Основания для остановки транспортного средства
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для остановки транспортного средства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Права полиции" Федерального закона "О полиции""Довод жалобы о том, что у инспектора ДПС не было законных оснований для остановки транспортного средства под управлением К. является несостоятельным. Право остановки транспортных средств относится к правам, предоставленным полиции, в соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона "О полиции", урегулировано положениями Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.05.2023 N 264 (в том числе пунктом 47 Административного регламента)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.19 "Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств" КоАП РФПри таких обстоятельствах, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Ч.Д. административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ, поскольку факт осуществления водителем Ч.Д., в отсутствие законных оснований, остановки (стоянки) транспортного средства на проезжей части в месте, где расстояние между сплошной линией разметки 1.1 приложения N 2 к Правилам дорожного движения и остановившимся транспортным средством менее трех метров, объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, которые получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, и обоснованно признаны достоверными относительно события правонарушения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о невыполнении гражданами законных требований и распоряжений сотрудника полиции
(Строева О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Также неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, квалифицируемое по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, при отсутствии специальной нормы может быть выражено, например, в отказе гражданина предъявить документы, удостоверяющие личность (при наличии у сотрудника полиции оснований, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции"), в отказе водителя транспортного средства предъявить документы на право пользования и управления транспортным средством (при наличии у сотрудника полиции оснований для остановки транспортного средства, установленных п. 84 Административного регламента от 23.08.2017 N 664), в отказе от исполнения требования уполномоченного должностного лица, изложенного в официальном предостережении (предостережении).
(Строева О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Также неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, квалифицируемое по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, при отсутствии специальной нормы может быть выражено, например, в отказе гражданина предъявить документы, удостоверяющие личность (при наличии у сотрудника полиции оснований, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции"), в отказе водителя транспортного средства предъявить документы на право пользования и управления транспортным средством (при наличии у сотрудника полиции оснований для остановки транспортного средства, установленных п. 84 Административного регламента от 23.08.2017 N 664), в отказе от исполнения требования уполномоченного должностного лица, изложенного в официальном предостережении (предостережении).
Нормативные акты
Приказ МВД России от 02.05.2023 N 264
"Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2023 N 74087)47. В целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения сотрудник имеет право произвести остановку транспортного средства <2>:
"Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2023 N 74087)47. В целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения сотрудник имеет право произвести остановку транспортного средства <2>:
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:
Статья: Отдельные меры административно-правового принуждения в сфере безопасности дорожного движения
(Строева О.А., Бондаренко М.В.)
("Российский судья", 2021, N 10)Так, сотрудники Госавтоинспекции, согласно п. 9 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О полиции" в качестве меры принуждения вправе осуществлять принудительную остановку транспорта, в том числе с использованием специальных средств принудительной остановки транспорта, для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке, а также для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. Указанное полномочие детально регламентировано в п. 97, 98 Административного регламента, согласно которым использование специальных средств принудительной остановки транспорта допустимо при наличии угрозы создания водителем такого транспортного средства реальной опасности жизни и здоровью участников дорожного движения и иных граждан, при условии неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника полиции остановиться. Рассматриваемая мера принуждения, применяемая сотрудниками Госавтоинспекции, непосредственно связана с претерпеванием ограничения права граждан на свободу передвижения, декларированного ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Также важно отметить, что указанная мера принуждения применяется только в тех случаях, когда водитель отказывается добровольно остановиться, т.е. игнорирует законные требования сотрудников полиции, несмотря на обязанность, предусмотренную ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О полиции". При этом принудительная остановка транспортного средства сопряжена непосредственно с принудительным (против воли лица, управляющего транспортным средством) прекращением движения водителем транспортного средства и с привлечением к ответственности лица, проигнорировавшего законное требование сотрудника Госавтоинспекции. Исчерпывающий перечень оснований принудительной остановки транспортного средства содержится в п. 95 Административного регламента.
(Строева О.А., Бондаренко М.В.)
("Российский судья", 2021, N 10)Так, сотрудники Госавтоинспекции, согласно п. 9 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О полиции" в качестве меры принуждения вправе осуществлять принудительную остановку транспорта, в том числе с использованием специальных средств принудительной остановки транспорта, для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке, а также для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия. Указанное полномочие детально регламентировано в п. 97, 98 Административного регламента, согласно которым использование специальных средств принудительной остановки транспорта допустимо при наличии угрозы создания водителем такого транспортного средства реальной опасности жизни и здоровью участников дорожного движения и иных граждан, при условии неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника полиции остановиться. Рассматриваемая мера принуждения, применяемая сотрудниками Госавтоинспекции, непосредственно связана с претерпеванием ограничения права граждан на свободу передвижения, декларированного ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Также важно отметить, что указанная мера принуждения применяется только в тех случаях, когда водитель отказывается добровольно остановиться, т.е. игнорирует законные требования сотрудников полиции, несмотря на обязанность, предусмотренную ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О полиции". При этом принудительная остановка транспортного средства сопряжена непосредственно с принудительным (против воли лица, управляющего транспортным средством) прекращением движения водителем транспортного средства и с привлечением к ответственности лица, проигнорировавшего законное требование сотрудника Госавтоинспекции. Исчерпывающий перечень оснований принудительной остановки транспортного средства содержится в п. 95 Административного регламента.
Статья: Правомерное применение оружия для остановки транспортного средства как обстоятельство, исключающее преступность деяния
(Ляпин Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 6)Рассмотрим указанный тезис на примере ситуации причинения вреда в результате применения специальными субъектами оружия для остановки транспортного средства. Так, необходимость остановки транспортного средства является типичным, предусмотренным целым рядом нормативных правовых актов основанием применения сотрудниками правоохранительных органов оружия <8>. Неизбежным результатом успешного применения оружия по указанному основанию является повреждение транспортного средства. В соответствии с ч. 1 ст. 167 УК РФ умышленное повреждение чужого имущества, повлекшее причинение значительного ущерба, является уголовно наказуемым деянием.
(Ляпин Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 6)Рассмотрим указанный тезис на примере ситуации причинения вреда в результате применения специальными субъектами оружия для остановки транспортного средства. Так, необходимость остановки транспортного средства является типичным, предусмотренным целым рядом нормативных правовых актов основанием применения сотрудниками правоохранительных органов оружия <8>. Неизбежным результатом успешного применения оружия по указанному основанию является повреждение транспортного средства. В соответствии с ч. 1 ст. 167 УК РФ умышленное повреждение чужого имущества, повлекшее причинение значительного ущерба, является уголовно наказуемым деянием.