Ошибки при заполнении уведомления о контролируемых сделках
Подборка наиболее важных документов по запросу Ошибки при заполнении уведомления о контролируемых сделках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 105.17 "Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")НК РФ не регламентирует порядок, который предписывает, как соотносятся первичное уведомление и уточненное уведомление, поданные налогоплательщиком. Однако указанное соотношение предусмотрено Порядком заполнения уведомления о контролируемых сделках, согласно которому в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")НК РФ не регламентирует порядок, который предписывает, как соотносятся первичное уведомление и уточненное уведомление, поданные налогоплательщиком. Однако указанное соотношение предусмотрено Порядком заполнения уведомления о контролируемых сделках, согласно которому в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры о привлечении к налоговой ответственности по гл. 16 НК РФ: Налогоплательщик оспаривает штраф за неуведомление о контролируемой сделке (просрочку уведомления) либо представление недостоверных сведений
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, свидетельствами того, что ошибка в уведомлении не повлекла его представление с недостоверными сведениями, не мешала идентифицировать контролируемую сделку (п. 10 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, свидетельствами того, что ошибка в уведомлении не повлекла его представление с недостоверными сведениями, не мешала идентифицировать контролируемую сделку (п. 10 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить и подать уведомление о контролируемых сделках
(КонсультантПлюс, 2025)За недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках, его ошибочное заполнение штраф аналогичный - 100 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)За недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках, его ошибочное заполнение штраф аналогичный - 100 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).
Вопрос: О получении налогоплательщиком сведений о цепочке создания стоимости товаров при совершении контролируемых сделок с взаимозависимыми лицами и ее отражении в уведомлении о контролируемых сделках.
(Письмо Минфина России от 04.06.2025 N 03-12-12/2/54964)В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление (пункт 2 статьи 105.16 Кодекса).
(Письмо Минфина России от 04.06.2025 N 03-12-12/2/54964)В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление (пункт 2 статьи 105.16 Кодекса).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Следовательно, для применения налоговой ответственности за представление недостоверных сведений, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ, необходимо, чтобы допущенная налогоплательщиком ошибка в заполнении соответствующих реквизитов уведомления создавала препятствия для идентификации контролируемой сделки, прежде всего, ее предмета.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Следовательно, для применения налоговой ответственности за представление недостоверных сведений, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ, необходимо, чтобы допущенная налогоплательщиком ошибка в заполнении соответствующих реквизитов уведомления создавала препятствия для идентификации контролируемой сделки, прежде всего, ее предмета.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2023 N 41-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации"Согласно данной статье в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление (абзац четвертый пункта 2); в случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац пятый пункта 2).
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации"Согласно данной статье в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление (абзац четвертый пункта 2); в случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац пятый пункта 2).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)НК РФ не регламентирует порядок, который предписывает, как соотносятся первичное уведомление и уточненное уведомление, поданные налогоплательщиком. Однако указанное соотношение предусмотрено Порядком заполнения уведомления о контролируемых сделках, согласно которому в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)НК РФ не регламентирует порядок, который предписывает, как соотносятся первичное уведомление и уточненное уведомление, поданные налогоплательщиком. Однако указанное соотношение предусмотрено Порядком заполнения уведомления о контролируемых сделках, согласно которому в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного.
Вопрос: Организация представила в 2023 г. уведомление о контролируемых сделках за 2022 г. Часть сделок по техническим причинам не попала в отчет. Правомерно ли в 2024 г. ИФНС России требует представления уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2022 г.? Какова ответственность при неподаче уточненного уведомления?
(Консультация эксперта, 2024)Форма уведомления о контролируемых сделках, Порядок ее заполнения (далее - Порядок) и электронный Формат представления уведомления утверждены Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного (абз. 2 п. 1.2 Порядка).
(Консультация эксперта, 2024)Форма уведомления о контролируемых сделках, Порядок ее заполнения (далее - Порядок) и электронный Формат представления уведомления утверждены Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного (абз. 2 п. 1.2 Порядка).
Вопрос: По лицензионному договору передается право использования телематической платформы (неисключительная лицензия). При заполнении уведомления о контролируемых сделках в разд. 1Б нет подходящего типа предмета сделки для неисключительной лицензии. Каков порядок заполнения уведомления в таком случае?
(Консультация эксперта, 2025)По нашему мнению, с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ организация вправе при заполнении уведомления по контролируемым сделкам по лицензионному договору выбрать код 3.
