Основание для списания материалов в производство
Подборка наиболее важных документов по запросу Основание для списания материалов в производство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, установив, что общество получило субсидии в рамках государственной программы, однако не включило их в состав налогооблагаемых доходов, что привело к занижению налоговой базы. Суд, признавая доначисление правомерным, указал, что полученные средства подлежали учету в составе внереализационных доходов на основании п. 4.1 ст. 271 НК РФ, поскольку компенсировали текущие производственные расходы и не соответствовали исключениям ст. 251 НК РФ. Суд отклонил довод общества о необходимости учесть расходы, для компенсации которых были предоставлены субсидии и которые не учитывались налогоплательщиком при определении налоговой базы. Суд отметил, что данные расходы не были отражены обществом ни в бухгалтерском учете, ни в регистрах налогового учета, вследствие чего им не была дана оценка путем проведения мероприятий налогового контроля на предмет их достоверности и обоснованности, а также соотносимости их с доходами. Кроме того, счета-фактуры и товарные накладные, представленные налогоплательщиком в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, не могут подтвердить произведенные организацией расходы в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие отпуск на производство приобретенных согласно данным счетов-фактур и товарных накладных товарно-материальных ценностей и последующее их списание для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (требование-накладная формы N М-11, накладная на отпуск материалов на сторону формы N М-15, лимитно-заборная карта формы N М-8, акт списания материалов и др. документы). Каких-либо документов, обосновывающих списание товарно-материальных ценностей для производственной деятельности (обоснованность произведенных расходов), общество не представило. В частности, не представлены первичные документы (акт расхода материалов, отчет об использовании материалов, акт списания материалов и др. документы (информация), подтверждающие обоснованность списания МПЗ), на основании которых списаны материалы на производство.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, установив, что общество получило субсидии в рамках государственной программы, однако не включило их в состав налогооблагаемых доходов, что привело к занижению налоговой базы. Суд, признавая доначисление правомерным, указал, что полученные средства подлежали учету в составе внереализационных доходов на основании п. 4.1 ст. 271 НК РФ, поскольку компенсировали текущие производственные расходы и не соответствовали исключениям ст. 251 НК РФ. Суд отклонил довод общества о необходимости учесть расходы, для компенсации которых были предоставлены субсидии и которые не учитывались налогоплательщиком при определении налоговой базы. Суд отметил, что данные расходы не были отражены обществом ни в бухгалтерском учете, ни в регистрах налогового учета, вследствие чего им не была дана оценка путем проведения мероприятий налогового контроля на предмет их достоверности и обоснованности, а также соотносимости их с доходами. Кроме того, счета-фактуры и товарные накладные, представленные налогоплательщиком в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, не могут подтвердить произведенные организацией расходы в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие отпуск на производство приобретенных согласно данным счетов-фактур и товарных накладных товарно-материальных ценностей и последующее их списание для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (требование-накладная формы N М-11, накладная на отпуск материалов на сторону формы N М-15, лимитно-заборная карта формы N М-8, акт списания материалов и др. документы). Каких-либо документов, обосновывающих списание товарно-материальных ценностей для производственной деятельности (обоснованность произведенных расходов), общество не представило. В частности, не представлены первичные документы (акт расхода материалов, отчет об использовании материалов, акт списания материалов и др. документы (информация), подтверждающие обоснованность списания МПЗ), на основании которых списаны материалы на производство.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Содержание акта выполненных работ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд первой инстанции, оценив доводы сторон и имеющиеся в деле доказательства, признал необоснованными доводы субподрядчика относительно использования материалов в полном объеме в связи с приемкой результата выполненных работ генподрядчиком, поскольку подписанные сторонами акты выполненных работ содержат только общее наименование вида работ: электромонтажные работы, но не содержат перечня используемых давальческих материалов. Без соответствующего подтверждения фактического использования материалов при производстве работ односторонние акты на списание материалов, составленные субподрядчиком, не свидетельствуют об использовании материалов и их списании в полном объеме. Более того, доводы субподрядчика об использовании давальческих материалов в полном объеме суд счел противоречащими имеющимся в деле накладным на возврат материалов, на основании которых часть неиспользованных материалов была возвращена генподрядчику.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд первой инстанции, оценив доводы сторон и имеющиеся в деле доказательства, признал необоснованными доводы субподрядчика относительно использования материалов в полном объеме в связи с приемкой результата выполненных работ генподрядчиком, поскольку подписанные сторонами акты выполненных работ содержат только общее наименование вида работ: электромонтажные работы, но не содержат перечня используемых давальческих материалов. Без соответствующего подтверждения фактического использования материалов при производстве работ односторонние акты на списание материалов, составленные субподрядчиком, не свидетельствуют об использовании материалов и их списании в полном объеме. Более того, доводы субподрядчика об использовании давальческих материалов в полном объеме суд счел противоречащими имеющимся в деле накладным на возврат материалов, на основании которых часть неиспользованных материалов была возвращена генподрядчику.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Как списать пришедшие в негодность МПЗ
(Издательство "Главная книга", 2025)Пришедшие в негодность товары или материалы списывают на основании акта комиссии. В нее включают работников складских и производственных подразделений, бухгалтерии, других специалистов и материально ответственных лиц.
