Органы внутреннего финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы внутреннего финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление казначейства, его обжалование
(КонсультантПлюс, 2025)В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представление казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)...В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения...
(КонсультантПлюс, 2025)...В силу возложенных полномочий орган внутреннего финансового контроля только выявляет нарушения бюджетного законодательства... и условий соглашений (договоров) (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Установление способа устранения нарушений возложено на лицо, допустившее нарушения, исходя из конкретных обстоятельств, им способствовавших. Лицо, допустившее нарушение, самостоятельно принимает конкретные меры, которые позволят устранить и не допустить впредь эти нарушения...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)Вопрос: О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)Вопрос: О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Федеральный закон от 13.05.2008 N 68-ФЗ
(ред. от 23.06.2014)
"О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий"3. Органом внутреннего финансового контроля Центра является ревизионная комиссия Центра.
(ред. от 23.06.2014)
"О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий"3. Органом внутреннего финансового контроля Центра является ревизионная комиссия Центра.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Рассмотрены цели, задачи и направления реформирования внутреннего государственного финансового контроля в целях его совершенствования и повышения эффективности контрольных мероприятий. В статье определены причины, подтолкнувшие законодательную и исполнительную власть к преобразованиям государственного финансового контроля, имеющим системный характер. Значительное место уделено функциональным формам государственного финансового контроля - внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту, осуществляемым администраторами бюджетных средств, не являющимися органами внутреннего государственного финансового контроля. На основе анализа нормативных правовых и иных актов, методических рекомендаций выявляются сущность внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, их соотношение между собой и с внутренним государственным финансовым контролем, предлагаются меры по повышению качества работы контрольных органов. Представлена система и уровни правового регулирования всех направлений финансового контроля, реализуемого органами исполнительной власти, предложены способы обеспечения независимости органов, реализующих функциональные формы финансового контроля.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Рассмотрены цели, задачи и направления реформирования внутреннего государственного финансового контроля в целях его совершенствования и повышения эффективности контрольных мероприятий. В статье определены причины, подтолкнувшие законодательную и исполнительную власть к преобразованиям государственного финансового контроля, имеющим системный характер. Значительное место уделено функциональным формам государственного финансового контроля - внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту, осуществляемым администраторами бюджетных средств, не являющимися органами внутреннего государственного финансового контроля. На основе анализа нормативных правовых и иных актов, методических рекомендаций выявляются сущность внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, их соотношение между собой и с внутренним государственным финансовым контролем, предлагаются меры по повышению качества работы контрольных органов. Представлена система и уровни правового регулирования всех направлений финансового контроля, реализуемого органами исполнительной власти, предложены способы обеспечения независимости органов, реализующих функциональные формы финансового контроля.
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)Данный вид непосредственного финансового контроля в рамках контрактной системы, реализуемый Федеральным казначейством (и иными органами внутреннего финансового контроля), может быть условно обозначено как последующий. Основной формой осуществления последующего непосредственного финансового контроля являются плановые и внеплановые выездные и камеральные проверки, что указывает на то, что контроль осуществляется ex post.
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)Данный вид непосредственного финансового контроля в рамках контрактной системы, реализуемый Федеральным казначейством (и иными органами внутреннего финансового контроля), может быть условно обозначено как последующий. Основной формой осуществления последующего непосредственного финансового контроля являются плановые и внеплановые выездные и камеральные проверки, что указывает на то, что контроль осуществляется ex post.
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении определения НМЦК осуществляют контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Исключение - НМЦК по гособоронзаказу и НМЦК в закупках для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В отношении определения НМЦК осуществляют контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Исключение - НМЦК по гособоронзаказу и НМЦК в закупках для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).
Вопрос: Об истребовании сведений и документов органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках административного производства.
(Письмо Минфина России от 11.07.2024 N 02-09-10/64689)Вопрос: Об истребовании сведений и документов органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках административного производства.
(Письмо Минфина России от 11.07.2024 N 02-09-10/64689)Вопрос: Об истребовании сведений и документов органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках административного производства.
