Ошибки в гос закупках ФАС
Подборка наиболее важных документов по запросу Ошибки в гос закупках ФАС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конкурс или аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Комитет государственного заказа... обратился в Арбитражный суд... с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы... (далее - управление)...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Комитет государственного заказа... обратился в Арбитражный суд... с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы... (далее - управление)...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Правильное определение вида договора служит основанием применения соответствующих норм законодательства, поэтому последствием неправильной квалификации государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд может стать признание его недействительным. В качестве примера можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2005 г. N КГ-А40/2963-05 <142>, в котором вывод суда апелляционной инстанции о признании договора поставки недействительным как не соответствующего закону и иным нормативным актам, регламентирующим порядок заключения договоров поставки товаров для государственных нужд, признается судом кассационной инстанции необоснованным. Таким образом, вопрос о квалификации оспариваемого договора как договора поставки товаров или как государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд послужил определяющим фактором при вынесении решения арбитражным судом кассационной инстанции <143>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Правильное определение вида договора служит основанием применения соответствующих норм законодательства, поэтому последствием неправильной квалификации государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд может стать признание его недействительным. В качестве примера можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2005 г. N КГ-А40/2963-05 <142>, в котором вывод суда апелляционной инстанции о признании договора поставки недействительным как не соответствующего закону и иным нормативным актам, регламентирующим порядок заключения договоров поставки товаров для государственных нужд, признается судом кассационной инстанции необоснованным. Таким образом, вопрос о квалификации оспариваемого договора как договора поставки товаров или как государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд послужил определяющим фактором при вынесении решения арбитражным судом кассационной инстанции <143>.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)"Доводы о том, что неустановление в извещении требования к минимальному размеру взноса в компенсационный фонд возмещения вреда не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, основаны на неверном толковании норм материального права...".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)"Доводы о том, что неустановление в извещении требования к минимальному размеру взноса в компенсационный фонд возмещения вреда не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, основаны на неверном толковании норм материального права...".
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 09.02.2017 N АКПИ16-1287
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16>Как пояснил в судебном заседании представитель Министерства юстиции Российской Федерации, оспариваемый ООО "Домстрой" пункт 3 Письма на предмет его соответствия действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений министерством не проверялся. Письменный отзыв данного министерства также не содержит указания на то, каким именно положениям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ФАС России придала иной смысл или в чем заключается неправильность интерпретации норм такого закона.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16>Как пояснил в судебном заседании представитель Министерства юстиции Российской Федерации, оспариваемый ООО "Домстрой" пункт 3 Письма на предмет его соответствия действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений министерством не проверялся. Письменный отзыв данного министерства также не содержит указания на то, каким именно положениям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ФАС России придала иной смысл или в чем заключается неправильность интерпретации норм такого закона.
Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2022 N АКПИ21-936
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. Приказом ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16>Доводы административного истца о противоречии пункта 4 Методических указаний статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 24 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральному закону "О защите конкуренции" основаны на ошибочном толковании норм права.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. Приказом ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16>Доводы административного истца о противоречии пункта 4 Методических указаний статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 24 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральному закону "О защите конкуренции" основаны на ошибочном толковании норм права.
Статья: Понятие и влияние цифровых технологий на процессы правотворчества
(Кулаков Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Примером является ФАС, которая разбирает действия и решает споры сторон государственных закупок в Единой информационной системе и на торговых площадках, максимально унифицировав и автоматизировав этот процесс.
(Кулаков Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Примером является ФАС, которая разбирает действия и решает споры сторон государственных закупок в Единой информационной системе и на торговых площадках, максимально унифицировав и автоматизировав этот процесс.
Статья: Топ-3 технических ошибок в договоре, которые приведут к проблемам
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 6)Судебная практика. ФАС России в деле, связанном с госзакупками, заявила претензии о том, что фраза "продукция российского производства" не позволяла идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта.
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 6)Судебная практика. ФАС России в деле, связанном с госзакупками, заявила претензии о том, что фраза "продукция российского производства" не позволяла идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта.
Статья: Подача ценового предложения несколько раз подряд как разновидность недобросовестного поведения участников конкурентных процедур
(Звонова А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 5)<9> Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (октябрь 2020 года). Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2020.