(Издательство "Главная книга", 2025)Пришедшие в негодность товары или материалы списывают на основании акта комиссии. В нее включают работников складских и производственных подразделений, бухгалтерии, других специалистов и материально ответственных лиц.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете списание по причине морального износа объекта основных средств и его последующую ликвидацию, если в результате получены материалы, пригодные к использованию в производстве?..
(Консультация эксперта, 2025)Как отразить в учете списание по причине морального износа объекта основных средств (ОС) и его последующую ликвидацию, если в результате получены материалы, пригодные к использованию в производстве?
(Консультация эксперта, 2025)Как отразить в учете списание по причине морального износа объекта основных средств (ОС) и его последующую ликвидацию, если в результате получены материалы, пригодные к использованию в производстве?
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза РФ от 31.01.2003 N 26
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях"Отчет подписывается зоотехником по кормам, экономистом и начальником комплекса. Затем он используется бухгалтерией в качестве основания для списания кормов в затраты производства.
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях"Отчет подписывается зоотехником по кормам, экономистом и начальником комплекса. Затем он используется бухгалтерией в качестве основания для списания кормов в затраты производства.
Приказ Минсельхоза РФ от 14.12.2004 N 537
"Об утверждении Методических рекомендаций по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости масложировой продукции"Масличные семена для производственных нужд или на другие цели отпускают со склада в натуральной (физической) массе на основании данных фактического взвешивания.
"Об утверждении Методических рекомендаций по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости масложировой продукции"Масличные семена для производственных нужд или на другие цели отпускают со склада в натуральной (физической) массе на основании данных фактического взвешивания.
Статья: "Двойники" и приставы
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2022, N 9)А если вы узнали о "своем долге" постфактум, кода деньги уже списаны, то целесообразно и необходимо в кратчайшие сроки ехать к приставу и знакомиться с материалами исполнительного производства. Если выяснится, что вы "двойник", то писать жалобу в порядке подчиненности старшему судебному приставу и представлять доказательства отсутствия долга: платежки ЖКХ, налоговой, паспортные данные, СНИЛС, ИНН и прочее (все доказательства прикладываются к жалобе). Также писать ходатайство в рамках исполнительного производства, чтобы пристав связывался со взыскателем и истребовал документы, на основании которых возник долг. Например, паспортные данные в кредитном договоре будут отличаться от ваших.
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2022, N 9)А если вы узнали о "своем долге" постфактум, кода деньги уже списаны, то целесообразно и необходимо в кратчайшие сроки ехать к приставу и знакомиться с материалами исполнительного производства. Если выяснится, что вы "двойник", то писать жалобу в порядке подчиненности старшему судебному приставу и представлять доказательства отсутствия долга: платежки ЖКХ, налоговой, паспортные данные, СНИЛС, ИНН и прочее (все доказательства прикладываются к жалобе). Также писать ходатайство в рамках исполнительного производства, чтобы пристав связывался со взыскателем и истребовал документы, на основании которых возник долг. Например, паспортные данные в кредитном договоре будут отличаться от ваших.