Статья: Цифровой профиль как объект публичного цифрового финансового контроля
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Рассмотрим, какие данные в настоящее время оцифрованы различными органами публичного финансового контроля. Налоговые органы имеют в своем распоряжении сведения о регистрации юридических и физических лиц, органах управления, видах деятельности, исполнении обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет, результатах камеральных и выездных налоговых проверок, привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и ряд иных сведений. Федеральное казначейство владеет информацией об объемах получаемых субъектами бюджетного процесса, юридическими лицами денежных средств из бюджета, целевом либо нецелевом использовании полученных средств, участии в государственных закупках и иных в рамках исполнения бюджета и осуществления внутреннего финансового контроля, что отражается в автоматизированной системе, внедренной органом внутреннего финансового контроля. Банк России аккумулирует информацию о специальных субъектах, регулирование, контроль и надзор за деятельностью которых на него возложены, например информацию о регистрации, лицензиях, нарушениях законодательства РФ, применении мер ответственности со стороны Банка России. Вся собранная в автоматизированных системах информация направлена на организацию управления, принятие на ее основе решений, а соответственно, осуществление контроля за деятельностью отдельных лиц, являющихся подконтрольными объектами, предупреждение финансовых отношений. Каждый орган формирует своего рода базу данных, досье на каждое лицо, которое является участником финансовых отношений, но при этом данные носят фрагментарный характер в силу ограниченности полномочиями соответствующего органа и обмен возможен исключительно в рамках межведомственного взаимодействия.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Рассмотрим, какие данные в настоящее время оцифрованы различными органами публичного финансового контроля. Налоговые органы имеют в своем распоряжении сведения о регистрации юридических и физических лиц, органах управления, видах деятельности, исполнении обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет, результатах камеральных и выездных налоговых проверок, привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и ряд иных сведений. Федеральное казначейство владеет информацией об объемах получаемых субъектами бюджетного процесса, юридическими лицами денежных средств из бюджета, целевом либо нецелевом использовании полученных средств, участии в государственных закупках и иных в рамках исполнения бюджета и осуществления внутреннего финансового контроля, что отражается в автоматизированной системе, внедренной органом внутреннего финансового контроля. Банк России аккумулирует информацию о специальных субъектах, регулирование, контроль и надзор за деятельностью которых на него возложены, например информацию о регистрации, лицензиях, нарушениях законодательства РФ, применении мер ответственности со стороны Банка России. Вся собранная в автоматизированных системах информация направлена на организацию управления, принятие на ее основе решений, а соответственно, осуществление контроля за деятельностью отдельных лиц, являющихся подконтрольными объектами, предупреждение финансовых отношений. Каждый орган формирует своего рода базу данных, досье на каждое лицо, которое является участником финансовых отношений, но при этом данные носят фрагментарный характер в силу ограниченности полномочиями соответствующего органа и обмен возможен исключительно в рамках межведомственного взаимодействия.
Статья: Направления развития партнерских взаимоотношений при внедрении новых методов внутреннего государственного финансового контроля
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)- использование и применение действующей практики контрольного-надзорной деятельности. Значительный объем нормотворческой деятельности был осуществлен в сфере контрольно-надзорной деятельности (далее КНД), регулируемой гл. 10 [3]. При этом сфера регулирования и осуществления КНД за счет ее большей масштабности и широкого охвата значительного количества сфер контрольной деятельности в РФ несколько опережает сферу государственного финансового контроля. Так, в более широкой сфере КНД было заложено понятие и содержание межведомственного взаимодействия. Развитие контрольно-надзорной деятельности в целом и системы государственного финансового контроля идет в целом параллельно, поэтому считаем возможным использование лучших практик в сфере КНД, которые уже имеют правовое обеспечение и реализуются. В развитие КНД и норм ФЗ 248-ФЗ принято распоряжение Правительства РФ N 3745-р ("Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. и план-графика по ее реализации") [7]. Документ был принят в декабре 2023 года и предполагает подробный план-график деятельности по реализации Концепции на ближайшие два года. Интерес вызывает, разд. IV "Развитие сервисов профилактики нарушений обязательных требований", в данной сфере предусматривается "сервисная, клиентоориентированная модель" поведения. Может быть рассмотрен к рекомендации и предложен инструмент самообследования. Подобный инструмент применяется в рамках формализованной партнерской формы взаимодействия при анализе осуществления ВФА. Отличием от предложенного формата в случае государственного финансового контроля будет являться ресурс "Финансовый контроль" в системе "Электронный бюджет". Так как владельцем информационного портала является Федеральное казначейство, то такая информация будет иметь возможность напрямую попадать в контрольно-информационную среду органа внутреннего финансового контроля и в дальнейшем позволит формировать и выводить для определенного доступа необходимые рейтинги. Такой подход также предложен в распоряжении [7]. По нашему мнению, исходя из принципа законности и информационной открытости добросовестные объекты контроля будут стараться дорожить репутацией и следить за своими показателями рейтинга добросовестного подконтрольного объекта. На первом этапе такая информация может быть представлена по запросу для заинтересованных сторон - других участников системы информационного взаимодействия, государственных органов, Правительства, органов местного самоуправления. В дальнейшем, с развитием культуры транспарентности (открытости), такая информация может быть представлена в открытом доступе. Данное предложение считаем обоснованным и технически реализуемым для внедрения в качестве проективной формы партнерских взаимоотношений, так как опыт информационного обобщения данных предложен в распоряжении в виде информационного портала "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре обеспечивающих информационно-технологическое обеспечение информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг" [7]. Распоряжение определяет мотивационную заинтересованность, в том числе в виде снижения уровня риска, что является актуальным для объектов КНД, особенно действующих в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, иных высокорисковых направлениях КНД. В нашем случае, при планировании мероприятий, уровень риска объектов складывается из значительного количества факторов риска [5], которые не всегда одинаковы в проверяемом периоде, могут меняется в зависимости от осуществляемой деятельности, объема предоставленных финансовых ресурсов, повышения качества управления и контроля. Поэтому снижение уровня (класса риска) в финансово-бюджетной сфере считаем недостаточно мотивационным показателем, так как уровень риска в первую очередь важен контролерам для планирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также для выбора и наблюдения за исполнением требований, сформированных как в рамках уже действующих, так и вновь вводимых методов контроля. Для объектов государственного финансового контроля исходя из вышеуказанных принципов мотивирующим фактором в сфере государственных финансов будет являться получение консультационной, разъяснительной информации, доступ к онлайн-консультациям, семинарам, в том числе подготовленным и с использованием искусственного интеллекта.
(Царева Л.М.)
("Местное право", 2024, N 4)- использование и применение действующей практики контрольного-надзорной деятельности. Значительный объем нормотворческой деятельности был осуществлен в сфере контрольно-надзорной деятельности (далее КНД), регулируемой гл. 10 [3]. При этом сфера регулирования и осуществления КНД за счет ее большей масштабности и широкого охвата значительного количества сфер контрольной деятельности в РФ несколько опережает сферу государственного финансового контроля. Так, в более широкой сфере КНД было заложено понятие и содержание межведомственного взаимодействия. Развитие контрольно-надзорной деятельности в целом и системы государственного финансового контроля идет в целом параллельно, поэтому считаем возможным использование лучших практик в сфере КНД, которые уже имеют правовое обеспечение и реализуются. В развитие КНД и норм ФЗ 248-ФЗ принято распоряжение Правительства РФ N 3745-р ("Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. и план-графика по ее реализации") [7]. Документ был принят в декабре 2023 года и предполагает подробный план-график деятельности по реализации Концепции на ближайшие два года. Интерес вызывает, разд. IV "Развитие сервисов профилактики нарушений обязательных требований", в данной сфере предусматривается "сервисная, клиентоориентированная модель" поведения. Может быть рассмотрен к рекомендации и предложен инструмент самообследования. Подобный инструмент применяется в рамках формализованной партнерской формы взаимодействия при анализе осуществления ВФА. Отличием от предложенного формата в случае государственного финансового контроля будет являться ресурс "Финансовый контроль" в системе "Электронный бюджет". Так как владельцем информационного портала является Федеральное казначейство, то такая информация будет иметь возможность напрямую попадать в контрольно-информационную среду органа внутреннего финансового контроля и в дальнейшем позволит формировать и выводить для определенного доступа необходимые рейтинги. Такой подход также предложен в распоряжении [7]. По нашему мнению, исходя из принципа законности и информационной открытости добросовестные объекты контроля будут стараться дорожить репутацией и следить за своими показателями рейтинга добросовестного подконтрольного объекта. На