Основания для отобрания детей
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отобрания детей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отобрание ребенка из семьи как исключительная мера защиты прав детей
(Веренич А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Правом отобрания ребенка из семьи наделено должностное лицо органов опеки и попечительства, которое должно принимать такое решение, опираясь только на свое мнение, порой не вполне объективное. Как специалисту определить, существуют ли в конкретной семье угрожающие условия для развития ребенка или нет, по каким квалифицирующим признакам? Ведь не всегда факт того, что родители не употребляют спиртные напитки или наркотические вещества, но безразлично относятся к жизни и здоровью своего ребенка, не создают ему условия для нормального воспитания, обучения, отдыха, в доме антисанитарные условия, является основанием для отобрания ребенка. И в данном случае, полагаясь только на себя, специалист органов опеки и попечительства должен принять решение о жизнеустройстве ребенка или оставлении его в семье.
(Веренич А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Правом отобрания ребенка из семьи наделено должностное лицо органов опеки и попечительства, которое должно принимать такое решение, опираясь только на свое мнение, порой не вполне объективное. Как специалисту определить, существуют ли в конкретной семье угрожающие условия для развития ребенка или нет, по каким квалифицирующим признакам? Ведь не всегда факт того, что родители не употребляют спиртные напитки или наркотические вещества, но безразлично относятся к жизни и здоровью своего ребенка, не создают ему условия для нормального воспитания, обучения, отдыха, в доме антисанитарные условия, является основанием для отобрания ребенка. И в данном случае, полагаясь только на себя, специалист органов опеки и попечительства должен принять решение о жизнеустройстве ребенка или оставлении его в семье.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В комментарии к СК РФ отмечено, что основанием отобрания ребенка является наличие реальной угрозы, когда нет никаких сомнений "в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья" <1>. Вместе с тем, по утверждению О.А. Хазовой, вопрос о немедленном отобрании, по существу, решается инспектором по охране детства единолично в силу тех или иных присущих ему представлений о должном или допустимом. Отсутствие каких бы то ни было ориентиров часто приводит на практике к произвольным решениям, когда детей отбирают из семьи без достаточных к тому оснований. Результатом такого отобрания является разлучение детей и их родителей - в лучшем случае временное, но в отдельных случаях и навсегда. Причину этого автор видит в отсутствии в ст. 77 СК РФ критериев отобрания ребенка, при этом отмечая, что отобрание детей является вынужденной, крайней мерой, которая должна применяться только в тех случаях, когда оставить ребенка в семье чревато наступлением для него действительно серьезных последствий <2>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В комментарии к СК РФ отмечено, что основанием отобрания ребенка является наличие реальной угрозы, когда нет никаких сомнений "в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья" <1>. Вместе с тем, по утверждению О.А. Хазовой, вопрос о немедленном отобрании, по существу, решается инспектором по охране детства единолично в силу тех или иных присущих ему представлений о должном или допустимом. Отсутствие каких бы то ни было ориентиров часто приводит на практике к произвольным решениям, когда детей отбирают из семьи без достаточных к тому оснований. Результатом такого отобрания является разлучение детей и их родителей - в лучшем случае временное, но в отдельных случаях и навсегда. Причину этого автор видит в отсутствии в ст. 77 СК РФ критериев отобрания ребенка, при этом отмечая, что отобрание детей является вынужденной, крайней мерой, которая должна применяться только в тех случаях, когда оставить ребенка в семье чревато наступлением для него действительно серьезных последствий <2>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"32. Разрешая вопрос о том, имелись ли основания для отобрания ребенка в порядке, предусмотренном статьей 77 СК РФ, суду, в частности, надлежит исследовать акты обследования условий жизни родителей (лиц, на попечении которых находился ребенок) и ребенка, заслушать показания свидетелей, объяснения представителей органов опеки и попечительства, а также исследовать заключения экспертов и иные доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"32. Разрешая вопрос о том, имелись ли основания для отобрания ребенка в порядке, предусмотренном статьей 77 СК РФ, суду, в частности, надлежит исследовать акты обследования условий жизни родителей (лиц, на попечении которых находился ребенок) и ребенка, заслушать показания свидетелей, объяснения представителей органов опеки и попечительства, а также исследовать заключения экспертов и иные доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)в 2001 году Р. был ограничен в родительских правах в отношении несовершеннолетней, поскольку, разрешая вопрос о лишении его и матери А. родительских прав, суд, не установив достаточных оснований для удовлетворения этого иска, принял решение об отобрании детей и передаче их на попечение органам опеки и попечительства, что в силу статьи 73 СК РФ является ограничением родительских прав. До момента принятия оспариваемого прокурором распоряжения данное решение суда отменено не было, поэтому последствия ограничения в родительских правах продолжали действовать.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)в 2001 году Р. был ограничен в родительских правах в отношении несовершеннолетней, поскольку, разрешая вопрос о лишении его и матери А. родительских прав, суд, не установив достаточных оснований для удовлетворения этого иска, принял решение об отобрании детей и передаче их на попечение органам опеки и попечительства, что в силу статьи 73 СК РФ является ограничением родительских прав. До момента принятия оспариваемого прокурором распоряжения данное решение суда отменено не было, поэтому последствия ограничения в родительских правах продолжали действовать.