Готовое решение: Бухгалтерский учет оборудования к установке
(КонсультантПлюс, 2025)если монтаж выполняете собственными силами, в дебет счета 08 относите стоимость материалов, использованных для монтажа, заработную плату работников, выполняющих монтаж, и страховые взносы с нее, а также иные затраты на монтаж. Делайте это по мере осуществления затрат: на дату списания материалов (на основании документов о списании), на дату начисления заработной платы (на основании соответствующих ведомостей), страховых взносов (на основании бухгалтерской справки) и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)если монтаж выполняете собственными силами, в дебет счета 08 относите стоимость материалов, использованных для монтажа, заработную плату работников, выполняющих монтаж, и страховые взносы с нее, а также иные затраты на монтаж. Делайте это по мере осуществления затрат: на дату списания материалов (на основании документов о списании), на дату начисления заработной платы (на основании соответствующих ведомостей), страховых взносов (на основании бухгалтерской справки) и т.п.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)В то же время на основании п. 32 МСФО 2 можно упростить учет запасов. Так, сырье и прочие материалы, предназначенные для использования в производстве запасов, не списываются до уровня ниже себестоимости, если готовую продукцию, в состав которой они войдут, предполагается продать по цене, соответствующей себестоимости или выше себестоимости. Тем не менее, если снижение цены сырья указывает на то, что себестоимость готовой продукции превышает чистую возможную цену продажи, сырье списывается до чистой возможной цены продажи. В таких случаях затраты на замещение сырья могут оказаться наилучшей из имеющихся оценок его чистой возможной цены продажи.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)В то же время на основании п. 32 МСФО 2 можно упростить учет запасов. Так, сырье и прочие материалы, предназначенные для использования в производстве запасов, не списываются до уровня ниже себестоимости, если готовую продукцию, в состав которой они войдут, предполагается продать по цене, соответствующей себестоимости или выше себестоимости. Тем не менее, если снижение цены сырья указывает на то, что себестоимость готовой продукции превышает чистую возможную цену продажи, сырье списывается до чистой возможной цены продажи. В таких случаях затраты на замещение сырья могут оказаться наилучшей из имеющихся оценок его чистой возможной цены продажи.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Учет зерна, собранного с семенных участков, ведут обособленно. При засыпке его в хранилище составляют акт на засыпку семенного материала. Расход зерна на посев оформляется следующим образом. В бухгалтерии перед началом сева выписывают лимитно-заборные карты в двух экземплярах на каждое подразделение по каждой культуре и передают на склад. Бригадиры или другие лица по мере необходимости получают семена на складе и расписываются за них. По окончании сева составляется акт расхода семян и посадочного материала (форма N СП-13). Этот документ является основанием для списания семян из подотчета бригадира в издержки производства.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Учет зерна, собранного с семенных участков, ведут обособленно. При засыпке его в хранилище составляют акт на засыпку семенного материала. Расход зерна на посев оформляется следующим образом. В бухгалтерии перед началом сева выписывают лимитно-заборные карты в двух экземплярах на каждое подразделение по каждой культуре и передают на склад. Бригадиры или другие лица по мере необходимости получают семена на складе и расписываются за них. По окончании сева составляется акт расхода семян и посадочного материала (форма N СП-13). Этот документ является основанием для списания семян из подотчета бригадира в издержки производства.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)В то же время на основании п. 32 МСФО 2 можно упростить учет запасов. Так, сырье и прочие материалы, предназначенные для использования в производстве запасов, не списываются до уровня ниже себестоимости, если готовую продукцию, в состав которой они войдут, предполагается продать по цене, соответствующей себестоимости или выше себестоимости. Тем не менее, если снижение цены сырья указывает на то, что себестоимость готовой продукции превышает чистую возможную цену продажи, сырье списывается до чистой возможной цены продажи. В таких случаях затраты на замещение сырья могут оказаться наилучшей из имеющихся оценок его чистой возможной цены продажи.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)В то же время на основании п. 32 МСФО 2 можно упростить учет запасов. Так, сырье и прочие материалы, предназначенные для использования в производстве запасов, не списываются до уровня ниже себестоимости, если готовую продукцию, в состав которой они войдут, предполагается продать по цене, соответствующей себестоимости или выше себестоимости. Тем не менее, если снижение цены сырья указывает на то, что себестоимость готовой продукции превышает чистую возможную цену продажи, сырье списывается до чистой возможной цены продажи. В таких случаях затраты на замещение сырья могут оказаться наилучшей из имеющихся оценок его чистой возможной цены продажи.
