Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить и представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях
(КонсультантПлюс, 2025)Заполнение листа А1. Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом КИК, являющейся иностранной организацией
(КонсультантПлюс, 2025)Заполнение листа А1. Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом КИК, являющейся иностранной организацией
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Относительно спорного вопроса о необходимости у контролирующей организации уведомлять о контролируемых иностранных компаниях в случае отсутствия у таковых дохода в виде прибыли, можно привести выводы по делам компаний АО "Экспоцентр" (Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2018 N 305-КГ18-20434 по делу N А40-178867/2017) и АО "Валента Фармацевтика" (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2019 по делу N А40-159072/18-108-3630). Так, судами был сделан вывод о том, что привлечение к ответственности за непредставление уведомления связано с наличием оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом и не обусловлено наличием какого-либо положительного финансового результата у контролируемой иностранной компании.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Относительно спорного вопроса о необходимости у контролирующей организации уведомлять о контролируемых иностранных компаниях в случае отсутствия у таковых дохода в виде прибыли, можно привести выводы по делам компаний АО "Экспоцентр" (Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2018 N 305-КГ18-20434 по делу N А40-178867/2017) и АО "Валента Фармацевтика" (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2019 по делу N А40-159072/18-108-3630). Так, судами был сделан вывод о том, что привлечение к ответственности за непредставление уведомления связано с наличием оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом и не обусловлено наличием какого-либо положительного финансового результата у контролируемой иностранной компании.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@
(ред. от 21.02.2025)
"Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53094)<4> Указываются наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), присвоенный ей регистрационный номер (при наличии), описание оснований, имеющихся у налогового органа, для признания налогоплательщика контролирующим лицом данной иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), а также период (периоды), за который (которые) налогоплательщику необходимо представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях.
(ред. от 21.02.2025)
"Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53094)<4> Указываются наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), присвоенный ей регистрационный номер (при наличии), описание оснований, имеющихся у налогового органа, для признания налогоплательщика контролирующим лицом данной иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), а также период (периоды), за который (которые) налогоплательщику необходимо представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях.
Вопрос: Об НДФЛ при обмене (замещении) еврооблигаций РФ.
(Письмо Минфина России от 29.04.2025 N 03-04-05/43681)В соответствии с абзацем двадцать пятым пункта 13 статьи 214.1 Кодекса в случае обмена (замещения) государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (еврооблигаций Российской Федерации), на замещающие еврооблигации Российской Федерации налоговая база по такой операции не определяется. При реализации (погашении) замещающих еврооблигаций Российской Федерации, полученных налогоплательщиком в результате такого обмена (замещения), в качестве документально подтвержденных расходов налогоплательщика признаются документально подтвержденные расходы на приобретение замещаемых еврооблигаций Российской Федерации, которыми владел налогоплательщик до их обмена (замещения). В случае если указанные в данном абзаце расходы произведены в иностранной валюте, эти расходы пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов от реализации (погашения) замещающих еврооблигаций Российской Федерации. Для целей Кодекса замещающими еврооблигациями Российской Федерации признаются замещающие еврооблигации Российской Федерации, централизованный учет прав на которые осуществляется центральным депозитарием, которые выпущены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2024 N 677 "О дополнительных мерах по исполнению перед резидентами и иностранными кредиторами государственных долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте". Положение указанного абзаца применяется держателями еврооблигаций Российской Федерации, если по состоянию на 01.03.2022 такие еврооблигации принадлежали им на праве собственности или ином вещном праве либо если такие еврооблигации принадлежали контролируемой иностранной компании, контролирующим лицом которой является налогоплательщик.
(Письмо Минфина России от 29.04.2025 N 03-04-05/43681)В соответствии с абзацем двадцать пятым пункта 13 статьи 214.1 Кодекса в случае обмена (замещения) государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (еврооблигаций Российской Федерации), на замещающие еврооблигации Российской Федерации налоговая база по такой операции не определяется. При реализации (погашении) замещающих еврооблигаций Российской Федерации, полученных налогоплательщиком в результате такого обмена (замещения), в качестве документально подтвержденных расходов налогоплательщика признаются документально подтвержденные расходы на приобретение замещаемых еврооблигаций Российской Федерации, которыми владел налогоплательщик до их обмена (замещения). В случае если указанные в данном абзаце расходы произведены в иностранной валюте, эти расходы пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов от реализации (погашения) замещающих еврооблигаций Российской Федерации. Для целей Кодекса замещающими еврооблигациями Российской Федерации признаются замещающие еврооблигации Российской Федерации, централизованный учет прав на которые осуществляется центральным депозитарием, которые выпущены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2024 N 677 "О дополнительных мерах по исполнению перед резидентами и иностранными кредиторами государственных долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте". Положение указанного абзаца применяется держателями еврооблигаций Российской Федерации, если по состоянию на 01.03.2022 такие еврооблигации принадлежали им на праве собственности или ином вещном праве либо если такие еврооблигации принадлежали контролируемой иностранной компании, контролирующим лицом которой является налогоплательщик.
Вопрос: Об НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды от приобретения долей участия в уставном капитале, ценных бумаг, ПФИ.
(Письмо Минфина России от 18.06.2025 N 03-04-05/59107)На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от приобретения долей участия в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов (в том числе ценных бумаг, полученных в результате их мены на цифровые финансовые активы и (или) цифровые права, включающие одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права), за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг в случае приобретения таких государственных и муниципальных ценных бумаг при первичном размещении эмитентом и ценных бумаг (долей участия в уставном капитале), приобретенных у контролируемой иностранной компании налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом такой иностранной компании, а также российским взаимозависимым лицом такого контролирующего лица, при условии, что доходы такой контролируемой иностранной компании от реализации указанных ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) и расходы в виде цены приобретения ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) исключаются из прибыли (убытка) этой иностранной компании на основании пункта 10 статьи 309.1 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 18.06.2025 N 03-04-05/59107)На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от приобретения долей участия в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов (в том числе ценных бумаг, полученных в результате их мены на цифровые финансовые активы и (или) цифровые права, включающие одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права), за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг в случае приобретения таких государственных и муниципальных ценных бумаг при первичном размещении эмитентом и ценных бумаг (долей участия в уставном капитале), приобретенных у контролируемой иностранной компании налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом такой иностранной компании, а также российским взаимозависимым лицом такого контролирующего лица, при условии, что доходы такой контролируемой иностранной компании от реализации указанных ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) и расходы в виде цены приобретения ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) исключаются из прибыли (убытка) этой иностранной компании на основании пункта 10 статьи 309.1 Кодекса.
Вопрос: Об учете контролирующим лицом прибыли КИК в целях налогообложения.
(Письмо Минфина России от 28.04.2025 N 03-12-12/2/43046)Одновременно сообщается, что прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании, в соответствии с главами части второй Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 25.15 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 28.04.2025 N 03-12-12/2/43046)Одновременно сообщается, что прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании, в соответствии с главами части второй Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 25.15 Кодекса.
Вопрос: Об учете у контролирующего лица прибыли КИК в целях налогообложения.
(Письмо Минфина России от 27.09.2024 N 03-12-11/2/93642)Согласно пункту 2 статьи 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй Кодекса, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
(Письмо Минфина России от 27.09.2024 N 03-12-11/2/93642)Согласно пункту 2 статьи 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами части второй Кодекса, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Вопрос: Об уведомлении налогового органа о КИК и исполнении обязанностей контролирующего лица и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязанностей.
(Письмо Минфина России от 28.04.2025 N 03-12-11/2/43048)Одновременно обращаем внимание, что представление в отношении иностранной организации уведомления о контролируемых иностранных компаниях в соответствии с пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса и, как следствие, признание себя контролирующим лицом этой иностранной организации влечет для лица, представившего такое уведомление, возникновение необходимости исполнения им всех обязанностей, установленных Кодексом в целях налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний для налогоплательщиков, являющихся участниками иностранных организаций / контролирующими лицами контролируемых иностранных организаций, в порядке и сроки, предусмотренные Кодексом для таких налогоплательщиков. Неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязанностей является основанием для применения к указанному лицу мер ответственности, предусмотренных Кодексом.
