Основания для отмены уплаты налога



Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отмены уплаты налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 388 "Налогоплательщики" главы 31 "Земельный налог" НК РФ"Доводы кассационной жалобы о том, что ответчики данным земельным участком фактически пользовались на праве постоянного (бессрочного) пользования и в течение всего времени после принятия наследства уплачивали земельный налог, основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются, поскольку исходя из системного толкования положений пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и иные вещные права на землю подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем, следует вывод, что только наличие зарегистрированного права собственности (иного вещного права) на земельный участок позволяет его собственнику (обладателю иного вещно-правового титула на землю) уплачивать плату за его использование в виде земельного налога."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Акт налоговой проверки был составлен 26 февраля 2018 года, однако вручен налогоплательщику лишь 12 августа 2021 года, решение по результатам налоговой проверки было принято 15 июня 2022 года и вручено 22 июня 2022 года. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 75, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. 3 и абз. 1 п. 5 ст. 100, п. 1 и 7, абз. 1 п. 8 и п. 14 ст. 101 НК РФ, поскольку они позволяют начислить налогоплательщику пени за период незаконного бездействия налогового органа, выразившегося в нарушении им срока вручения проверяемому лицу (его представителю) акта выездной налоговой проверки. КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пеней может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пеней) вследствие такого нарушения.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Особенности участия прокурора в рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда, причиненного налоговыми преступлениями
(Исламова Э.Р., Вафина Г.А.)
("Законность", 2021, N 11)
Например, неустановление возможности погашения задолженности по уплате налогов самим юридическим лицом стало основанием для отмены судебного решения об удовлетворении иска прокурора. Было установлено, что общество не ликвидировано, возможность исполнения налоговых обязанностей самой организацией-налогоплательщиком не утрачена, ООО владеет акциями, стоимость которых составляет свыше 45 млн руб., срок конкурсного производства в отношении ООО продлен на шесть месяцев <5>.
Статья: Отдельные вопросы расследования налоговых преступлений с учетом положений ст. 39 УК РФ
(Зарина А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)
Однако факт отмены налоговых платежей не является основанием для исключения объективных признаков преступления. При ведении процессуальной деятельности по делам данной категории правоприменительные органы должны учитывать положения ст. 5 НК РФ, описывающей действие закона во времени <7>. В п. 4 данной статьи указано, что акты, отменяющие или снижающие налоговые ставки, устраняющие обязанности налогоплательщиков или каким-либо другим образом улучшающие положение лиц, в отдельных случаях имеют обратную силу, при указании на это в законе. В противном случае действия лица будут оценены как противоправные <8>.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2025 N 20-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"
7. Таким образом, пункт 1 и абзац первый пункта 3 статьи 75, абзац первый пункта 1, абзац первый пункта 2, пункт 3 и абзац первый пункта 5 статьи 100, пункты 1 и 7, абзац второй пункта 8 и пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку - притом что пеня, установленная федеральным законодателем как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения соответствующей обязанности плательщиком по день ее исполнения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пени может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пени) вследствие такого нарушения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила судебный акт суда апелляционной инстанции и оставила в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
показать больше документов