Основания для применения мер безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для применения мер безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Раскрытие и отказ в раскрытии личности анонимного свидетеля: основания и последствия для доказывания в уголовном процессе
(Брусницын Л.В.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Ограничительные условия предоставления псевдонима в соответствии с п. п. 19 и 20 Приложения к указанной выше Рекомендации Совета Европы заключаются в следующем: дача показаний под псевдонимом должна являться исключительной мерой безопасности, т.е. применяться в случае серьезной угрозы жизни или свободе лица, "заслуживающего доверия". Таким образом, для предоставления участнику процесса псевдонима, помимо основания применения мер безопасности, предусмотренного ч. 3 ст. 11 УПК РФ, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о наличии приведенных выше условий, и привести их в постановлении о предоставлении псевдонима. Такими обстоятельствами являются:
(Брусницын Л.В.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Ограничительные условия предоставления псевдонима в соответствии с п. п. 19 и 20 Приложения к указанной выше Рекомендации Совета Европы заключаются в следующем: дача показаний под псевдонимом должна являться исключительной мерой безопасности, т.е. применяться в случае серьезной угрозы жизни или свободе лица, "заслуживающего доверия". Таким образом, для предоставления участнику процесса псевдонима, помимо основания применения мер безопасности, предусмотренного ч. 3 ст. 11 УПК РФ, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о наличии приведенных выше условий, и привести их в постановлении о предоставлении псевдонима. Такими обстоятельствами являются:
Статья: Роль уголовного права в системе обеспечения мер безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов
(Усачева Е.А.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Когда же речь идет об охране и защите прав должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, не представляется возможным отождествление этих понятий. Видится недопустимым стирание границ между ними. Так, например, охрана права предшествует его защите, так как целью охраны, в рассматриваемой нами плоскости, является недопущение нарушения прав путем преступного посягательства на определенные блага. Примером тому служит институт мер безопасности, закрепленный в Федеральном законе N 45-ФЗ. При этом законодатель обращает внимание на то, что основанием для применения мер безопасности выступают данные в достаточном количестве, которые должны свидетельствовать о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица. Таким образом, охрана направлена на недопущение совершения преступлений и выражается в совокупности средств, призванных "оберегать" объект, обеспечить его сохранность.
(Усачева Е.А.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Когда же речь идет об охране и защите прав должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, не представляется возможным отождествление этих понятий. Видится недопустимым стирание границ между ними. Так, например, охрана права предшествует его защите, так как целью охраны, в рассматриваемой нами плоскости, является недопущение нарушения прав путем преступного посягательства на определенные блага. Примером тому служит институт мер безопасности, закрепленный в Федеральном законе N 45-ФЗ. При этом законодатель обращает внимание на то, что основанием для применения мер безопасности выступают данные в достаточном количестве, которые должны свидетельствовать о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица. Таким образом, охрана направлена на недопущение совершения преступлений и выражается в совокупности средств, призванных "оберегать" объект, обеспечить его сохранность.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)Статья 86. Меры безопасности и основания их применения
(ред. от 07.04.2025)Статья 86. Меры безопасности и основания их применения
Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"Статья 16. Основания применения мер безопасности
(ред. от 28.02.2025)
"О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"Статья 16. Основания применения мер безопасности
Статья: О соотношении категорий "форма", "вид" и "мера" административного принуждения
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Примером комплексного подхода к трактовке понятия "административное принуждение" может служить отнесение предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации <16> (далее - УИК РФ) мер безопасности (ст. 86 УИК РФ) в отношении осужденных к мерам административно-правового принуждения. Являясь по своей сути самостоятельным институтом уголовно-исполнительного права, институт мер безопасности имеет все характерные признаки, присущие административному принуждению, так как, во-первых, он реализуется в деятельности должностных лиц соответствующего федерального органа исполнительной власти (в сфере государственного управления), во-вторых, основания и порядок применения мер безопасности закреплены в административно-правовом акте (Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" <17>). Данный подход позволяет говорить нам о том, что фактически вся правоприменительная деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации по применению мер государственно-властного воздействия в отношении граждан и организаций может быть отнесена именно к административному принуждению. В данном случае в основу отнесения мер принудительного государственного воздействия к мерам административного принуждения положен такой критерий, как статус субъекта права, наделенного властно-распорядительными полномочиями (должностное лицо органа государственного управления). При этом правовой статус другого участника правоотношения может не учитываться. Представленный подход, как нам представляется, выходит за рамки административно-правового регулирования в чистом виде.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Примером комплексного подхода к трактовке понятия "административное принуждение" может служить отнесение предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации <16> (далее - УИК РФ) мер безопасности (ст. 86 УИК РФ) в отношении осужденных к мерам административно-правового принуждения. Являясь по своей сути самостоятельным институтом уголовно-исполнительного права, институт мер безопасности имеет все характерные признаки, присущие административному принуждению, так как, во-первых, он реализуется в деятельности должностных лиц соответствующего федерального органа исполнительной власти (в сфере государственного управления), во-вторых, основания и порядок применения мер безопасности закреплены в административно-правовом акте (Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" <17>). Данный подход позволяет говорить нам о том, что фактически вся правоприменительная деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации по применению мер государственно-властного воздействия в отношении граждан и организаций может быть отнесена именно к административному принуждению. В данном случае в основу отнесения мер принудительного государственного воздействия к мерам административного принуждения положен такой критерий, как статус субъекта права, наделенного властно-распорядительными полномочиями (должностное лицо органа государственного управления). При этом правовой статус другого участника правоотношения может не учитываться. Представленный подход, как нам представляется, выходит за рамки административно-правового регулирования в чистом виде.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)7. Ввиду того что основаниями применения рассматриваемой меры должны являться технические неисправности ТС, создающие угрозу безопасности дорожного движения, которые, в свою очередь, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.5 КоАП РФ, представляется целесообразным закрепить рассматриваемую меру в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в гл. 27 КоАП РФ.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)7. Ввиду того что основаниями применения рассматриваемой меры должны являться технические неисправности ТС, создающие угрозу безопасности дорожного движения, которые, в свою очередь, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.5 КоАП РФ, представляется целесообразным закрепить рассматриваемую меру в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в гл. 27 КоАП РФ.
Статья: Правовое обеспечение личной безопасности потерпевшего в уголовном процессе
(Зайцев О.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)<19> См.: Бекетов М.Ю., Саморока В.А. Поводы и основания принятия решения о применении мер безопасности // Уголовное право. 2016. N 3. С. 103 - 109; Желтобрюхов С.П. Государственная защита потерпевших, свидетелей // Российская юстиция. 2012. N 3. С. 52 - 54; Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса: монография. М., 2002. С. 7 - 16.
(Зайцев О.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)<19> См.: Бекетов М.Ю., Саморока В.А. Поводы и основания принятия решения о применении мер безопасности // Уголовное право. 2016. N 3. С. 103 - 109; Желтобрюхов С.П. Государственная защита потерпевших, свидетелей // Российская юстиция. 2012. N 3. С. 52 - 54; Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса: монография. М., 2002. С. 7 - 16.