(Консультация эксперта, 2025)По нашему мнению, с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ организация вправе при заполнении уведомления по контролируемым сделкам по лицензионному договору выбрать код 3.
Статья: Обнуление сроков для налоговой проверки - конституционно-правовое испытание
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Суды отметили также, что Налоговым кодексом РФ не регламентируется порядок, который предписывает, как соотносятся первичное уведомление и уточненное уведомление, поданные налогоплательщиком, указав, что это урегулировано Порядком заполнения уведомления о контролируемых сделках (Приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@) (далее - Порядок): "...в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного". Таким образом, налогоплательщик при подаче уточненного уведомления уведомляет налоговый орган о всех контролируемых сделках, совершенных им в соответствующем календарном году, в том числе о тех сделках, которые были ранее отражены в первичном уведомлении, в случае их соответствия требованиям ст. 105.14 Кодекса. Первичное уведомление в случае подачи уточненного уведомления становится неактуальным, то есть аннулируется (абз. 2 п. 1.2 Порядка). Следовательно, такое первичное уведомление не может являться основанием для вынесения решения о проведении проверки.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Суды отметили также, что Налоговым кодексом РФ не регламентируется порядок, который предписывает, как соотносятся первичное уведомление и уточненное уведомление, поданные налогоплательщиком, указав, что это урегулировано Порядком заполнения уведомления о контролируемых сделках (Приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@) (далее - Порядок): "...в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного". Таким образом, налогоплательщик при подаче уточненного уведомления уведомляет налоговый орган о всех контролируемых сделках, совершенных им в соответствующем календарном году, в том числе о тех сделках, которые были ранее отражены в первичном уведомлении, в случае их соответствия требованиям ст. 105.14 Кодекса. Первичное уведомление в случае подачи уточненного уведомления становится неактуальным, то есть аннулируется (абз. 2 п. 1.2 Порядка). Следовательно, такое первичное уведомление не может являться основанием для вынесения решения о проведении проверки.
Статья: Двухлетний срок для назначения ФНС проверки контролируемых сделок в случае подачи уточненного уведомления, не содержащего значимые корректировки, должен исчисляться с даты представления первоначального уведомления
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)АС г. Москвы при этом сослался на Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках <2> (далее - Порядок), которым предусмотрена полная замена первоначального уведомления на уточненное, в котором заново отражаются все контролируемые сделки: как ранее указанные в уведомлении, так и не вошедшие в первоначальное или отраженные в нем с ошибками/неточностями.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)АС г. Москвы при этом сослался на Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках <2> (далее - Порядок), которым предусмотрена полная замена первоначального уведомления на уточненное, в котором заново отражаются все контролируемые сделки: как ранее указанные в уведомлении, так и не вошедшие в первоначальное или отраженные в нем с ошибками/неточностями.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления о контролируемых сделках является основанием для привлечения налогоплательщика к предусмотренной статьей 129.4 НК РФ ответственности, если допущенные при заполнении этих сведений ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки <244>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления о контролируемых сделках является основанием для привлечения налогоплательщика к предусмотренной статьей 129.4 НК РФ ответственности, если допущенные при заполнении этих сведений ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки <244>.
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<5> Согласно п. 1 и 2 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Если налогоплательщик обнаружит неполноту сведений, неточности либо ошибки в заполнении представленного уведомления, налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного. Данное положение, согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 03-12-11/1/9967, означает, что поскольку уточненное уведомление о контролируемых сделках представляется налогоплательщиком взамен ранее направленного уведомления, то решение ФНС России о проведении проверки контролируемых сделок может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения им такого уточненного уведомления.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<5> Согласно п. 1 и 2 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Если налогоплательщик обнаружит неполноту сведений, неточности либо ошибки в заполнении представленного уведомления, налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного. Данное положение, согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 03-12-11/1/9967, означает, что поскольку уточненное уведомление о контролируемых сделках представляется налогоплательщиком взамен ранее направленного уведомления, то решение ФНС России о проведении проверки контролируемых сделок может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения им такого уточненного уведомления.
Готовое решение: Порядок заполнения и представления уведомления о контролируемых сделках до 27 января 2025 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)и в момент покупки, и в момент продажи, если сделки с ценными бумагами проведены с взаимозависимыми лицами, но в разных налоговых периодах.
(КонсультантПлюс, 2025)и в момент покупки, и в момент продажи, если сделки с ценными бумагами проведены с взаимозависимыми лицами, но в разных налоговых периодах.