Основания для продления разрешения на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для продления разрешения на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Предоставление земельного участка в аренду (продление договора аренды) для завершения строительства
(КонсультантПлюс, 2025)...на основании разрешения на строительство... за обществом зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства... степень готовности объекта 10%...
(КонсультантПлюс, 2025)...на основании разрешения на строительство... за обществом зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства... степень готовности объекта 10%...
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 N 15АП-12577/2023 по делу N А32-52196/2022
Требование: О признании незаконным отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Решение: Требование удовлетворено в части.Доводы о самовольности строительства спорного объекта ввиду того, что застройщик не направил своевременно письмо о начале строительства, не принимается апелляционным судом. Само по себе отсутствие уведомления о начале строительства однозначно не свидетельствует о том, что возводимый объект недвижимости на основании разрешения на строительства от 01.08.2016, носит самовольный характер. Более того, основанием для отказа в продлении разрешения на строительство данное обстоятельство не являлось. При этом апелляционный суд отмечает, что предметом мирового соглашения являлось 4 этажное здание, а спорный объект представляет 7 этажное здание.
Требование: О признании незаконным отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Решение: Требование удовлетворено в части.Доводы о самовольности строительства спорного объекта ввиду того, что застройщик не направил своевременно письмо о начале строительства, не принимается апелляционным судом. Само по себе отсутствие уведомления о начале строительства однозначно не свидетельствует о том, что возводимый объект недвижимости на основании разрешения на строительства от 01.08.2016, носит самовольный характер. Более того, основанием для отказа в продлении разрешения на строительство данное обстоятельство не являлось. При этом апелляционный суд отмечает, что предметом мирового соглашения являлось 4 этажное здание, а спорный объект представляет 7 этажное здание.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новеллы законодательства в сфере долевого строительства и анализ изменения порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий
(Коряченцова С.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 12)В настоящее время расширен перечень оснований исключения проблемных объектов строительства из единого реестра проблемных объектов, в частности "устранение застройщиком оснований включения объекта в единый реестр проблемных объектов путем внесения изменений в разрешение на строительство, предусматривающих продление срока его действия" <12>. То есть внесение изменений в разрешение на строительство, предусматривающих продление срока его действия, - повод для исключения из реестра проблемных объектов.
(Коряченцова С.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 12)В настоящее время расширен перечень оснований исключения проблемных объектов строительства из единого реестра проблемных объектов, в частности "устранение застройщиком оснований включения объекта в единый реестр проблемных объектов путем внесения изменений в разрешение на строительство, предусматривающих продление срока его действия" <12>. То есть внесение изменений в разрешение на строительство, предусматривающих продление срока его действия, - повод для исключения из реестра проблемных объектов.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Срок "переходного периода" неоднократно продлевался. Однако с 2017 года изменения законодательства в части продления сроков "переходного периода" не происходили, ввиду чего в настоящее время отсутствует процедура выбора ВРИ собственниками соответствующих земельных участков и имеются все формальные основания для применения п. 3 ст. 51 ГрК РФ, не допускающего выдачу разрешений на строительство до утверждения ПЗЗ применительно к территории, в отношении которой ПЗЗ должны быть утверждены.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Срок "переходного периода" неоднократно продлевался. Однако с 2017 года изменения законодательства в части продления сроков "переходного периода" не происходили, ввиду чего в настоящее время отсутствует процедура выбора ВРИ собственниками соответствующих земельных участков и имеются все формальные основания для применения п. 3 ст. 51 ГрК РФ, не допускающего выдачу разрешений на строительство до утверждения ПЗЗ применительно к территории, в отношении которой ПЗЗ должны быть утверждены.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6) устранение застройщиком оснований включения объекта в единый реестр проблемных объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, путем внесения изменений в разрешение на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, предусматривающих продление срока его действия, при условии внесения соответствующих изменений о сроке действия разрешения на строительство в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства и изменения предусмотренных договорами участия в долевом строительстве сроков передачи застройщиком объектов долевого строительства всем участникам долевого строительства в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, и (или) прекращение производства по делу о банкротстве застройщика в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6) устранение застройщиком оснований включения объекта в единый реестр проблемных объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, путем внесения изменений в разрешение на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, предусматривающих продление срока его действия, при условии внесения соответствующих изменений о сроке действия разрешения на строительство в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства и изменения предусмотренных договорами участия в долевом строительстве сроков передачи застройщиком объектов долевого строительства всем участникам долевого строительства в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, и (или) прекращение производства по делу о банкротстве застройщика в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Объект незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществляются полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, признается незавершенным объектом капитального строительства со дня включения сведений о нем в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, региональные реестры незавершенных объектов капитального строительства по следующим основаниям:
(ред. от 31.07.2025)1. Объект незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществляются полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, признается незавершенным объектом капитального строительства со дня включения сведений о нем в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, региональные реестры незавершенных объектов капитального строительства по следующим основаниям:
Статья: Комментарий к Приказу Минфина России от 01.12.2022 N 183н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений"
(Обухова Т.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 4)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ст. 51 ГрК РФ);
(Обухова Т.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 4)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ст. 51 ГрК РФ);
Статья: Какие изменения необходимо учесть при сдаче бухгалтерской отчетности?
(Обухова Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ст. 51 ГрК РФ);
(Обухова Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)- 33 - срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном ст. 51 ГрК РФ);
Статья: Проблемы строительной аренды в судебной практике и проект введения права застройки в отечественное законодательство
(Иванова Е.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 2)<105> Примечательно в этом отношении, что первоначальная редакция Проекта Федерального закона N 47538-6 предусматривала довольно строгое регулирование, предполагающее императивный переход от строительной аренды к праву застройки и дальнейший запрет предоставления на праве аренды для целей строительства земельных участков, находящихся в публичной собственности (см. п. 29 ст. 8 Проекта Федерального закона N 47538-6), а также исключение вещно-правовых эффектов права аренды в виде права следования (п. 1 ст. 617 ГК РФ) и преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок (п. 1 ст. 621 ГК РФ). Однако при доработке законопроекта ко второму чтению был осуществлен переход к более мягкому регулированию и из законопроекта данные нормы были исключены. При этом в отношении уже заключенных договоров аренды публичных земельных участков предусмотрено сохранение за арендатором права приобретения в собственность возведенного здания (сооружения) с правом на однократное продление срока аренды на пять лет, при условии регистрации за арендатором права собственности на объект незавершенного строительства или получения им разрешения на строительство до истечения срока аренды (п. 13 ст. 2 Проекта Федерального закона N 47538-6/5). До внесения изменений в законодательство, устанавливающих порядок и основания предоставления публичных земельных участков на праве застройки, переходными положениями Проекта предусматривается применение правил о предоставлении таких участков в аренду (п. 15 ст. 2 Проекта Федерального закона N 47538-6/5).
(Иванова Е.Ю.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 2)<105> Примечательно в этом отношении, что первоначальная редакция Проекта Федерального закона N 47538-6 предусматривала довольно строгое регулирование, предполагающее императивный переход от строительной аренды к праву застройки и дальнейший запрет предоставления на праве аренды для целей строительства земельных участков, находящихся в публичной собственности (см. п. 29 ст. 8 Проекта Федерального закона N 47538-6), а также исключение вещно-правовых эффектов права аренды в виде права следования (п. 1 ст. 617 ГК РФ) и преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок (п. 1 ст. 621 ГК РФ). Однако при доработке законопроекта ко второму чтению был осуществлен переход к более мягкому регулированию и из законопроекта данные нормы были исключены. При этом в отношении уже заключенных договоров аренды публичных земельных участков предусмотрено сохранение за арендатором права приобретения в собственность возведенного здания (сооружения) с правом на однократное продление срока аренды на пять лет, при условии регистрации за арендатором права собственности на объект незавершенного строительства или получения им разрешения на строительство до истечения срока аренды (п. 13 ст. 2 Проекта Федерального закона N 47538-6/5). До внесения изменений в законодательство, устанавливающих порядок и основания предоставления публичных земельных участков на праве застройки, переходными положениями Проекта предусматривается применение правил о предоставлении таких участков в аренду (п. 15 ст. 2 Проекта Федерального закона N 47538-6/5).
Статья: Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство закреплены в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ. Перечень таких оснований исчерпывающий.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство закреплены в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ. Перечень таких оснований исчерпывающий.
Статья: Признание договора аренды земельного участка недействительным
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие преимущественного права на заключение договора аренды без проведения торгов также влечет недействительность сделки. В соответствии с п. 2 ст. 46 ЗК РФ основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование с указанной целью в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка. Поскольку судом установлено, что не представлено доказательств наличия совокупности обстоятельств, при которых допускается продление договора аренды земельного участка, а также отсутствует завершенный строительством объект недвижимости, разрешение на строительство не получено, срок аренды по предыдущему договору аренды истек, предоставление земельного участка в аренду, в том числе его продление без проведения торгов, незаконно (Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2019 N 307-ЭС19-15452 по делу N А21-11052/2018, Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2019 N 306-ЭС18-24715 по делу N А12-41456/2017).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие преимущественного права на заключение договора аренды без проведения торгов также влечет недействительность сделки. В соответствии с п. 2 ст. 46 ЗК РФ основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование с указанной целью в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка. Поскольку судом установлено, что не представлено доказательств наличия совокупности обстоятельств, при которых допускается продление договора аренды земельного участка, а также отсутствует завершенный строительством объект недвижимости, разрешение на строительство не получено, срок аренды по предыдущему договору аренды истек, предоставление земельного участка в аренду, в том числе его продление без проведения торгов, незаконно (Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2019 N 307-ЭС19-15452 по делу N А21-11052/2018, Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2019 N 306-ЭС18-24715 по делу N А12-41456/2017).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В случае когда земельный участок, относящийся к государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для целей строительства либо договор аренды допускает строительство на арендуемом земельном участке и договор аренды заключен до введения в действие настоящего Федерального закона, за арендатором сохраняется право приобрести в собственность возведенные на арендованном земельном участке здания (сооружения). Арендатор по такому договору аренды имеет право на однократное продление срока аренды на пять лет при условии, что до истечения срока аренды за ним зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства либо им получено разрешение на строительство на арендованном земельном участке.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В случае когда земельный участок, относящийся к государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для целей строительства либо договор аренды допускает строительство на арендуемом земельном участке и договор аренды заключен до введения в действие настоящего Федерального закона, за арендатором сохраняется право приобрести в собственность возведенные на арендованном земельном участке здания (сооружения). Арендатор по такому договору аренды имеет право на однократное продление срока аренды на пять лет при условии, что до истечения срока аренды за ним зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства либо им получено разрешение на строительство на арендованном земельном участке.
Статья: Некоторые изменения в регулировании процедур, связанных с инженерной инфраструктурой
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года. Новые правила подключения не будут применяться к отношениям, связанным с подключением ОКС на основании тех технических условий, которые были выданы до 1 сентября 2021 года, в том числе в случае продления срока их действия.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года. Новые правила подключения не будут применяться к отношениям, связанным с подключением ОКС на основании тех технических условий, которые были выданы до 1 сентября 2021 года, в том числе в случае продления срока их действия.
"Недобросовестность в вещном праве: монография"
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)Так, в 2020 г. Центральным районным судом города Читы были рассмотрены исковые требования гражданина К. о расторжении договора участия в долевом строительстве, заключенном со строительной организацией на нежилое помещение, находящееся на 11 этаже многоэтажного здания. По договору ответчик обязан был передать истцу помещение в первом полугодии 2019 г., но в процессе исполнения обязательств застройщик сообщил, что здание не будет сдано в срок. Застройщик предложил участникам долевого строительства заключить новый договор с другими сроками и с условием, что участникам долевого строительства будут выплачены проценты за пользование застройщиком их денежными средствами. Гражданин К. обратился в суд, так как изменение срока его не устраивало, а кроме того, возникал вопрос, будет ли продлено разрешение на строительство, а по проекту предполагались существенные изменения. Суд ссылается на то, что законодательством предусмотрено право участника долевого строительства на расторжение договора, которым он может воспользоваться при неспособности застройщика сдать объект в срок. В ходе судебного разбирательства были предоставлены достаточные доказательства того, что основания для одностороннего расторжения договора участия в долевом строительстве в действительности существуют. Суд принял решение об удовлетворении исковых требований <1>.
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)Так, в 2020 г. Центральным районным судом города Читы были рассмотрены исковые требования гражданина К. о расторжении договора участия в долевом строительстве, заключенном со строительной организацией на нежилое помещение, находящееся на 11 этаже многоэтажного здания. По договору ответчик обязан был передать истцу помещение в первом полугодии 2019 г., но в процессе исполнения обязательств застройщик сообщил, что здание не будет сдано в срок. Застройщик предложил участникам долевого строительства заключить новый договор с другими сроками и с условием, что участникам долевого строительства будут выплачены проценты за пользование застройщиком их денежными средствами. Гражданин К. обратился в суд, так как изменение срока его не устраивало, а кроме того, возникал вопрос, будет ли продлено разрешение на строительство, а по проекту предполагались существенные изменения. Суд ссылается на то, что законодательством предусмотрено право участника долевого строительства на расторжение договора, которым он может воспользоваться при неспособности застройщика сдать объект в срок. В ходе судебного разбирательства были предоставлены достаточные доказательства того, что основания для одностороннего расторжения договора участия в долевом строительстве в действительности существуют. Суд принял решение об удовлетворении исковых требований <1>.