Ориентировочная стоимость работ
Подборка наиболее важных документов по запросу Ориентировочная стоимость работ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Строительный подряд: Заказчик хочет взыскать предусмотренную договором неустойку за нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчиком не доказан размер неустойки: Заказчик ошибочно осуществил расчет исходя их ориентировочной стоимости работ, указанной в договоре, судом осуществлен перерасчет исходя из их фактической стоимости
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчиком не доказан размер неустойки: Заказчик ошибочно осуществил расчет исходя их ориентировочной стоимости работ, указанной в договоре, судом осуществлен перерасчет исходя из их фактической стоимости
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения3.2. Является ли условие договора подряда об ориентировочной цене указанием на приблизительность стоимости работ
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 04.04.2023 N 542
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Правил проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна и выдачи заключения по результатам ее проведения, Правил установления платы за проведение проверки достоверности (экспертизы) обоснования ориентировочной стоимости строительства судна, а также Правил отбора организаций, осуществляющих проверку достоверности (экспертизу) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, приостановления и лишения полномочий таких организаций и требований к ним"Подписанный заказчиком экспертизы ориентировочной стоимости и организацией по проведению экспертизы протокол получения данных является результатом работ по 1-му этапу проведения экспертизы ориентировочной стоимости. Дата получения организацией по проведению экспертизы протокола получения данных, подписанного заказчиком экспертизы ориентировочной стоимости, считается датой начала работ по 2-му этапу проведения экспертизы ориентировочной стоимости.
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении Правил проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна и выдачи заключения по результатам ее проведения, Правил установления платы за проведение проверки достоверности (экспертизы) обоснования ориентировочной стоимости строительства судна, а также Правил отбора организаций, осуществляющих проверку достоверности (экспертизу) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, приостановления и лишения полномочий таких организаций и требований к ним"Подписанный заказчиком экспертизы ориентировочной стоимости и организацией по проведению экспертизы протокол получения данных является результатом работ по 1-му этапу проведения экспертизы ориентировочной стоимости. Дата получения организацией по проведению экспертизы протокола получения данных, подписанного заказчиком экспертизы ориентировочной стоимости, считается датой начала работ по 2-му этапу проведения экспертизы ориентировочной стоимости.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 15.11.2017 N 2347р
"Об утверждении формы соглашения на оказание услуг по предоставлению информационных справок"
(вместе с "Прейскурантом на услуги ГВЦ ОАО "РЖД", утв. решением правления ОАО "РЖД" от 11.11.2016 N 42)Ориентировочная стоимость общих работ (обязательных) по инсталляции SAP-систем Заказчика, рассчитанная на основании трудозатрат и почасовых ставок, приведена в таблице 3.5.1. Ориентировочная стоимость дополнительных работ по инсталляции, зависящих от типа SAP-системы Заказчика, аналогично в таблице 3.5.2.
"Об утверждении формы соглашения на оказание услуг по предоставлению информационных справок"
(вместе с "Прейскурантом на услуги ГВЦ ОАО "РЖД", утв. решением правления ОАО "РЖД" от 11.11.2016 N 42)Ориентировочная стоимость общих работ (обязательных) по инсталляции SAP-систем Заказчика, рассчитанная на основании трудозатрат и почасовых ставок, приведена в таблице 3.5.1. Ориентировочная стоимость дополнительных работ по инсталляции, зависящих от типа SAP-системы Заказчика, аналогично в таблице 3.5.2.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Являются ли справки о стоимости работ по договору подряда доказательством их выполнения
(КонсультантПлюс, 2025)"...26.05.2010 между третьим лицом (заказчик) и ответчиком (генподрядчик) заключен договор подряда N 04/2010/94, в соответствии с которым заказчик поручил, а генподрядчик принял на себя обязательство выполнить строительно-монтажные работы на вышеуказанном объекте. Ориентировочная стоимость работ составила 83 544 000 руб. Из условий договора подряда не вытекает обязанность генподрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично.
Являются ли справки о стоимости работ по договору подряда доказательством их выполнения
(КонсультантПлюс, 2025)"...26.05.2010 между третьим лицом (заказчик) и ответчиком (генподрядчик) заключен договор подряда N 04/2010/94, в соответствии с которым заказчик поручил, а генподрядчик принял на себя обязательство выполнить строительно-монтажные работы на вышеуказанном объекте. Ориентировочная стоимость работ составила 83 544 000 руб. Из условий договора подряда не вытекает обязанность генподрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)1.2(2). В профессиональной литературе были подняты важные вопросы, касающиеся темы определения цены имущества, которая является предметом крупной сделки: "Если для установления балансовой стоимости достаточно проверить бухгалтерские документы, то для определения цены отчуждаемого или приобретаемого имущества не всегда можно обойтись изучением статей проекта договора. Например, в договоры купли-продажи долей (акций) часто включают не столько цену актива в виде твердой денежной суммы, сколько порядок ее определения. Такой порядок может быть в виде комплексных формул, завязанных на показатели, которые нельзя просчитать при заключении договора (включая показатели деятельности приобретенной компании по итогам будущих периодов, в том числе EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization), OIBDA (Operating Income before Depreciation and Amortization), консолидированную чистую прибыль группы), или разбитых во времени платежей, выплата которых зависит от целого ряда условий (например, соблюдение обязательств по неконкуренции, сохранение трудовых отношений с ключевыми сотрудниками, реструктуризация не вошедших в периметр сделки компаний), или установления базовой цены с условием о ее последующей корректировке на различные показатели (как то: чистый долг, оборотные средства, чистые денежные средства), в результате чего окончательная цена может кардинально отличаться от начальной (базовой). А в договорах подряда нередко определяется ориентировочная стоимость работ с последующей корректировкой в соответствии с разного рода коэффициентами (рост инфляции, повышение цен на энергоресурсы и стройматериалы и проч.)" <1>.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)1.2(2). В профессиональной литературе были подняты важные вопросы, касающиеся темы определения цены имущества, которая является предметом крупной сделки: "Если для установления балансовой стоимости достаточно проверить бухгалтерские документы, то для определения цены отчуждаемого или приобретаемого имущества не всегда можно обойтись изучением статей проекта договора. Например, в договоры купли-продажи долей (акций) часто включают не столько цену актива в виде твердой денежной суммы, сколько порядок ее определения. Такой порядок может быть в виде комплексных формул, завязанных на показатели, которые нельзя просчитать при заключении договора (включая показатели деятельности приобретенной компании по итогам будущих периодов, в том числе EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization), OIBDA (Operating Income before Depreciation and Amortization), консолидированную чистую прибыль группы), или разбитых во времени платежей, выплата которых зависит от целого ряда условий (например, соблюдение обязательств по неконкуренции, сохранение трудовых отношений с ключевыми сотрудниками, реструктуризация не вошедших в периметр сделки компаний), или установления базовой цены с условием о ее последующей корректировке на различные показатели (как то: чистый долг, оборотные средства, чистые денежные средства), в результате чего окончательная цена может кардинально отличаться от начальной (базовой). А в договорах подряда нередко определяется ориентировочная стоимость работ с последующей корректировкой в соответствии с разного рода коэффициентами (рост инфляции, повышение цен на энергоресурсы и стройматериалы и проч.)" <1>.
Статья: Правовая регламентация договоров на выполнение НИОКР в СССР
(Гапоненко М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Кроме того, В.А. Дозорцев отмечал, что сумма, фиксируемая в договоре в качестве стоимости работ, была ориентировочной и подлежала уточнению по фактическим затратам, поскольку на момент заключения договора и до проведения работ не представлялось возможным точно определить размер расходов.