(Письмо Минфина России от 28.04.2025 N 03-12-11/2/43048)Одновременно обращаем внимание, что представление в отношении иностранной организации уведомления о контролируемых иностранных компаниях в соответствии с пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса и, как следствие, признание себя контролирующим лицом этой иностранной организации влечет для лица, представившего такое уведомление, возникновение необходимости исполнения им всех обязанностей, установленных Кодексом в целях налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний для налогоплательщиков, являющихся участниками иностранных организаций / контролирующими лицами контролируемых иностранных организаций, в порядке и сроки, предусмотренные Кодексом для таких налогоплательщиков. Неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязанностей является основанием для применения к указанному лицу мер ответственности, предусмотренных Кодексом.
Статья: НДФЛ и доходы от источников за пределами РФ
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)Пунктом 2 ст. 25.15 НК РФ предусмотрено, в частности, что прибыль КИК, определяемая в силу НК РФ, учитывается при установлении базы по НДФЛ у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами контролируемой иностранной компании.
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)Пунктом 2 ст. 25.15 НК РФ предусмотрено, в частности, что прибыль КИК, определяемая в силу НК РФ, учитывается при установлении базы по НДФЛ у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами контролируемой иностранной компании.
Вопрос: О взыскании денежных средств с банковских счетов типа "С" и предложении по внесению изменений в режим таких счетов в связи с получением иностранным кредитором статуса КИК.
(Письмо Банка России от 15.05.2024 N 08-12-2/4157)В целях применения подпункта "б" пункта 12 Указа N 95 обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, признаваемые контролирующими лицами на основании статьи 25.13 НК РФ, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ, о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
(Письмо Банка России от 15.05.2024 N 08-12-2/4157)В целях применения подпункта "б" пункта 12 Указа N 95 обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, признаваемые контролирующими лицами на основании статьи 25.13 НК РФ, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ, о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Вопрос: Какие могут быть смягчающие ответственность обстоятельства при несвоевременном представлении организацией уведомления о контролируемых иностранных компаниях?
(Консультация эксперта, 2025)Возникновение обязанности по представлению уведомления о КИК и привлечение к ответственности за его непредставление связано с наличием оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом и не обусловлено возникновением какого-либо финансового результата в КИК (Информация ФНС России "О направлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях", п. 7 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в IV квартале 2018 г. по вопросам налогообложения).
(Консультация эксперта, 2025)Возникновение обязанности по представлению уведомления о КИК и привлечение к ответственности за его непредставление связано с наличием оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом и не обусловлено возникновением какого-либо финансового результата в КИК (Информация ФНС России "О направлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях", п. 7 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в IV квартале 2018 г. по вопросам налогообложения).
Вопрос: О представлении уведомления о КИК в отношении иностранной организации, у которой акции (доли в уставном (складочном) капитале (фонде)) входят в состав ПИФа.
(Письмо Минфина России от 12.07.2024 N 03-12-12/2/65342)В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25.13 Кодекса контролирующими лицами иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 12.07.2024 N 03-12-12/2/65342)В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25.13 Кодекса контролирующими лицами иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Вопрос: Об НДФЛ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от приобретения долей участия в уставном капитале, ценных бумаг, ПФИ.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 03-04-05/60181)На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от приобретения долей участия в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов (в том числе ценных бумаг, полученных в результате их мены на цифровые финансовые активы и (или) цифровые права, включающие одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права), за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг в случае приобретения таких государственных и муниципальных ценных бумаг при первичном размещении эмитентом и ценных бумаг (долей участия в уставном капитале), приобретенных у контролируемой иностранной компании налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом такой иностранной компании, а также российским взаимозависимым лицом такого контролирующего лица, при условии, что доходы такой контролируемой иностранной компании от реализации указанных ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) и расходы в виде цены приобретения ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) исключаются из прибыли (убытка) этой иностранной компании на основании пункта 10 статьи 309.1 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 03-04-05/60181)На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от приобретения долей участия в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов (в том числе ценных бумаг, полученных в результате их мены на цифровые финансовые активы и (или) цифровые права, включающие одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права), за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг в случае приобретения таких государственных и муниципальных ценных бумаг при первичном размещении эмитентом и ценных бумаг (долей участия в уставном капитале), приобретенных у контролируемой иностранной компании налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом такой иностранной компании, а также российским взаимозависимым лицом такого контролирующего лица, при условии, что доходы такой контролируемой иностранной компании от реализации указанных ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) и расходы в виде цены приобретения ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) исключаются из прибыли (убытка) этой иностранной компании на основании пункта 10 статьи 309.1 Кодекса.