Основания для международного розыска
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для международного розыска (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Система согласованных действий ФСИН России, НЦБ Интерпола МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации на различных этапах международного розыска лица
(Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Согласованные действия на этапе прекращения международного розыска лица, объявленного в целях ареста и выдачи для уголовного преследования или исполнения приговора. После доставки обвиняемого, подсудимого, осужденного, находившегося в международном розыске, в Российскую Федерацию разыскное подразделение территориального органа ФСИН России, инициатор объявления в международный розыск, в порядке и в сроки, установленные в п. 158, 159 Инструкции по линии Интерпола, выносит и направляет в НЦБ Интерпола постановление о прекращении международного розыска обвиняемого, подсудимого, осужденного. Следует иметь в виду, что общие основания прекращения международного розыска предусмотрены в п. 152 - 154, 155 Инструкции по линии Интерпола.
(Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Согласованные действия на этапе прекращения международного розыска лица, объявленного в целях ареста и выдачи для уголовного преследования или исполнения приговора. После доставки обвиняемого, подсудимого, осужденного, находившегося в международном розыске, в Российскую Федерацию разыскное подразделение территориального органа ФСИН России, инициатор объявления в международный розыск, в порядке и в сроки, установленные в п. 158, 159 Инструкции по линии Интерпола, выносит и направляет в НЦБ Интерпола постановление о прекращении международного розыска обвиняемого, подсудимого, осужденного. Следует иметь в виду, что общие основания прекращения международного розыска предусмотрены в п. 152 - 154, 155 Инструкции по линии Интерпола.
Статья: Специфика правового регулирования наложения ареста на денежные средства и иное имущество
(Орлова Т.В.)
("Российский следователь", 2023, N 12)В качестве примера приведем Апелляционное определение Московского городского суда, которым оставлено без изменения решение Пресненского районного суда г. Москвы об отказе в государственной регистрации на объекты недвижимого имущества. Как установлено судом, в отношении должника, признанного ранее банкротом, возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, в целях обеспечения исполнения приговора на принадлежащие ему объекты недвижимости наложен арест. По версии следствия, указанным преступлением лицом причинен крупный ущерб, обвиняемый находится в международном розыске, основания для снятия ареста отсутствуют. Принимая решение, суд указал, что "полномочиями по снятию обеспечительных мер наделены лишь следственные органы и суд" <4>.
(Орлова Т.В.)
("Российский следователь", 2023, N 12)В качестве примера приведем Апелляционное определение Московского городского суда, которым оставлено без изменения решение Пресненского районного суда г. Москвы об отказе в государственной регистрации на объекты недвижимого имущества. Как установлено судом, в отношении должника, признанного ранее банкротом, возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, в целях обеспечения исполнения приговора на принадлежащие ему объекты недвижимости наложен арест. По версии следствия, указанным преступлением лицом причинен крупный ущерб, обвиняемый находится в международном розыске, основания для снятия ареста отсутствуют. Принимая решение, суд указал, что "полномочиями по снятию обеспечительных мер наделены лишь следственные органы и суд" <4>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"14. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка указанному законному представителю, опекуну или попечителю судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"14. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка указанному законному представителю, опекуну или попечителю судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(ред. от 13.12.2024)
"Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ данная часть дополнена положениями, определяющими последствия обнаружения ребенка, в отношении которого объявлен розыск по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Россию или удерживаемого в России ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора России: СПИ, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в России в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору России, т.е. Минпросвещения России (см. выше).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ данная часть дополнена положениями, определяющими последствия обнаружения ребенка, в отношении которого объявлен розыск по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Россию или удерживаемого в России ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора России: СПИ, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в России в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору России, т.е. Минпросвещения России (см. выше).
Статья: Некоторые направления в решении проблем международного розыска лиц по делам о преступлениях, совершенных на территории Республики Крым и г. Севастополя
(Тарасов М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)На практике сложились некоторые основания для решения проблемы международного розыска лиц по делам о преступлениях, совершенных на территории Республики Крым и г. Севастополя, путем передачи уголовных дел из производства правоохранительных органов Крыма в другие субъекты РФ. В частности, в отношениях с германскими коллегами существует практика изменения территориальной подследственности расследуемого уголовного дела в случаях, когда изначально производство по такому делу проводилось правоохранительными органами Северо-Кавказского федерального округа. После изменения следственного органа и передачи расследования в другой федеральный округ германской стороной принимались решения об удовлетворении российских запросов о выдаче.
(Тарасов М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)На практике сложились некоторые основания для решения проблемы международного розыска лиц по делам о преступлениях, совершенных на территории Республики Крым и г. Севастополя, путем передачи уголовных дел из производства правоохранительных органов Крыма в другие субъекты РФ. В частности, в отношениях с германскими коллегами существует практика изменения территориальной подследственности расследуемого уголовного дела в случаях, когда изначально производство по такому делу проводилось правоохранительными органами Северо-Кавказского федерального округа. После изменения следственного органа и передачи расследования в другой федеральный округ германской стороной принимались решения об удовлетворении российских запросов о выдаче.
Статья: Действия зарубежных органов юстиции и правоохранительных органов в связи с объявлением в Российской Федерации лица в международный розыск
(Тарасов М.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 3)При этом следует отметить, что, если лицо сможет получить гражданство или признать в какой-нибудь одной стране политические мотивы преследования, это не освобождает его от международного розыска и экстрадиции при выезде в другое государство. В этой связи только получение политического убежища дает возможность отмены международного розыска на основании ст. 3 Устава Интерпола.
(Тарасов М.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 3)При этом следует отметить, что, если лицо сможет получить гражданство или признать в какой-нибудь одной стране политические мотивы преследования, это не освобождает его от международного розыска и экстрадиции при выезде в другое государство. В этой связи только получение политического убежища дает возможность отмены международного розыска на основании ст. 3 Устава Интерпола.