Основания для отмены уплаты налога
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отмены уплаты налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 388 "Налогоплательщики" главы 31 "Земельный налог" НК РФ"Доводы кассационной жалобы о том, что ответчики данным земельным участком фактически пользовались на праве постоянного (бессрочного) пользования и в течение всего времени после принятия наследства уплачивали земельный налог, основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются, поскольку исходя из системного толкования положений пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и иные вещные права на землю подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем, следует вывод, что только наличие зарегистрированного права собственности (иного вещного права) на земельный участок позволяет его собственнику (обладателю иного вещно-правового титула на землю) уплачивать плату за его использование в виде земельного налога."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Акт налоговой проверки был составлен 26 февраля 2018 года, однако вручен налогоплательщику лишь 12 августа 2021 года, решение по результатам налоговой проверки было принято 15 июня 2022 года и вручено 22 июня 2022 года. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 75, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. 3 и абз. 1 п. 5 ст. 100, п. 1 и 7, абз. 1 п. 8 и п. 14 ст. 101 НК РФ, поскольку они позволяют начислить налогоплательщику пени за период незаконного бездействия налогового органа, выразившегося в нарушении им срока вручения проверяемому лицу (его представителю) акта выездной налоговой проверки. КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пеней может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пеней) вследствие такого нарушения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Акт налоговой проверки был составлен 26 февраля 2018 года, однако вручен налогоплательщику лишь 12 августа 2021 года, решение по результатам налоговой проверки было принято 15 июня 2022 года и вручено 22 июня 2022 года. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 75, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. 3 и абз. 1 п. 5 ст. 100, п. 1 и 7, абз. 1 п. 8 и п. 14 ст. 101 НК РФ, поскольку они позволяют начислить налогоплательщику пени за период незаконного бездействия налогового органа, выразившегося в нарушении им срока вручения проверяемому лицу (его представителю) акта выездной налоговой проверки. КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пеней может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пеней) вследствие такого нарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности участия прокурора в рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда, причиненного налоговыми преступлениями
(Исламова Э.Р., Вафина Г.А.)
("Законность", 2021, N 11)Например, неустановление возможности погашения задолженности по уплате налогов самим юридическим лицом стало основанием для отмены судебного решения об удовлетворении иска прокурора. Было установлено, что общество не ликвидировано, возможность исполнения налоговых обязанностей самой организацией-налогоплательщиком не утрачена, ООО владеет акциями, стоимость которых составляет свыше 45 млн руб., срок конкурсного производства в отношении ООО продлен на шесть месяцев <5>.
(Исламова Э.Р., Вафина Г.А.)
("Законность", 2021, N 11)Например, неустановление возможности погашения задолженности по уплате налогов самим юридическим лицом стало основанием для отмены судебного решения об удовлетворении иска прокурора. Было установлено, что общество не ликвидировано, возможность исполнения налоговых обязанностей самой организацией-налогоплательщиком не утрачена, ООО владеет акциями, стоимость которых составляет свыше 45 млн руб., срок конкурсного производства в отношении ООО продлен на шесть месяцев <5>.
Статья: Отдельные вопросы расследования налоговых преступлений с учетом положений ст. 39 УК РФ
(Зарина А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Однако факт отмены налоговых платежей не является основанием для исключения объективных признаков преступления. При ведении процессуальной деятельности по делам данной категории правоприменительные органы должны учитывать положения ст. 5 НК РФ, описывающей действие закона во времени <7>. В п. 4 данной статьи указано, что акты, отменяющие или снижающие налоговые ставки, устраняющие обязанности налогоплательщиков или каким-либо другим образом улучшающие положение лиц, в отдельных случаях имеют обратную силу, при указании на это в законе. В противном случае действия лица будут оценены как противоправные <8>.
