Основания для отказа в ликвидации
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отказа в ликвидации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Отказ в регистрации ликвидации юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Не является основанием для отказа в регистрации ликвидации вступившее в законную силу решение суда о взыскании в пользу участников ликвидируемого общества действительной стоимости доли, если требования кредиторов погашены в связи с недостаточностью имущества у юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Не является основанием для отказа в регистрации ликвидации вступившее в законную силу решение суда о взыскании в пользу участников ликвидируемого общества действительной стоимости доли, если требования кредиторов погашены в связи с недостаточностью имущества у юрлица
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, внесением изменений в ЕГРЮЛ: Кредитор оспаривает регистрацию ликвидации юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)ликвидационная комиссия (ликвидатор) не уведомила Кредитора о ликвидации, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации ликвидации (пп. "т" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)ликвидационная комиссия (ликвидатор) не уведомила Кредитора о ликвидации, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации ликвидации (пп. "т" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация общества с ограниченной ответственностью8. Основания для отказа в госрегистрации ликвидации (ее отмены) общества с ограниченной ответственностью
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Ликвидация акционерного общества5. Основания для отказа в госрегистрации ликвидации (ее отмены) акционерного общества
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)Указанные нормы, равно как и какие-либо иные нормы закона, не устанавливают исключений (в том числе по вопросу о компетенции и подсудности) для признания и принудительного исполнения (легализации) на территории Российской Федерации иностранных решений в отношении должников, находящихся в стадии ликвидации, кроме общих требований об основаниях отказа в такой легализации (статья 244 АПК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)Указанные нормы, равно как и какие-либо иные нормы закона, не устанавливают исключений (в том числе по вопросу о компетенции и подсудности) для признания и принудительного исполнения (легализации) на территории Российской Федерации иностранных решений в отношении должников, находящихся в стадии ликвидации, кроме общих требований об основаниях отказа в такой легализации (статья 244 АПК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС России от 13 октября 2011 г. N 7075/11 по делу N А46-6896/2010 <205>, необходимые для государственной регистрации документы (в том числе, заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс) должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, в связи с чем представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС России от 13 октября 2011 г. N 7075/11 по делу N А46-6896/2010 <205>, необходимые для государственной регистрации документы (в том числе, заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс) должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, в связи с чем представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона 2001 г. о госрегистрации юридических лиц.
Статья: Упрощенная ликвидация ЮЛ - субъекта МСП
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 4)Основания для отказа в ликвидации юридического лица
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 4)Основания для отказа в ликвидации юридического лица
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)а) является основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица;
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)а) является основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица;
Готовое решение: Когда регистрирующий орган может отказать в регистрации ликвидации юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)В нем содержится ряд общих оснований для отказа в госрегистрации, применимых в отношении всех регистрационных действий. Например, в госрегистрации откажут при непредставлении необходимых документов. Но есть и специальные основания для отказа в отношении отдельных регистрационных действий. Например, для отказа в регистрации ликвидации есть такое основание, как несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации.
(КонсультантПлюс, 2025)В нем содержится ряд общих оснований для отказа в госрегистрации, применимых в отношении всех регистрационных действий. Например, в госрегистрации откажут при непредставлении необходимых документов. Но есть и специальные основания для отказа в отношении отдельных регистрационных действий. Например, для отказа в регистрации ликвидации есть такое основание, как несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации.
Готовое решение: В каком порядке добровольно ликвидируется организация в форме ООО
(КонсультантПлюс, 2025)5) подайте сведения о работниках (включая лиц, заключивших гражданско-правовые договоры) в территориальный орган СФР по месту своей регистрации. Перечень таких сведений предусмотрен п. п. 2, 8, 11 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Подаются они по установленным формам, в частности в составе формы ЕФС-1. Непредставление большей части этих сведений в территориальный орган СФР является основанием для отказа в регистрации ликвидации (п. п. 1, 11 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, пп. "г" п. 1 ст. 21, пп. "з" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)5) подайте сведения о работниках (включая лиц, заключивших гражданско-правовые договоры) в территориальный орган СФР по месту своей регистрации. Перечень таких сведений предусмотрен п. п. 2, 8, 11 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Подаются они по установленным формам, в частности в составе формы ЕФС-1. Непредставление большей части этих сведений в территориальный орган СФР является основанием для отказа в регистрации ликвидации (п. п. 1, 11 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, пп. "г" п. 1 ст. 21, пп. "з" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
Готовое решение: В каком порядке добровольно ликвидируется организация в форме АО
(КонсультантПлюс, 2025)5) подайте в территориальный орган СФР и налоговый орган сведения о своих работниках (включая лиц, заключивших гражданско-правовые договоры). Полагаем, что перечень сведений, которые нужно представить в территориальный орган СФР, предусмотрен пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. п. 2 - 6 ст. 11 Закона о персонифицированном учете и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Непредставление большей части этих сведений в территориальный орган СФР является основанием для отказа в госрегистрации ликвидации (пп. "г" п. 1 ст. 21, пп. "з" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ч. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)5) подайте в территориальный орган СФР и налоговый орган сведения о своих работниках (включая лиц, заключивших гражданско-правовые договоры). Полагаем, что перечень сведений, которые нужно представить в территориальный орган СФР, предусмотрен пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. п. 2 - 6 ст. 11 Закона о персонифицированном учете и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Непредставление большей части этих сведений в территориальный орган СФР является основанием для отказа в госрегистрации ликвидации (пп. "г" п. 1 ст. 21, пп. "з" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ч. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ).
Статья: Вправе ли инспекция запрашивать документы по ликвидированному контрагенту?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 10)АС Поволжского округа в постановлении от 13.02.2023 N Ф06-28258/2022 по делу N А72-6284/2022 объяснил, почему ликвидация контрагента не является основанием для отказа в представлении запрошенных инспекцией документов.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 10)АС Поволжского округа в постановлении от 13.02.2023 N Ф06-28258/2022 по делу N А72-6284/2022 объяснил, почему ликвидация контрагента не является основанием для отказа в представлении запрошенных инспекцией документов.
Готовое решение: В каком порядке и на сколько может быть продлен срок добровольной ликвидации ООО
(КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснила ФНС России, при продлении судом установленного участниками срока ликвидации в регистрирующий орган нужно представить заявление (уведомление) по форме Р15016. На титульном листе в п. 2 заявления (уведомления) укажите значение "5" (продление срока ликвидации ООО). В соответствующей строке укажите новую дату ликвидации ООО. К заявлению в качестве доказательства продления срока ликвидации приложите копию решения суда. Если вы не представили таковую, то регистрирующий орган обращается к ИС "Картотека арбитражных дел" (https://kad.arbitr.ru/). Отсутствие информации о том, что суд продлил срок ликвидации, является основанием для отказа в госрегистрации по пп. "х" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП (Письмо ФНС России от 20.05.2021 N КВ-4-14/6927@, п. 102 Приложения N 13 к Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, ответ ФНС России на вопрос).
(КонсультантПлюс, 2025)Как разъяснила ФНС России, при продлении судом установленного участниками срока ликвидации в регистрирующий орган нужно представить заявление (уведомление) по форме Р15016. На титульном листе в п. 2 заявления (уведомления) укажите значение "5" (продление срока ликвидации ООО). В соответствующей строке укажите новую дату ликвидации ООО. К заявлению в качестве доказательства продления срока ликвидации приложите копию решения суда. Если вы не представили таковую, то регистрирующий орган обращается к ИС "Картотека арбитражных дел" (https://kad.arbitr.ru/). Отсутствие информации о том, что суд продлил срок ликвидации, является основанием для отказа в госрегистрации по пп. "х" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП (Письмо ФНС России от 20.05.2021 N КВ-4-14/6927@, п. 102 Приложения N 13 к Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, ответ ФНС России на вопрос).
Статья: Налоговики вправе провести выездную проверку и после составления промежуточного ликвидационного баланса
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".