Основания для постановки на учет в центр занятости
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для постановки на учет в центр занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2024 по делу N 88-13308/2024 (УИД 21RS0025-01-2023-006435-08)
Категория: Споры с уполномоченными органами в сфере труда.
Требования: О признании отката незаконным, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истец является инвалидом, обратился к ответчику с заявлением о признании его безработным, ему было отказано в связи с предоставлением неверной информации об адресе постоянной регистрации, по результатам прокурорской проверки в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, в удовлетворении которого отказано, прокурор полагает, что отсутствие регистрации по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного.
Решение: Удовлетворено.При этом, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие у ФИО1 регистрации по месту жительства само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием к получению мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, недостоверные сведения истцом о месте своего фактического проживания не предоставлялись, в связи с чем у КУ "ЦЗН Чувашской Республики" не имелось оснований к отказу в постановке его на учет в качестве безработного.
Категория: Споры с уполномоченными органами в сфере труда.
Требования: О признании отката незаконным, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истец является инвалидом, обратился к ответчику с заявлением о признании его безработным, ему было отказано в связи с предоставлением неверной информации об адресе постоянной регистрации, по результатам прокурорской проверки в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, в удовлетворении которого отказано, прокурор полагает, что отсутствие регистрации по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного.
Решение: Удовлетворено.При этом, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие у ФИО1 регистрации по месту жительства само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием к получению мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, недостоверные сведения истцом о месте своего фактического проживания не предоставлялись, в связи с чем у КУ "ЦЗН Чувашской Республики" не имелось оснований к отказу в постановке его на учет в качестве безработного.
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 08.04.2024 по делу N 33-1562/2024 (УИД 21RS0025-01-2023-006435-08)
Категория: Споры с уполномоченными органами в сфере труда.
Требования: О признании отката незаконным, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истец является инвалидом, обратился к ответчику с заявлением о признании его безработным, ему было отказано в связи с предоставлением неверной информации об адресе постоянной регистрации, по результатам прокурорской проверки в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, в удовлетворении которого отказано, прокурор полагает, что отсутствие регистрации по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного.
Решение: Удовлетворено.Таким образом, учитывая, что отсутствие у истца регистрации по месту жительства само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием к получению мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, недостоверные сведения истцом о месте своего фактического проживания не предоставлялись, у КУ ЦЗН Чувашской Республики Минтруда Чувашии не имелось оснований к отказу в постановке его на учет в качестве безработного.
Категория: Споры с уполномоченными органами в сфере труда.
Требования: О признании отката незаконным, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истец является инвалидом, обратился к ответчику с заявлением о признании его безработным, ему было отказано в связи с предоставлением неверной информации об адресе постоянной регистрации, по результатам прокурорской проверки в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, в удовлетворении которого отказано, прокурор полагает, что отсутствие регистрации по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного.
Решение: Удовлетворено.Таким образом, учитывая, что отсутствие у истца регистрации по месту жительства само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием к получению мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, недостоверные сведения истцом о месте своего фактического проживания не предоставлялись, у КУ ЦЗН Чувашской Республики Минтруда Чувашии не имелось оснований к отказу в постановке его на учет в качестве безработного.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Приостановление деятельности работодателем и прекращение трудового договора по соглашению сторон
(Болдырев В.А., Горбунов Д.В.)
("Право и экономика", 2023, N 5)Это позволяет работникам ожидать при увольнении по соглашению сторон такого размера заработной платы, который будет сопоставим с совокупным объемом выплат заработной платы минимум за два месяца (срок, за который работник должен быть предупрежден об увольнении по "конкурирующему" основанию - сокращению штата) и причитающегося выходного пособия еще за два месяца (на которые он может рассчитывать, не трудоустраиваясь и не вставая на учет в государственной службе занятости, по правилам ст. 178 ТК РФ). Таким образом, исходя из содержания объективного права, и не принимая во внимание конъюнктуру рынка труда в конкретной отрасли экономики и регионе, при готовности осуществить выплату в размере четырех-пяти и более среднемесячных заработков можно прогнозировать высокую вероятность увольнения по соглашению сторон.
(Болдырев В.А., Горбунов Д.В.)
("Право и экономика", 2023, N 5)Это позволяет работникам ожидать при увольнении по соглашению сторон такого размера заработной платы, который будет сопоставим с совокупным объемом выплат заработной платы минимум за два месяца (срок, за который работник должен быть предупрежден об увольнении по "конкурирующему" основанию - сокращению штата) и причитающегося выходного пособия еще за два месяца (на которые он может рассчитывать, не трудоустраиваясь и не вставая на учет в государственной службе занятости, по правилам ст. 178 ТК РФ). Таким образом, исходя из содержания объективного права, и не принимая во внимание конъюнктуру рынка труда в конкретной отрасли экономики и регионе, при готовности осуществить выплату в размере четырех-пяти и более среднемесячных заработков можно прогнозировать высокую вероятность увольнения по соглашению сторон.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Кроме того, предусмотрена возможность постановки на учет в качестве безработного и для получения пособия в дистанционном формате. Процесс признания гражданина безработным и назначения пособия осуществляется центрами занятости населения онлайн на основании заявки, поданной в электронной форме. Граждане могут формировать такие заявки через личный кабинет информационно-аналитической системы "Работа в России" или личный кабинет на едином портале. Все необходимые документы и данные для принятия решения запрашиваются центрами занятости в рамках межведомственного взаимодействия.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Кроме того, предусмотрена возможность постановки на учет в качестве безработного и для получения пособия в дистанционном формате. Процесс признания гражданина безработным и назначения пособия осуществляется центрами занятости населения онлайн на основании заявки, поданной в электронной форме. Граждане могут формировать такие заявки через личный кабинет информационно-аналитической системы "Работа в России" или личный кабинет на едином портале. Все необходимые документы и данные для принятия решения запрашиваются центрами занятости в рамках межведомственного взаимодействия.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 16.10.2024 N 1379
"Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"3. Постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления о предоставлении меры государственной поддержки в сфере занятости населения по содействию гражданам в поиске подходящей работы, включая оказание содействия в составлении анкеты (далее - заявление о предоставлении меры поддержки), в форме электронного документа, направленного с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа) или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
"Об утверждении Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, а также безработному гражданину"3. Постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления о предоставлении меры государственной поддержки в сфере занятости населения по содействию гражданам в поиске подходящей работы, включая оказание содействия в составлении анкеты (далее - заявление о предоставлении меры поддержки), в форме электронного документа, направленного с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа) или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 N 19-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова"Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, Н.А. Назаров, работавший в должности юриста с 1 ноября 2012 года по 1 декабря 2013 года, был призван на военную службу, в связи с чем трудовой договор с ним был расторгнут на основании пункта 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации. После увольнения с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока он обратился в орган государственной службы занятости населения по месту жительства для постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Принимая решение от 6 февраля 2015 года о признании Н.А. Назарова безработным и о назначении ему пособия по безработице в минимальном размере (850 рублей) как лицу, стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, орган государственной службы занятости населения исходил из того, что заявитель, хотя и имел до призыва на военную службу оплачиваемую работу в течение 52 недель и среднемесячный заработок в размере 5000 рублей, был признан в установленном порядке безработным лишь спустя 1 год 2 месяца и 22 дня после увольнения с работы.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова"Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, Н.А. Назаров, работавший в должности юриста с 1 ноября 2012 года по 1 декабря 2013 года, был призван на военную службу, в связи с чем трудовой договор с ним был расторгнут на основании пункта 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации. После увольнения с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока он обратился в орган государственной службы занятости населения по месту жительства для постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Принимая решение от 6 февраля 2015 года о признании Н.А. Назарова безработным и о назначении ему пособия по безработице в минимальном размере (850 рублей) как лицу, стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, орган государственной службы занятости населения исходил из того, что заявитель, хотя и имел до призыва на военную службу оплачиваемую работу в течение 52 недель и среднемесячный заработок в размере 5000 рублей, был признан в установленном порядке безработным лишь спустя 1 год 2 месяца и 22 дня после увольнения с работы.
Вопрос: Может ли судебный пристав-исполнитель обязать должника встать на учет в центр занятости в целях трудоустройства и привлечь к административной ответственности за неисполнение указанного требования?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исходя из приведенных норм права, а также судебной практики по рассматриваемому вопросу, можно сделать вывод о том, что требование судебного пристава-исполнителя об обязательной постановке на учет в центр занятости для трудоустройства нельзя признать законным, и об отсутствии в действиях должника состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, в случае невыполнения данного требования (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 20.02.2017 N 4а-104/2017, Решение Московского городского суда от 16.12.2015 по делу N 7-11680/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.12.2015 по делу N 33а-46554).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исходя из приведенных норм права, а также судебной практики по рассматриваемому вопросу, можно сделать вывод о том, что требование судебного пристава-исполнителя об обязательной постановке на учет в центр занятости для трудоустройства нельзя признать законным, и об отсутствии в действиях должника состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, в случае невыполнения данного требования (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 20.02.2017 N 4а-104/2017, Решение Московского городского суда от 16.12.2015 по делу N 7-11680/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.12.2015 по делу N 33а-46554).
Вопрос: Вправе ли работник-пенсионер в случае сокращения претендовать на выплату среднего заработка за третий месяц?
(Консультация эксперта, 2023)Учитывая изложенное, по нашему мнению, признание гражданина пенсионером не является основанием для отказа в принятии решения службой занятости о выплате ему среднего месячного заработка за третий месяц, в случае, если он был поставлен на учет в целях поиска работы и при этом не был трудоустроен.
(Консультация эксперта, 2023)Учитывая изложенное, по нашему мнению, признание гражданина пенсионером не является основанием для отказа в принятии решения службой занятости о выплате ему среднего месячного заработка за третий месяц, в случае, если он был поставлен на учет в целях поиска работы и при этом не был трудоустроен.
Ситуация: Что такое подходящая работа, предлагаемая безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, и можно ли от нее отказаться?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Граждане, ищущие работу, которые встали на регистрационный учет в качестве безработных в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Граждане, ищущие работу, которые встали на регистрационный учет в качестве безработных в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям.
Ситуация: Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Общий порядок постановки на учет в органах службы занятости и получения пособия по безработице
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Общий порядок постановки на учет в органах службы занятости и получения пособия по безработице
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Дополнительно выходное пособие выплачивается за 2 мес., если гражданин встал на учет в службу занятости и не трудоустроился, причем независимо от причин задержки в трудоустройстве.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Дополнительно выходное пособие выплачивается за 2 мес., если гражданин встал на учет в службу занятости и не трудоустроился, причем независимо от причин задержки в трудоустройстве.
Вопрос: О сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата.
(Письмо Роструда от 23.08.2024 N ПГ/17719-4-3)Вопрос: Работника уволили по сокращению штата, на момент увольнения он уже был пенсионером. Он встал на учет в службе занятости и получил пособие за два месяца. Вправе ли служба занятости отказаться выплачивать ему пособие за третий месяц (новую работу пока не нашел) на том основании, что он является пенсионером?
(Письмо Роструда от 23.08.2024 N ПГ/17719-4-3)Вопрос: Работника уволили по сокращению штата, на момент увольнения он уже был пенсионером. Он встал на учет в службе занятости и получил пособие за два месяца. Вправе ли служба занятости отказаться выплачивать ему пособие за третий месяц (новую работу пока не нашел) на том основании, что он является пенсионером?
Статья: Квотирование рабочих мест для инвалидов по новым правилам
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)1. Чтобы начать квотирование, компании необходимо встать на учет в центр занятости.
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)1. Чтобы начать квотирование, компании необходимо встать на учет в центр занятости.
Ситуация: Каков порядок предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной категории граждан определяется по датам подачи (регистрации) заявлений о постановке на учет, а если даты совпадают - по номерам, за которыми зарегистрированы заявления. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, - исходя из первоначальной очередности для этой категории (ч. 2 ст. 2 Закона N 125-ФЗ; п. 20 Положения N 879).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной категории граждан определяется по датам подачи (регистрации) заявлений о постановке на учет, а если даты совпадают - по номерам, за которыми зарегистрированы заявления. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, - исходя из первоначальной очередности для этой категории (ч. 2 ст. 2 Закона N 125-ФЗ; п. 20 Положения N 879).
Статья: Какие документы выдавать работнику при увольнении в 2023 году?
(Комиссарова Т.Ю.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 1)Справка о среднем заработке за последние три месяца. Предоставляется на основании заявления работника для передачи в службу занятости в целях признания безработным.
(Комиссарова Т.Ю.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 1)Справка о среднем заработке за последние три месяца. Предоставляется на основании заявления работника для передачи в службу занятости в целях признания безработным.