(Зарина А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Однако факт отмены налоговых платежей не является основанием для исключения объективных признаков преступления. При ведении процессуальной деятельности по делам данной категории правоприменительные органы должны учитывать положения ст. 5 НК РФ, описывающей действие закона во времени <7>. В п. 4 данной статьи указано, что акты, отменяющие или снижающие налоговые ставки, устраняющие обязанности налогоплательщиков или каким-либо другим образом улучшающие положение лиц, в отдельных случаях имеют обратную силу, при указании на это в законе. В противном случае действия лица будут оценены как противоправные <8>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2025 N 20-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"7. Таким образом, пункт 1 и абзац первый пункта 3 статьи 75, абзац первый пункта 1, абзац первый пункта 2, пункт 3 и абзац первый пункта 5 статьи 100, пункты 1 и 7, абзац второй пункта 8 и пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку - притом что пеня, установленная федеральным законодателем как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения соответствующей обязанности плательщиком по день ее исполнения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пени может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пени) вследствие такого нарушения.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"7. Таким образом, пункт 1 и абзац первый пункта 3 статьи 75, абзац первый пункта 1, абзац первый пункта 2, пункт 3 и абзац первый пункта 5 статьи 100, пункты 1 и 7, абзац второй пункта 8 и пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку - притом что пеня, установленная федеральным законодателем как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения соответствующей обязанности плательщиком по день ее исполнения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пени может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пени) вследствие такого нарушения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила судебный акт суда апелляционной инстанции и оставила в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила судебный акт суда апелляционной инстанции и оставила в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Направляет ли инспекция материалы проверки, исполнение решения по которой приостановил суд, в следственные органы
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что на период действия обеспечительных мер приостанавливается обязанность налогоплательщика по уплате недоимки, установленная в требовании. Последний на законном основании вправе не платить по требованию до отмены обеспечительных мер. До окончания действия этих мер инспекция не может заявлять о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога и наличии оснований для возбуждения уголовного дела. Иное толкование норм права порождает коллизию, когда налогоплательщик вправе не уплачивать недоимку по требованию, а инспекция, руководствуясь положениями Налогового кодекса РФ, констатирует неисполнение обязанности по погашению требования и направляет материалы в следственные органы.
Направляет ли инспекция материалы проверки, исполнение решения по которой приостановил суд, в следственные органы
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что на период действия обеспечительных мер приостанавливается обязанность налогоплательщика по уплате недоимки, установленная в требовании. Последний на законном основании вправе не платить по требованию до отмены обеспечительных мер. До окончания действия этих мер инспекция не может заявлять о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога и наличии оснований для возбуждения уголовного дела. Иное толкование норм права порождает коллизию, когда налогоплательщик вправе не уплачивать недоимку по требованию, а инспекция, руководствуясь положениями Налогового кодекса РФ, констатирует неисполнение обязанности по погашению требования и направляет материалы в следственные органы.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1) проектов законов субъектов Российской Федерации об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1) проектов законов субъектов Российской Федерации об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;
Вопрос: ИП планирует уменьшить налог (авансовые платежи) по УСН, ПСН на фиксированные страховые взносы в 2023 г., в связи с чем представил заявление о распоряжении путем зачета суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС. При зачете вправе ли налоговый орган впоследствии отменить его? На каком основании?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Вопрос: ИП планирует в 2023 г. уменьшить налог (авансовые платежи) по УСН, ПСН на сумму фиксированных страховых взносов, в связи с чем представил заявление о распоряжении путем зачета суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС. На момент подачи заявления о ЕНС было положительное сальдо. В случае проведения зачета вправе ли налоговый орган впоследствии отменить его? На каком основании? В частности, может ли быть отменен зачет при отсутствии средств на уплату другого налога, учитывая, что фиксированные страховые взносы будут зачтены досрочно?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Вопрос: ИП планирует в 2023 г. уменьшить налог (авансовые платежи) по УСН, ПСН на сумму фиксированных страховых взносов, в связи с чем представил заявление о распоряжении путем зачета суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС. На момент подачи заявления о ЕНС было положительное сальдо. В случае проведения зачета вправе ли налоговый орган впоследствии отменить его? На каком основании? В частности, может ли быть отменен зачет при отсутствии средств на уплату другого налога, учитывая, что фиксированные страховые взносы будут зачтены досрочно?
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- тот факт, что ответчик имеет намерение подать уточненную налоговую декларацию по НДС за спорные периоды, в связи с чем истец будет иметь возможность заявить о возмещении ему как налогоплательщику излишне уплаченных налоговых платежей, также не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку истец вправе самостоятельно определять способ защиты нарушенного права;
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- тот факт, что ответчик имеет намерение подать уточненную налоговую декларацию по НДС за спорные периоды, в связи с чем истец будет иметь возможность заявить о возмещении ему как налогоплательщику излишне уплаченных налоговых платежей, также не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку истец вправе самостоятельно определять способ защиты нарушенного права;
Вопрос: ООО подало уведомление об освобождении от НДС по п. 1 ст. 145 НК РФ (выручка менее 2 млн руб.), но фактически освобождение не применяло - выставляло счета-фактуры с НДС и уплачивало налог. Можно ли отменить освобождение? Если отмена невозможна или не будет произведена, вправе ли ООО принять НДС к вычету?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Вопрос: ООО подало уведомление об освобождении от НДС по п. 1 ст. 145 НК РФ (выручка менее 2 млн руб.), но фактически освобождение не применяло - выставляло счета-фактуры с НДС и уплачивало налог. Можно ли отменить освобождение? Если отмена невозможна или не будет произведена, вправе ли ООО принять НДС к вычету?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Вопрос: ООО подало уведомление об освобождении от НДС по п. 1 ст. 145 НК РФ (выручка менее 2 млн руб.), но фактически освобождение не применяло - выставляло счета-фактуры с НДС и уплачивало налог. Можно ли отменить освобождение? Если отмена невозможна или не будет произведена, вправе ли ООО принять НДС к вычету?
Статья: Ратифицирован Протокол об изменениях в Договоре о ЕАЭС
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)Заявление не отзывается при выявлении налоговым органом факта неуплаты косвенных налогов при импорте товаров в связи с отменой им решения о зачете налогов в счет исполнения обязательства по уплате "импортных" налогов и отсутствии оснований считать импорт товаров несостоявшимся.
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)Заявление не отзывается при выявлении налоговым органом факта неуплаты косвенных налогов при импорте товаров в связи с отменой им решения о зачете налогов в счет исполнения обязательства по уплате "импортных" налогов и отсутствии оснований считать импорт товаров несостоявшимся.
Статья: О процедуре возврата (зачета) положительного сальдо по ЕНС
(Гусаров Д.Ю.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)При этом организация вправе подать заявление об отмене (полностью или частично) зачета положительного сальдо по ЕНС, осуществленного налоговым органом в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога. В этом случае отмена зачета производится последовательно, начиная с сумм, зачтенных в счет уплаты конкретного налога с наиболее ранним сроком уплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Соответственно, если сумма положительного сальдо зачтена в счет уплаты налога за другое лицо или по какому-то иному основанию, отменить зачет не получится.
(Гусаров Д.Ю.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 1)При этом организация вправе подать заявление об отмене (полностью или частично) зачета положительного сальдо по ЕНС, осуществленного налоговым органом в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога. В этом случае отмена зачета производится последовательно, начиная с сумм, зачтенных в счет уплаты конкретного налога с наиболее ранним сроком уплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Соответственно, если сумма положительного сальдо зачтена в счет уплаты налога за другое лицо или по какому-то иному основанию, отменить зачет не получится.
Статья: Особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти
(Колесникова С.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Судебная коллегия сослалась на пункт 10 статьи 223.1 Закона о банкротстве и указала, что, поскольку определением арбитражного суда процедура реализации имущества гражданина в отношении умершего Б. завершена и это определение не может быть отменено, то оснований для взыскания обязательных платежей, начисленных налоговым органом, не имеется (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 10.08.2022 N 48-КАД22-6-К7).
(Колесникова С.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Судебная коллегия сослалась на пункт 10 статьи 223.1 Закона о банкротстве и указала, что, поскольку определением арбитражного суда процедура реализации имущества гражданина в отношении умершего Б. завершена и это определение не может быть отменено, то оснований для взыскания обязательных платежей, начисленных налоговым органом, не имеется (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 10.08.2022 N 48-КАД22-6-К7).
Статья: Как возмещаемую сумму налога зачесть в счет других платежей
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)Кстати, налогоплательщик не лишен права отменить (полностью или частично) зачет, осуществленный налоговым органом в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога на основании абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ. Отмена зачета (также по соответствующему заявлению налогоплательщика) производится последовательно, начиная с сумм, зачтенных в счет уплаты конкретного налога с наиболее ранним сроком уплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ).
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)Кстати, налогоплательщик не лишен права отменить (полностью или частично) зачет, осуществленный налоговым органом в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога на основании абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ. Отмена зачета (также по соответствующему заявлению налогоплательщика) производится последовательно, начиная с сумм, зачтенных в счет уплаты конкретного налога с наиболее ранним сроком уплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Законно ли направлять повторное требование об уплате одной и той же задолженности
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что налоговый орган выставил новое требование об уплате налога после отмены обеспечительных мер, поскольку инспекция не имела права производить действия по взысканию на основании прежнего требования в период действия обеспечительных мер. Суд признал новое требование правомерным и указал, что срок вынесения требования не является пресекательным.
Законно ли направлять повторное требование об уплате одной и той же задолженности
(КонсультантПлюс, 2025)Суд установил, что налоговый орган выставил новое требование об уплате налога после отмены обеспечительных мер, поскольку инспекция не имела права производить действия по взысканию на основании прежнего требования в период действия обеспечительных мер. Суд признал новое требование правомерным и указал, что срок вынесения требования не является пресекательным.