(Гапоненко М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Кроме того, В.А. Дозорцев отмечал, что сумма, фиксируемая в договоре в качестве стоимости работ, была ориентировочной и подлежала уточнению по фактическим затратам, поскольку на момент заключения договора и до проведения работ не представлялось возможным точно определить размер расходов.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В то же время возникает следующий вопрос: если ст. 743 ГК РФ называет превышение сметы в качестве одного из признаков для квалификации тех или иных работ в качестве дополнительных, то каково вообще значение сметы и могут ли эти работы признаваться дополнительными в отсутствие согласованной сметы? Как указывалось выше, смета по своей сущности определяет цену договора строительного подряда, однако цена не названа прямо в качестве существенного условия данного договора ни в ст. 432 ГК РФ, ни в общих положениях ГК РФ о подряде (§ 1 гл. 37). Неопределенность в законодательном материале вызывает расхождение позиций судов: одни воспринимают текст ГК РФ буквально и не относят условие о цене к существенным <1>, другие, видимо, руководствуясь текстом ст. 709 ГК РФ ("в договоре подряда указываются цена..." (курсив наш. - М.Н.)), признают условие о цене в качестве существенного <2>. На наш взгляд, стоит поддержать первый подход <3>, ведь даже в самой ст. 709 ГК РФ прямо указывается на последствие несогласования цены подряда: это применение к договору положений п. 3 ст. 424 ГК РФ об оплате по цене, которая "при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги". И здесь применительно к проблематике дополнительных работ возникает несколько путей решения: либо считать определенную таким образом цену в качестве приблизительной и по аналогии распространять на нее описанный выше механизм выполнения дополнительных работ при приблизительной смете, либо подходить к вопросу более формально и, учитывая положения ст. 743 ГК РФ, которая говорит о превышении сметы, в подобном случае в принципе не применять механизм согласования дополнительных работ, оставляя их проведение на риск подрядчика или на риск заказчика <4>. Как представляется, более предпочтительным в данном случае будет первое решение, поскольку при использовании механизма п. 3 ст. 424 ГК РФ устанавливается как раз примерная, ориентировочная стоимость выполненных работ, следовательно, не стоит множить сущности и придумывать некий sui generis механизм выполнения дополнительных работ при таких условиях, а вместо этого распространить по аналогии механизм для приблизительной сметы. Более того, предложенное решение является сбалансированным, учитывает интересы обеих сторон; другое решение грубо нарушало бы баланс интересов сторон, а подобное "наказание" за несогласование договорной цены не имело бы достаточных политико-правовых обоснований.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В то же время возникает следующий вопрос: если ст. 743 ГК РФ называет превышение сметы в качестве одного из признаков для квалификации тех или иных работ в качестве дополнительных, то каково вообще значение сметы и могут ли эти работы признаваться дополнительными в отсутствие согласованной сметы? Как указывалось выше, смета по своей сущности определяет цену договора строительного подряда, однако цена не названа прямо в качестве существенного условия данного договора ни в ст. 432 ГК РФ, ни в общих положениях ГК РФ о подряде (§ 1 гл. 37). Неопределенность в законодательном материале вызывает расхождение позиций судов: одни воспринимают текст ГК РФ буквально и не относят условие о цене к существенным <1>, другие, видимо, руководствуясь текстом ст. 709 ГК РФ ("в договоре подряда указываются цена..." (курсив наш. - М.Н.)), признают условие о цене в качестве существенного <2>. На наш взгляд, стоит поддержать первый подход <3>, ведь даже в самой ст. 709 ГК РФ прямо указывается на последствие несогласования цены подряда: это применение к договору положений п. 3 ст. 424 ГК РФ об оплате по цене, которая "при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги". И здесь применительно к проблематике дополнительных работ возникает несколько путей решения: либо считать определенную таким образом цену в качестве приблизительной и по аналогии распространять на нее описанный выше механизм выполнения дополнительных работ при приблизительной смете, либо подходить к вопросу более формально и, учитывая положения ст. 743 ГК РФ, которая говорит о превышении сметы, в подобном случае в принципе не применять механизм согласования дополнительных работ, оставляя их проведение на риск подрядчика или на риск заказчика <4>. Как представляется, более предпочтительным в данном случае будет первое решение, поскольку при использовании механизма п. 3 ст. 424 ГК РФ устанавливается как раз примерная, ориентировочная стоимость выполненных работ, следовательно, не стоит множить сущности и придумывать некий sui generis механизм выполнения дополнительных работ при таких условиях, а вместо этого распространить по аналогии механизм для приблизительной сметы. Более того, предложенное решение является сбалансированным, учитывает интересы обеих сторон; другое решение грубо нарушало бы баланс интересов сторон, а подобное "наказание" за несогласование договорной цены не имело бы достаточных политико-правовых обоснований.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Цена договора устанавливалась ориентировочно, окончательная же стоимость работ определялась по факту их выполнения на основании обмера работы в натуре по исполнительным сметам.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Цена договора устанавливалась ориентировочно, окончательная же стоимость работ определялась по факту их выполнения на основании обмера работы в натуре по исполнительным сметам.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Предположим, ориентировочная стоимость работ по очистке емкостей - 40 000 руб., срок исполнения оценочного обязательства - 24 месяца после отчетной даты. Обязательство в таком случае нужно формировать по приведенной стоимости (п. 20 ПБУ 8/2010). Ставку дисконтирования определим в 15%. Приведенная стоимость оценочного обязательства на дату признания запасов:
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Предположим, ориентировочная стоимость работ по очистке емкостей - 40 000 руб., срок исполнения оценочного обязательства - 24 месяца после отчетной даты. Обязательство в таком случае нужно формировать по приведенной стоимости (п. 20 ПБУ 8/2010). Ставку дисконтирования определим в 15%. Приведенная стоимость оценочного обязательства на дату признания запасов: