Основания для отказа в предварительном согласовании
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отказа в предварительном согласовании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Административный истец не согласен с отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность (аренду)
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ признают незаконным, если суд придет к выводу, что Уполномоченный орган не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основание отказа в предварительном согласовании, либо указанное им основание отказа не предусмотрено законом
(КонсультантПлюс, 2025)Отказ признают незаконным, если суд придет к выводу, что Уполномоченный орган не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основание отказа в предварительном согласовании, либо указанное им основание отказа не предусмотрено законом
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.15 "Предварительное согласование предоставления земельного участка" ЗК РФСледовательно, законодательство разграничивает основания возврата заявления и основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Или другой пример, поскольку в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком указано на несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 22.04.2019 N 1437, оценка соответствия представленной схемы расположения земельного участка указанному акту органа местного самоуправления входит в предмет доказывания при разрешении настоящего спора. Однако в ходе рассмотрения дела не установлены и не получили правовой оценки обстоятельства нахождения образуемого земельного участка в границах территории общего пользования. Имеющиеся сведения о проекте планировки территории, предоставленные в материалах административного дела, представлены в виде, не соответствующем требованиям ч. 4 ст. 70 КАС РФ, поскольку не отражают юридически значимое содержание данного документа. Мер по истребованию надлежащей копии проекта межевания территории, в том числе применительно к спорной территории, в ходе рассмотрения дела судами принято не было. В соответствии с чем суд пришел к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие обязательному исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства судами не установлены <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Или другой пример, поскольку в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком указано на несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории, утвержденному Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 22.04.2019 N 1437, оценка соответствия представленной схемы расположения земельного участка указанному акту органа местного самоуправления входит в предмет доказывания при разрешении настоящего спора. Однако в ходе рассмотрения дела не установлены и не получили правовой оценки обстоятельства нахождения образуемого земельного участка в границах территории общего пользования. Имеющиеся сведения о проекте планировки территории, предоставленные в материалах административного дела, представлены в виде, не соответствующем требованиям ч. 4 ст. 70 КАС РФ, поскольку не отражают юридически значимое содержание данного документа. Мер по истребованию надлежащей копии проекта межевания территории, в том числе применительно к спорной территории, в ходе рассмотрения дела судами принято не было. В соответствии с чем суд пришел к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие обязательному исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства судами не установлены <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В силу п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в этом, после чего направляет принятое решение заявителю.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В силу п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в этом, после чего направляет принятое решение заявителю.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган откажет в предварительном согласовании предоставления участка, если есть основания, предусмотренные п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган откажет в предварительном согласовании предоставления участка, если есть основания, предусмотренные п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Ситуация: Каков порядок оформления права собственности на земельный участок под индивидуальным жилым домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предоставлении (предварительном согласовании предоставления) земельного участка принимается (при отсутствии оснований для отказа) в срок не более 30 дней (в г. Москве - 25 рабочих дней со дня регистрации заявления, не считая срока приостановления его рассмотрения) со дня поступления заявления после осмотра жилого дома для подтверждения его наличия на земельном участке. Проведение оценки пригодности жилого дома для проживания при этом не осуществляется (п. п. 8, 9 ст. 3.8 Закона N 137-ФЗ; п. п. 8 - 10 Особенностей; Письмо Росреестра от 28.03.2025 N 11-00752/25).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предоставлении (предварительном согласовании предоставления) земельного участка принимается (при отсутствии оснований для отказа) в срок не более 30 дней (в г. Москве - 25 рабочих дней со дня регистрации заявления, не считая срока приостановления его рассмотрения) со дня поступления заявления после осмотра жилого дома для подтверждения его наличия на земельном участке. Проведение оценки пригодности жилого дома для проживания при этом не осуществляется (п. п. 8, 9 ст. 3.8 Закона N 137-ФЗ; п. п. 8 - 10 Особенностей; Письмо Росреестра от 28.03.2025 N 11-00752/25).
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Порядок осуществления названной процедуры установлен ст. 39.15 ЗК, в п. 8 которой определены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Вместе с тем ч. 31 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ закреплено право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на принятие до 1 января 2020 г. решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными ст. 39.15 и 39.16 ЗК. Закон субъекта РФ, предусматривающий дополнительные основания для отказа в предварительном согласовании, мог быть принят только до 1 января 2016 г.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Порядок осуществления названной процедуры установлен ст. 39.15 ЗК, в п. 8 которой определены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Вместе с тем ч. 31 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ закреплено право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на принятие до 1 января 2020 г. решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными ст. 39.15 и 39.16 ЗК. Закон субъекта РФ, предусматривающий дополнительные основания для отказа в предварительном согласовании, мог быть принят только до 1 января 2016 г.
Готовое решение: Как передать недвижимость в оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)примите решение о предварительном согласовании, если нет оснований для отказа в нем (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ). Такое решение требуется, только если участок не образован или его границы не уточнены;
(КонсультантПлюс, 2025)примите решение о предварительном согласовании, если нет оснований для отказа в нем (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ). Такое решение требуется, только если участок не образован или его границы не уточнены;
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду гражданину земельного участка в СНТ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учитывать, что при наличии установленных оснований может быть принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении участка (пп. 3 п. 5 ст. 39.17, пп. 2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учитывать, что при наличии установленных оснований может быть принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении участка (пп. 3 п. 5 ст. 39.17, пп. 2 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ).