Основания для депортации
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для депортации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""Учитывая, что З. имеет непогашенную судимость за совершение умышленного преступления направленного против здоровья населения и общественной нравственности, отнесенного уголовным законом к категории средней тяжести, представляет реальную угрозу безопасности граждан, общественному порядку, здоровью населения страны, основам правопорядка и нравственности, правам и интересам других лиц, указанные основания на момент рассмотрения дела судом не отпали, в отношении нее принято уполномоченным органом решение о депортации, которое незаконным не признано и не отменено, возможность исполнения решения о депортации не утрачена, суды пришли к обоснованному выводу о том, что она должна содержаться в специальном учреждении до исполнения решения о депортации, как это предусмотрено пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное выдворение как вид наказания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основания и порядок применения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основания и порядок применения.
Статья: Проблемы соблюдения Европейской конвенции по правам человека в делах о депортации из Российской Федерации
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)1. Понятия депортации, реадмиссии и смежных процедур
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)1. Понятия депортации, реадмиссии и смежных процедур
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
(ред. от 23.07.2025)
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Административное выдворение следует отличать от депортации, под которой понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России. Если административное выдворение - это вид наказания, то депортация представляет собой следствие истечения срока действия разрешительных документов и наказанием не является. Поэтому депортированного работника нельзя уволить по данному основанию.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Административное выдворение следует отличать от депортации, под которой понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России. Если административное выдворение - это вид наказания, то депортация представляет собой следствие истечения срока действия разрешительных документов и наказанием не является. Поэтому депортированного работника нельзя уволить по данному основанию.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовые основания для депортации иностранного гражданина обобщены и указаны в Приказе МВД России от 24.04.2020 N 239 "Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами" <1> (далее - Приказ N 239), согласно п. 2 которого депортации подлежит иностранный гражданин:
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовые основания для депортации иностранного гражданина обобщены и указаны в Приказе МВД России от 24.04.2020 N 239 "Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами" <1> (далее - Приказ N 239), согласно п. 2 которого депортации подлежит иностранный гражданин:
Статья: Правовой анализ мер принуждения, связанных с перемещением иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации
(Карпов О.В., Ледащев С.В., Рузевич О.Р., Дядькин О.Н.)
("Современное право", 2021, N 5)Ряд исследователей обращают внимание на совпадение оснований применения административного выдворения и депортации. Отмечается, что нарушение положений федеральных законов образуют состав административных правонарушений. Так, согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" депортации подлежит иностранный гражданин, отказавшийся в добровольном порядке покинуть российскую территорию. В таком случае данное нарушение можно отнести к составу административного правонарушения по ст. 18.8 КоАП РФ "Нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации". Еще одно основание депортации - предоставление заведомо ложных сведений и фиктивной документации - охватывается составом ст. 19.27 КоАП РФ "представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета", в качестве санкции за которое предусмотрено административное выдворение.
(Карпов О.В., Ледащев С.В., Рузевич О.Р., Дядькин О.Н.)
("Современное право", 2021, N 5)Ряд исследователей обращают внимание на совпадение оснований применения административного выдворения и депортации. Отмечается, что нарушение положений федеральных законов образуют состав административных правонарушений. Так, согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" депортации подлежит иностранный гражданин, отказавшийся в добровольном порядке покинуть российскую территорию. В таком случае данное нарушение можно отнести к составу административного правонарушения по ст. 18.8 КоАП РФ "Нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации". Еще одно основание депортации - предоставление заведомо ложных сведений и фиктивной документации - охватывается составом ст. 19.27 КоАП РФ "представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета", в качестве санкции за которое предусмотрено административное выдворение.
Статья: Миграционная безопасность и ее обеспечение мерами административного принуждения
(Круглова Ю.Б., Мисякова О.В.)
("Миграционное право", 2024, N 1)Тем не менее у выдворения и депортации есть много точек пересечения, что не позволяет однозначно установить, какая мера принуждения применяется в данном случае. Можно привести следующий пример. Состав ст. 18.8 КоАП РФ устанавливает ответственность в том числе и за уклонение от выезда с территории России. Депортация может применяться также за уклонение от выезда из России. Но применение выдворения и депортации регламентируется различными правовыми актами, которые не имеют четких границ. Кроме того, применение депортации устанавливается неопределенным количеством подзаконных правовых актов и не имеет четкой правовой регламентации. Причина этого - неопределенное установление вопросов депортации в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <3>. Четко не установлены органы, ведающие вопросами депортации, основания для применения депортации и др. Еще один момент - в качестве основания для депортации установлена "нежелательность нахождения на территории РФ" (Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") <4>. Более субъективное основание для применения депортации придумать вообще сложно. Такое субъективное основание должно быть исключено из действующего законодательства.
(Круглова Ю.Б., Мисякова О.В.)
("Миграционное право", 2024, N 1)Тем не менее у выдворения и депортации есть много точек пересечения, что не позволяет однозначно установить, какая мера принуждения применяется в данном случае. Можно привести следующий пример. Состав ст. 18.8 КоАП РФ устанавливает ответственность в том числе и за уклонение от выезда с территории России. Депортация может применяться также за уклонение от выезда из России. Но применение выдворения и депортации регламентируется различными правовыми актами, которые не имеют четких границ. Кроме того, применение депортации устанавливается неопределенным количеством подзаконных правовых актов и не имеет четкой правовой регламентации. Причина этого - неопределенное установление вопросов депортации в Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <3>. Четко не установлены органы, ведающие вопросами депортации, основания для применения депортации и др. Еще один момент - в качестве основания для депортации установлена "нежелательность нахождения на территории РФ" (Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") <4>. Более субъективное основание для применения депортации придумать вообще сложно. Такое субъективное основание должно быть исключено из действующего законодательства.