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Эту тенденцию усилил Верховный Суд РФ <12>, указывая на чрезвычайный характер применения ст. 77 СК РФ и требуя надлежащего оформления отобрания соответствующим актом (п. 31). Нельзя не оценить позитивно целый ряд его разъяснений. Прежде всего, это касается сохранения ситуационного подхода к рассматриваемой мере защиты прав ребенка, основанного на определении "характера и степени" существующей опасности в каждой конкретной ситуации с учетом "возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств". Вместе с тем в Постановлении разъясняется, какую опасность следует считать "непосредственно угрожающей жизни и здоровью ребенка" в качестве основания для применения ст. 77 СК РФ, - это "угроза, с очевидностью свидетельствующая о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится" (п. 28). Тяжелое материальное положение семьи само по себе не может считаться достаточным основанием для отобрания детей (п. 33).
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Эту тенденцию усилил Верховный Суд РФ <12>, указывая на чрезвычайный характер применения ст. 77 СК РФ и требуя надлежащего оформления отобрания соответствующим актом (п. 31). Нельзя не оценить позитивно целый ряд его разъяснений. Прежде всего, это касается сохранения ситуационного подхода к рассматриваемой мере защиты прав ребенка, основанного на определении "характера и степени" существующей опасности в каждой конкретной ситуации с учетом "возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств". Вместе с тем в Постановлении разъясняется, какую опасность следует считать "непосредственно угрожающей жизни и здоровью ребенка" в качестве основания для применения ст. 77 СК РФ, - это "угроза, с очевидностью свидетельствующая о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится" (п. 28). Тяжелое материальное положение семьи само по себе не может считаться достаточным основанием для отобрания детей (п. 33).
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Действующая редакция ст. 77 СК РФ неидеальна, однако названные выше проблемы, на наш взгляд, могут быть решены ее корректировкой в концептуальных рамках действующего СК РФ с учетом практики применения. Иной путь предложен ПФЗ, радикальные положения которого затрагивают гораздо более широкий круг отношений, касающихся института семьи <14>. Не останавливаясь на его общей оценке, обратимся к предложениям, касающимся отобрания детей. Это, во-первых, изменение редакции ст. 77 СК РФ, по которой "отобрание" трактуется как "принудительное разлучение ребенка с лицами, на попечении которых он находится", его основаниями названы вступившее в законную силу судебное решение о лишении или ограничении родительских прав, отмене усыновления, а также акт органа опеки об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей. Считаем такой подход неудачным, так как он: 1) эклектичен, объединяет в одной группе оснований для отобрания принципиально разные по своей правовой сути явления - судебные решения и административные акты, игнорируя при этом административные акты о немедленном отобрании; 2) ошибочен, в предлагаемом исчерпывающем перечне оснований для отобрания упомянуты далеко не все возможные случаи отобрания детей на основании судебного решения; 3) не учитывает сформировавшуюся теорию и практику разлучений родителей и детей помимо их желания.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Действующая редакция ст. 77 СК РФ неидеальна, однако названные выше проблемы, на наш взгляд, могут быть решены ее корректировкой в концептуальных рамках действующего СК РФ с учетом практики применения. Иной путь предложен ПФЗ, радикальные положения которого затрагивают гораздо более широкий круг отношений, касающихся института семьи <14>. Не останавливаясь на его общей оценке, обратимся к предложениям, касающимся отобрания детей. Это, во-первых, изменение редакции ст. 77 СК РФ, по которой "отобрание" трактуется как "принудительное разлучение ребенка с лицами, на попечении которых он находится", его основаниями названы вступившее в законную силу судебное решение о лишении или ограничении родительских прав, отмене усыновления, а также акт органа опеки об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей. Считаем такой подход неудачным, так как он: 1) эклектичен, объединяет в одной группе оснований для отобрания принципиально разные по своей правовой сути явления - судебные решения и административные акты, игнорируя при этом административные акты о немедленном отобрании; 2) ошибочен, в предлагаемом исчерпывающем перечне оснований для отобрания упомянуты далеко не все возможные случаи отобрания детей на основании судебного решения; 3) не учитывает сформировавшуюся теорию и практику разлучений родителей и детей помимо их желания.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно абз. 1 п. 1 ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Абзацем 2 указанного пункта (здесь и далее в ред. Закона 2013 г. N 167-ФЗ) установлено, что немедленное отобрание ребенка производится ООиП на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно абз. 1 п. 1 ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Абзацем 2 указанного пункта (здесь и далее в ред. Закона 2013 г. N 167-ФЗ) установлено, что немедленное отобрание ребенка производится ООиП на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Статья: Юридическая ответственность родителей за злоупотребление своими правами и неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Под непосредственной угрозой жизни ранее упомянутое Постановление Пленума ВС РФ N 44 рекомендует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра). При этом тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании ст. 77 СК РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Под непосредственной угрозой жизни ранее упомянутое Постановление Пленума ВС РФ N 44 рекомендует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра). При этом тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании ст. 77 СК РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.