Готовое решение: Как учитывать строительные материалы
(КонсультантПлюс, 2025)Типовая форма "Отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам" утверждена Приказом ЦСУ СССР от 24.11.1982 N 613. Данный Приказ признан утратившим силу, однако использовать форму, чтобы сопоставить фактический расход с нормативным, можно. А вот списать стоимость материалов в затраты на основании этой типовой формы не получится. Дело в том, что в ней не предусмотрена подпись лица, ответственного за оформление расходных операций: расход материалов подписью начальника строительного участка (прораба) в течение периода (месяца) не подтверждается. А это один из обязательных реквизитов первичного учетного документа. Для использования отчета в качестве первичного документа необходимо модифицировать типовую форму.
(КонсультантПлюс, 2025)Типовая форма "Отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам" утверждена Приказом ЦСУ СССР от 24.11.1982 N 613. Данный Приказ признан утратившим силу, однако использовать форму, чтобы сопоставить фактический расход с нормативным, можно. А вот списать стоимость материалов в затраты на основании этой типовой формы не получится. Дело в том, что в ней не предусмотрена подпись лица, ответственного за оформление расходных операций: расход материалов подписью начальника строительного участка (прораба) в течение периода (месяца) не подтверждается. А это один из обязательных реквизитов первичного учетного документа. Для использования отчета в качестве первичного документа необходимо модифицировать типовую форму.
Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете операции по приобретению и списанию офисной мебели?
(Консультация эксперта, 2025)Офисная мебель учитывается, в частности, как основное средство (счет 01 "Основные средства") либо в составе запасов (счет 10 "Материалы") или может быть списана на расходы в периоде приобретения. Порядок списания мебели будет зависеть от порядка ее учета, факта передачи в производство и оснований для списания.
(Консультация эксперта, 2025)Офисная мебель учитывается, в частности, как основное средство (счет 01 "Основные средства") либо в составе запасов (счет 10 "Материалы") или может быть списана на расходы в периоде приобретения. Порядок списания мебели будет зависеть от порядка ее учета, факта передачи в производство и оснований для списания.
Готовое решение: Как организовать складской учет материалов
(КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях передача материалов со склада в подразделения отражается как внутреннее перемещение: отпущенные материалы числятся в подотчете у получивших их подразделений на счете 10, а по мере расхода этих материалов подразделения представляют в бухгалтерию первичные учетные документы на расходование. На основании этих документов бухгалтерия списывает материалы с подотчета подразделения и относит на счета учета затрат.
(КонсультантПлюс, 2025)В некоторых случаях передача материалов со склада в подразделения отражается как внутреннее перемещение: отпущенные материалы числятся в подотчете у получивших их подразделений на счете 10, а по мере расхода этих материалов подразделения представляют в бухгалтерию первичные учетные документы на расходование. На основании этих документов бухгалтерия списывает материалы с подотчета подразделения и относит на счета учета затрат.
Статья: Новости от 22.02.2023
("Главная книга", 2023, N 5)Если оснований для списания дебиторской задолженности несколько (к примеру, истечение срока исковой давности и банкротство), задолженность признается безнадежной в том периоде, в котором возникло первое по времени основание.
("Главная книга", 2023, N 5)Если оснований для списания дебиторской задолженности несколько (к примеру, истечение срока исковой давности и банкротство), задолженность признается безнадежной в том периоде, в котором возникло первое по времени основание.