первом этапе такая информация может быть представлена по запросу для заинтересованных сторон - других участников системы информационного взаимодействия, государственных органов, Правительства, органов местного самоуправления. В дальнейшем, с развитием культуры транспарентности (открытости), такая информация может быть представлена в открытом доступе. Данное предложение считаем обоснованным и технически реализуемым для внедрения в качестве проективной формы партнерских взаимоотношений, так как опыт информационного обобщения данных предложен в распоряжении в виде информационного портала "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре обеспечивающих информационно-технологическое обеспечение информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг" [7]. Распоряжение определяет мотивационную заинтересованность, в том числе в виде снижения уровня риска, что является актуальным для объектов КНД, особенно действующих в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, иных высокорисковых направлениях КНД. В нашем случае, при планировании мероприятий, уровень риска объектов складывается из значительного количества факторов риска [5], которые не всегда одинаковы в проверяемом периоде, могут меняется в зависимости от осуществляемой деятельности, объема предоставленных финансовых ресурсов, повышения качества управления и контроля. Поэтому снижение уровня (класса риска) в финансово-бюджетной сфере считаем недостаточно мотивационным показателем, так как уровень риска в первую очередь важен контролерам для планирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также для выбора и наблюдения за исполнением требований, сформированных как в рамках уже действующих, так и вновь вводимых методов контроля. Для объектов государственного финансового контроля исходя из вышеуказанных принципов мотивирующим фактором в сфере государственных финансов будет являться получение консультационной, разъяснительной информации, доступ к онлайн-консультациям, семинарам, в том числе подготовленным и с использованием искусственного интеллекта.
Статья: О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)На основе теоретических подходов к систематизации нарушений в статье рассматриваются типовые нарушения, выявляемые органами внутреннего государственного финансового контроля. Автором отмечается значимость классификации нарушений в зависимости от причинения ущерба бюджетам бюджетной системы РФ, приводятся примеры таких нарушений и меры реагирования, применяемые органами внутреннего государственного финансового контроля.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)На основе теоретических подходов к систематизации нарушений в статье рассматриваются типовые нарушения, выявляемые органами внутреннего государственного финансового контроля. Автором отмечается значимость классификации нарушений в зависимости от причинения ущерба бюджетам бюджетной системы РФ, приводятся примеры таких нарушений и меры реагирования, применяемые органами внутреннего государственного финансового контроля.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данное положение введено с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, основным предназначением которого являлось регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона в отношении положений, которые вошли в ч. 3 комментируемой статьи, инициирование указанных дополнений обусловлено итогами анализа результатов контрольных мероприятий Счетной палаты РФ и иных органов внешнего (внутреннего) государственного финансового контроля бухгалтерской отчетности, формируемой организациями бюджетной сферы; указанные изменения направлены на создание условий по обеспечению полноты и достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также полноты отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данное положение введено с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, основным предназначением которого являлось регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона в отношении положений, которые вошли в ч. 3 комментируемой статьи, инициирование указанных дополнений обусловлено итогами анализа результатов контрольных мероприятий Счетной палаты РФ и иных органов внешнего (внутреннего) государственного финансового контроля бухгалтерской отчетности, формируемой организациями бюджетной сферы; указанные изменения направлены на создание условий по обеспечению полноты и достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также полноты отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете.
Вопрос: О полномочиях органов внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 07.12.2023 N 02-09-08/118265)Вопрос: О полномочиях органов внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 07.12.2023 N 02-09-08/118265)Вопрос: О полномочиях органов внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере закупок.
Справка: Распоряжение публичными земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральное казначейство, органы внутреннего финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований;
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральное казначейство, органы внутреннего финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований;