Ошибки при госзакупках 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Ошибки при госзакупках 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конкурс или аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2020 N Ф05-631/2020 по делу N А40-69496/2019
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2020 N Ф05-631/2020 по делу N А40-69496/2019
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 N 11АП-15836/2023 по делу N А55-10899/2023
Требование: О взыскании задолженности по договору на изготовление и поставку продукции, неустойки.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылки заявителя на ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 275 от 29.12.2012 года (ред. от 03.04.2023 года) "О государственном оборонном заказе", п. п. "б" п. 15 ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ, п. 1.5 Протокола согласования разногласий от 23.03.2020 года к Протоколу разногласий N 1 от 20.02.2020 года к договору N 8824/15 от 17.09.2019, не свидетельствуют об ошибочном толковании судом первой инстанции условий договора, пунктом 4.2 которого окончательный расчет в размере 50% за поставленную по договору продукцию производится при условии получения денежных средств от государственного заказчика.
Требование: О взыскании задолженности по договору на изготовление и поставку продукции, неустойки.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылки заявителя на ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 275 от 29.12.2012 года (ред. от 03.04.2023 года) "О государственном оборонном заказе", п. п. "б" п. 15 ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ, п. 1.5 Протокола согласования разногласий от 23.03.2020 года к Протоколу разногласий N 1 от 20.02.2020 года к договору N 8824/15 от 17.09.2019, не свидетельствуют об ошибочном толковании судом первой инстанции условий договора, пунктом 4.2 которого окончательный расчет в размере 50% за поставленную по договору продукцию производится при условии получения денежных средств от государственного заказчика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аукционный робот: расширение человеческих возможностей или злоупотребление правом?
(Звонова А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 2)10. Тенишев А.П., Тесленко А.В. Уголовно-правовая охрана конкуренции в условиях развития цифровых технологий // Закон. 2019. N 6. С. 124 - 131.
(Звонова А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 2)10. Тенишев А.П., Тесленко А.В. Уголовно-правовая охрана конкуренции в условиях развития цифровых технологий // Закон. 2019. N 6. С. 124 - 131.
Статья: Уголовная ответственность арбитра (третейского судьи): объективная необходимость или еще одна мертворожденная норма?
(Гладких В.И.)
("Российский судья", 2021, N 3)Кстати, по этой же причине законодатель допустил классификационные ошибки, разместив в главе 22 УК РФ такие составы, как ст. 200.4, 200.5, 200.6, предусматривающие ответственность за различные злоупотребления, в том числе подкуп, в сфере госзакупок. Заметим, что рассматриваемые составы относятся к числу неработающих: в 2019 г. только по ст. 200.5 УК РФ был осужден лишь один человек.
(Гладких В.И.)
("Российский судья", 2021, N 3)Кстати, по этой же причине законодатель допустил классификационные ошибки, разместив в главе 22 УК РФ такие составы, как ст. 200.4, 200.5, 200.6, предусматривающие ответственность за различные злоупотребления, в том числе подкуп, в сфере госзакупок. Заметим, что рассматриваемые составы относятся к числу неработающих: в 2019 г. только по ст. 200.5 УК РФ был осужден лишь один человек.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 02.07.2019 N АПЛ19-216
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 02.04.2019 N АКПИ19-4, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими абзацев пятого, восьмого и десятого информационного письма Министерства финансов Российской Федерации от 28 августа 2018 г. N 24-03-07/61247 "По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость">Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 502-ФЗ) статья 112 Закона о контрактной системе дополнена частью 54, допускающей до 1 октября 2019 г. в рамках срока исполнения контракта по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 г. контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 г., если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное данной частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 02.04.2019 N АКПИ19-4, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими абзацев пятого, восьмого и десятого информационного письма Министерства финансов Российской Федерации от 28 августа 2018 г. N 24-03-07/61247 "По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость">Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 502-ФЗ) статья 112 Закона о контрактной системе дополнена частью 54, допускающей до 1 октября 2019 г. в рамках срока исполнения контракта по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 г. контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 г., если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное данной частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Статья: Нормативно-правовое регулирование здравоохранения в период пандемии COVID-19: государственные закупки лекарственных препаратов
(Герасимчук М.Ю., Герасимчук Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)<21> Презентация по итогам мониторинга закупок лекарств в 2019 - 2020 годах. URL: https://fcs.hse.ru.
(Герасимчук М.Ю., Герасимчук Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)<21> Презентация по итогам мониторинга закупок лекарств в 2019 - 2020 годах. URL: https://fcs.hse.ru.
Статья: Взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля деятельности бюджетного учреждения
(Ендовицкий Д.А., Головин С.В., Спиридонова Н.Э.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 19)Полноценная и качественная реализация контрольной функции является необходимым условием эффективного государственного управления [1]. Высшим органом внешнего государственного финансового контроля в нашей стране является Счетная палата Российской Федерации. Рассмотрим отдельные результаты ее деятельности за 2019 г. За отчетный период выявлено 4 443 различных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы на сумму 884,6 млрд руб. <1> Наибольшая сумма нарушений выявлена при проверке порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности - 316,1 млрд руб., что составляет 36% от общей суммы выявленных нарушений. Из них грубые нарушения правил финансовой отчетности (то есть искажение указанной суммы в любой строке более чем на 10%) составляют 292 млрд руб. Ошибки, допущенные в финансовой отчетности в результате некорректной инвентаризации, - 17 млрд руб., негрубые ошибки - 6 млрд руб. Такая динамика говорит о недостаточно эффективном управлении бюджетными средствами, выделенными на достижение государственных целей. Доля нарушений, выявленных при проверке порядка осуществления государственных (муниципальных) закупок, составила 27%, или 237,3 млрд руб. При анализе и контроле формирования и исполнения бюджета выявлены нарушения на сумму 217,5 млрд руб. (25% от общей суммы).
(Ендовицкий Д.А., Головин С.В., Спиридонова Н.Э.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 19)Полноценная и качественная реализация контрольной функции является необходимым условием эффективного государственного управления [1]. Высшим органом внешнего государственного финансового контроля в нашей стране является Счетная палата Российской Федерации. Рассмотрим отдельные результаты ее деятельности за 2019 г. За отчетный период выявлено 4 443 различных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы на сумму 884,6 млрд руб. <1> Наибольшая сумма нарушений выявлена при проверке порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности - 316,1 млрд руб., что составляет 36% от общей суммы выявленных нарушений. Из них грубые нарушения правил финансовой отчетности (то есть искажение указанной суммы в любой строке более чем на 10%) составляют 292 млрд руб. Ошибки, допущенные в финансовой отчетности в результате некорректной инвентаризации, - 17 млрд руб., негрубые ошибки - 6 млрд руб. Такая динамика говорит о недостаточно эффективном управлении бюджетными средствами, выделенными на достижение государственных целей. Доля нарушений, выявленных при проверке порядка осуществления государственных (муниципальных) закупок, составила 27%, или 237,3 млрд руб. При анализе и контроле формирования и исполнения бюджета выявлены нарушения на сумму 217,5 млрд руб. (25% от общей суммы).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<1> См.: Чваненко Д.А. Неумышленные ошибки в сфере государственных и муниципальных закупок и способы борьбы с ними // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2022. N 3. С. 34 - 36.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<1> См.: Чваненко Д.А. Неумышленные ошибки в сфере государственных и муниципальных закупок и способы борьбы с ними // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2022. N 3. С. 34 - 36.
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)<2> Беляева О.А., Кабытов П.П., Кузнецов В.И. Правовое регулирование государственного оборонного заказа: цивилистический и административно-правовой аспекты // Журнал российского права. 2019. N 9. С. 60 - 72.
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)<2> Беляева О.А., Кабытов П.П., Кузнецов В.И. Правовое регулирование государственного оборонного заказа: цивилистический и административно-правовой аспекты // Журнал российского права. 2019. N 9. С. 60 - 72.
Статья: Понятие и влияние цифровых технологий на процессы правотворчества
(Кулаков Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)<4> Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. N 2. С. 79 - 102.
(Кулаков Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)<4> Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. N 2. С. 79 - 102.
Вопрос: В 2019 году был заключен контракт и направлен на контроль. Контроль пройден не был в связи с неверным указанием в контракте ИКЗ. С 2019 года контракт "висит" в реестре контрактов как не прошедший контроль. Можно ли сейчас удалить контракт из реестра?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 9)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 9
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 9)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 9
Статья: Просрочка на этапе экспертизы проектной документации по контракту: пени не начисляются
(Кацман А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)Суд первой инстанции, руководствуясь нормами гражданского законодательства и ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд", не нашел оснований для удовлетворения требований заказчика, поскольку тот не доказал обстоятельства, подтверждающие нарушение сроков выполнения работ по зависящим от подрядчика причинам.
(Кацман А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)Суд первой инстанции, руководствуясь нормами гражданского законодательства и ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд", не нашел оснований для удовлетворения требований заказчика, поскольку тот не доказал обстоятельства, подтверждающие нарушение сроков выполнения работ по зависящим от подрядчика причинам.
Статья: Неумышленные ошибки в сфере государственных и муниципальных закупок и способы борьбы с ними
(Чваненко Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)1. Беляева О.А., Чваненко Д.А. Цифровизация государственных и муниципальных закупок: целеполагание, эволюция и перспективы // Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / Отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М., 2019.
(Чваненко Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)1. Беляева О.А., Чваненко Д.А. Цифровизация государственных и муниципальных закупок: целеполагание, эволюция и перспективы // Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / Отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М., 2019.
Готовое решение: Как провести закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Тем не менее искусственным дроблением закупки может быть признано заключение в течение непродолжительного времени контрактов по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели. В отношении таких контрактов Верховный Суд РФ отметил, что они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения ограничений, установленных в Законе N 44-ФЗ (Постановление от 07.10.2019 N 73-АД19-2).
(КонсультантПлюс, 2025)Тем не менее искусственным дроблением закупки может быть признано заключение в течение непродолжительного времени контрактов по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели. В отношении таких контрактов Верховный Суд РФ отметил, что они образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько контрактов для формального соблюдения ограничений, установленных в Законе N 44-ФЗ (Постановление от 07.10.2019 N 73-АД19-2).