(Звонова А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 5)<9> Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (октябрь 2020 года). Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2020.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (1 квартал 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Приведенный в настоящем обзоре анализ практики антимонопольного органа свидетельствует о наличии повторяющихся ошибок, допускаемых поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при исполнении контрактов и при отстаивании своей позиции в антимонопольном органе в процессе рассмотрения ФАС России обращений, поступающих от заказчиков по итогам расторжения государственных (муниципальных) контрактов, заключенных по итогам проведения закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, или ввиду признания участника закупки уклонившимся от подписания государственного контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Приведенный в настоящем обзоре анализ практики антимонопольного органа свидетельствует о наличии повторяющихся ошибок, допускаемых поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при исполнении контрактов и при отстаивании своей позиции в антимонопольном органе в процессе рассмотрения ФАС России обращений, поступающих от заказчиков по итогам расторжения государственных (муниципальных) контрактов, заключенных по итогам проведения закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, или ввиду признания участника закупки уклонившимся от подписания государственного контракта.
Статья: Контроль недостоверной информации в закупках: постановка проблемы
(Кириллова О.Ю., Копылов С.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)С точки зрения оценки действий поставщика, подрядчика и/или исполнителя (далее - ППИ) государственной закупки, претендующего на заключение госконтракта, немаловажное значение имеет его отношение к представленной недостоверной информации: умышленно она была предоставлена или по ошибке. Ситуация для заказчика имеет два преломления:
(Кириллова О.Ю., Копылов С.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)С точки зрения оценки действий поставщика, подрядчика и/или исполнителя (далее - ППИ) государственной закупки, претендующего на заключение госконтракта, немаловажное значение имеет его отношение к представленной недостоверной информации: умышленно она была предоставлена или по ошибке. Ситуация для заказчика имеет два преломления:
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Существуют различные виды контроля в сфере государственных закупок. Проверка процедур организации государственных закупок не ограничивается участием таких государственных и ведомственных структур, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) или органы Казначейства России. Закупки также контролируются на внутреннем уровне (заказчиками и участниками) и на общественном (добровольном). Важно понимать, когда право контроля государственных закупок переходит от одного ведомства к другому. Это позволяет не допускать ошибок и с большей эффективностью проводить торги.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Существуют различные виды контроля в сфере государственных закупок. Проверка процедур организации государственных закупок не ограничивается участием таких государственных и ведомственных структур, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) или органы Казначейства России. Закупки также контролируются на внутреннем уровне (заказчиками и участниками) и на общественном (добровольном). Важно понимать, когда право контроля государственных закупок переходит от одного ведомства к другому. Это позволяет не допускать ошибок и с большей эффективностью проводить торги.
Статья: Ошибки в договорах: что говорит суд
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 10)Судебная практика. ФАС России в деле с госзакупками предъявила претензии о том, что фраза "продукция российского производства" в контрактной заявке не позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта. Суд не согласился с этим. Слово "российский" является производным от краткого наименования страны "Россия" и не влечет неоднозначного или неверного толкования наименования страны происхождения товара. Отсюда заказчик, иные участники закупки могли идентифицировать страну происхождения товара (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2017 N Ф01-909/2017 по делу N А43-15921/2016).
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 10)Судебная практика. ФАС России в деле с госзакупками предъявила претензии о том, что фраза "продукция российского производства" в контрактной заявке не позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта. Суд не согласился с этим. Слово "российский" является производным от краткого наименования страны "Россия" и не влечет неоднозначного или неверного толкования наименования страны происхождения товара. Отсюда заказчик, иные участники закупки могли идентифицировать страну происхождения товара (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.04.2017 N Ф01-909/2017 по делу N А43-15921/2016).
Статья: К вопросу обеспечения исполнения договора. Договорная ответственность
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Под административную ответственность подпадают: нарушение формы, последовательности действий при закупке; неправильное размещение данных в Единой информационной системе (ЕИС); неисполнение требований Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и пр. Размер штрафов за такие правонарушения определяет КоАП РФ.
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Под административную ответственность подпадают: нарушение формы, последовательности действий при закупке; неправильное размещение данных в Единой информационной системе (ЕИС); неисполнение требований Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и пр. Размер штрафов за такие правонарушения определяет КоАП РФ.
Статья: О наказаниях за нарушение норм Закона N 44-ФЗ, которые действовали в прошлом
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)<3> Всем, кто следит за пресс-конференциями М.Я. Евраева и А.Ю. Лобова, хорошо знаком этот дух победных реляций: "ФАС России... не намерена останавливаться на достигнутом и планирует продолжить работу над совершенствованием главного нормативного правового акта по госзакупкам". Н. Ключевская. Развитие законодательства о госзакупках: проблемы и пути решения от ФАС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/1328244/.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)<3> Всем, кто следит за пресс-конференциями М.Я. Евраева и А.Ю. Лобова, хорошо знаком этот дух победных реляций: "ФАС России... не намерена останавливаться на достигнутом и планирует продолжить работу над совершенствованием главного нормативного правового акта по госзакупкам". Н. Ключевская. Развитие законодательства о госзакупках: проблемы и пути решения от ФАС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/1328244/.