и практики
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Исследуя прокурорскую проверку как сложное правовое явление, нужно отметить наличие проблем, сопряженных с поводами и основаниями ее проведения. Термины "повод" и "основания" применительно к проверке, проводимой органами прокуратуры, различны по значению. Повод проверки представляет собой любое обстоятельство, потенциально способное быть основанием проверки. Поводом выступают различные сведения или информация, свидетельствующая о нарушении закона. Основаниями для проведения прокурорской проверки являются сведения о фактах нарушения законов, требующие принятия прокурором мер прокурорского реагирования. Данное положение закреплено в ст. 21 Закона о прокуратуре РФ. Ими могут быть как устные и письменные обращения граждан, сообщения, содержащиеся в средствах массовой информации, прессе, переданные по радио и телевидению, так и сведения, черпаемые из аналитических данных, и т.д. При этом следует отметить, что далеко не все сведения о фактах нарушения закона могут рассматриваться в качестве оснований рассматриваемой проверки, но лишь те из них, которые требуют вмешательства органов прокуратуры.
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Исследуя прокурорскую проверку как сложное правовое явление, нужно отметить наличие проблем, сопряженных с поводами и основаниями ее проведения. Термины "повод" и "основания" применительно к проверке, проводимой органами прокуратуры, различны по значению. Повод проверки представляет собой любое обстоятельство, потенциально способное быть основанием проверки. Поводом выступают различные сведения или информация, свидетельствующая о нарушении закона. Основаниями для проведения прокурорской проверки являются сведения о фактах нарушения законов, требующие принятия прокурором мер прокурорского реагирования. Данное положение закреплено в ст. 21 Закона о прокуратуре РФ. Ими могут быть как устные и письменные обращения граждан, сообщения, содержащиеся в средствах массовой информации, прессе, переданные по радио и телевидению, так и сведения, черпаемые из аналитических данных, и т.д. При этом следует отметить, что далеко не все сведения о фактах нарушения закона могут рассматриваться в качестве оснований рассматриваемой проверки, но лишь те из них, которые требуют вмешательства органов прокуратуры.
Статья: Поправки к Конституции Российской Федерации в контексте закрепления статусных положений о прокуратуре
(Винокуров А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Таким образом, можно констатировать, что соответствующими поправками произведено фактическое переподчинение курирующей роли над прокурорской системой, ранее принадлежавшей верхней палате парламента и выражавшейся в назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей, главе государства, что нами рассматривается как видимое нарушение существовавшего ранее баланса. В то же время подобная постановка вопроса, как нам представляется, со всей очевидностью продиктована имеющимися серьезными проблемами с реализацией стратегических планов развития государства в различных сферах общественных отношений, а это, в свою очередь, позволяет выдвинуть не далекий от истины тезис о том, что в обозримой перспективе прокуратура Российской Федерации получит реальный карт-бланш в вопросах укрепления законности, что предполагает и усиление арсенала полномочий прокуроров, и расширение оснований для проведения прокурорских проверок, для чего необходимо узаконить и в том числе получившую широкое распространение в последние два года практику дачи Президентом России поручений Генеральной прокуратуре РФ о проведении надзорных проверок и иных внешнефункциональных мероприятий.
(Винокуров А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Таким образом, можно констатировать, что соответствующими поправками произведено фактическое переподчинение курирующей роли над прокурорской системой, ранее принадлежавшей верхней палате парламента и выражавшейся в назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей, главе государства, что нами рассматривается как видимое нарушение существовавшего ранее баланса. В то же время подобная постановка вопроса, как нам представляется, со всей очевидностью продиктована имеющимися серьезными проблемами с реализацией стратегических планов развития государства в различных сферах общественных отношений, а это, в свою очередь, позволяет выдвинуть не далекий от истины тезис о том, что в обозримой перспективе прокуратура Российской Федерации получит реальный карт-бланш в вопросах укрепления законности, что предполагает и усиление арсенала полномочий прокуроров, и расширение оснований для проведения прокурорских проверок, для чего необходимо узаконить и в том числе получившую широкое распространение в последние два года практику дачи Президентом России поручений Генеральной прокуратуре РФ о проведении надзорных проверок и иных внешнефункциональных мероприятий.
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В целях проверки исполнения законодательства, в том числе в сфере закупок, органы прокуратуры на основании поступивших сведений проводят прокурорские проверки. Если в отношении вас проводится проверка, своевременно исполняйте связанные с ней требования прокурора или его заместителя. В противном случае вас могут привлечь к ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)В целях проверки исполнения законодательства, в том числе в сфере закупок, органы прокуратуры на основании поступивших сведений проводят прокурорские проверки. Если в отношении вас проводится проверка, своевременно исполняйте связанные с ней требования прокурора или его заместителя. В противном случае вас могут привлечь к ответственности.
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)После отобрания орган опеки обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ). Обязанность органов опеки незамедлительно уведомлять прокурора о состоявшемся отобрании направлена на обеспечение законности в рассматриваемой области. Зачастую основанием для проведения прокурорской проверки служат жалобы на действия органов опеки или общественный резонанс на конкретный случай отобрания <8>, а мерами реагирования на выявленные нарушения закона обычно являются представления об их устранении и протесты на противоречащие закону правовые акты.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)После отобрания орган опеки обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ). Обязанность органов опеки незамедлительно уведомлять прокурора о состоявшемся отобрании направлена на обеспечение законности в рассматриваемой области. Зачастую основанием для проведения прокурорской проверки служат жалобы на действия органов опеки или общественный резонанс на конкретный случай отобрания <8>, а мерами реагирования на выявленные нарушения закона обычно являются представления об их устранении и протесты на противоречащие закону правовые акты.