Органы внешнего финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы внешнего финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)...в силу статьи 268.1 БК РФ и положений Закона N 6-ФЗ Контрольно-счетная палата, являясь органом внешнего государственного финансового контроля, уполномочена на выдачу по итогам проверки в отношении объектов государственного финансового контроля обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Контроль за соблюдением норм гражданского, бухгалтерского законодательства не отнесен к компетенции контрольно-счетных органов. Полномочия по направлению представлений об устранении нарушений законодательства иной отраслевой принадлежности, нежели бюджетного, нормативно не предусмотрено..."
(КонсультантПлюс, 2025)...в силу статьи 268.1 БК РФ и положений Закона N 6-ФЗ Контрольно-счетная палата, являясь органом внешнего государственного финансового контроля, уполномочена на выдачу по итогам проверки в отношении объектов государственного финансового контроля обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Контроль за соблюдением норм гражданского, бухгалтерского законодательства не отнесен к компетенции контрольно-счетных органов. Полномочия по направлению представлений об устранении нарушений законодательства иной отраслевой принадлежности, нежели бюджетного, нормативно не предусмотрено..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)...Решение о назначении Башуровой В.А. на... должность [председателя контрольно-счетной палаты муниципального округа - ред.] принималось Советом депутатов коллегиально, путем открытого голосования и не зависело от одного голоса депутата, при этом Башуров А.Г. инициатором назначения на должность председателя органа внешнего муниципального финансового контроля своей супруги не являлся, реализовал право участвовать в заседании Совета депутатов в силу закона.
(КонсультантПлюс, 2025)...Решение о назначении Башуровой В.А. на... должность [председателя контрольно-счетной палаты муниципального округа - ред.] принималось Советом депутатов коллегиально, путем открытого голосования и не зависело от одного голоса депутата, при этом Башуров А.Г. инициатором назначения на должность председателя органа внешнего муниципального финансового контроля своей супруги не являлся, реализовал право участвовать в заседании Совета депутатов в силу закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля, образуется законодательным органом субъекта Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля, образуется законодательным органом субъекта Российской Федерации.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля
(ред. от 31.07.2025)Статья 268.1. Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Также субъекты контроля всех уровней могут использовать результаты контрольной деятельности в целях профилактики нарушений. Для органов внешнего финансового контроля особое значение имеет реализация принципов открытости, гласности, доступности информации. Тезис подтверждают основные выводы XXIII Конгресса ИНТОСАИ 2019, представленные в Московской декларации <6>. Одним из направлений развития государственного аудита является содействие продвижению принципов доступности и открытости данных, открытости исходного кода и алгоритмов, обусловленное повышением прозрачности и подотчетности государства.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)Также субъекты контроля всех уровней могут использовать результаты контрольной деятельности в целях профилактики нарушений. Для органов внешнего финансового контроля особое значение имеет реализация принципов открытости, гласности, доступности информации. Тезис подтверждают основные выводы XXIII Конгресса ИНТОСАИ 2019, представленные в Московской декларации <6>. Одним из направлений развития государственного аудита является содействие продвижению принципов доступности и открытости данных, открытости исходного кода и алгоритмов, обусловленное повышением прозрачности и подотчетности государства.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 1 ст. 38 Закона N 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования <1>. Основы правового положения данного органа закрепляются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований". Согласно ч. 2 ст. 3 Закона контрольно-счетный орган является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 1 ст. 38 Закона N 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования <1>. Основы правового положения данного органа закрепляются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований". Согласно ч. 2 ст. 3 Закона контрольно-счетный орган является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)- во внешнем финансовом контроле эффективность контрольной деятельности оценивает сам орган контроля, внешние органы, органы государственной власти, а во внутреннем финансовом контроле эффективность контрольной деятельности оценивает руководитель учреждения, по инициативе которого реализуется контроль;
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)- во внешнем финансовом контроле эффективность контрольной деятельности оценивает сам орган контроля, внешние органы, органы государственной власти, а во внутреннем финансовом контроле эффективность контрольной деятельности оценивает руководитель учреждения, по инициативе которого реализуется контроль;
Статья: Роль публичных слушаний в бюджетном процессе
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В целом существуют различные мнения об участии граждан в публичных слушаниях по вопросам, связанным с бюджетом. Например, С.М. Миронова полагает, что участие граждан в публичных слушаниях и учет их мнения при принятии бюджета или отчета об исполнении бюджета являются важной составляющей бюджетного процесса <15>. В свою очередь, И.Б. Лагутин считает, что "участвовать в анализе проекта бюджета должны люди, имеющие определенный уровень квалификации и обладающие специальными знаниями... Единственными структурами, способными качественно проанализировать проект принимаемого бюджета, являются именно органы внешнего финансового контроля" <16>. Сходной позиции придерживается И.В. Захаров, отмечая, что "человек без специальной подготовки вряд ли может разобраться в тонкостях бюджетного процесса" <17>.
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В целом существуют различные мнения об участии граждан в публичных слушаниях по вопросам, связанным с бюджетом. Например, С.М. Миронова полагает, что участие граждан в публичных слушаниях и учет их мнения при принятии бюджета или отчета об исполнении бюджета являются важной составляющей бюджетного процесса <15>. В свою очередь, И.Б. Лагутин считает, что "участвовать в анализе проекта бюджета должны люди, имеющие определенный уровень квалификации и обладающие специальными знаниями... Единственными структурами, способными качественно проанализировать проект принимаемого бюджета, являются именно органы внешнего финансового контроля" <16>. Сходной позиции придерживается И.В. Захаров, отмечая, что "человек без специальной подготовки вряд ли может разобраться в тонкостях бюджетного процесса" <17>.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Орган внешнего государственного финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Орган внешнего государственного финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Внешний финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Данные субъекты: (1) не входят в систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти, что дает гарантии для проведения независимого финансового контроля в установленной сфере деятельности, (2) являются органами внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (см. подробнее параграф 22.2 настоящего учебника).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Внешний финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Данные субъекты: (1) не входят в систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти, что дает гарантии для проведения независимого финансового контроля в установленной сфере деятельности, (2) являются органами внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (см. подробнее параграф 22.2 настоящего учебника).
Статья: К вопросу об аудите в рамках контрактной системы: особенности реализации положений Закона N 44-ФЗ
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Проведенный в настоящей работе анализ, продемонстрировавший большой объем нормативно-правовой базы, лежащей в основе проведения аудита в сфере закупок, позволил обнаружить существенную проблему, на которую периодически обращает внимание научное сообщество <15>, - отсутствие единого нормативного правового акта, регламентирующего финансовый контроль, его сущность и материальные и процессуальные особенности, который должен стать правовым ориентиром в области финансового контроля <16>. Многообразие видов и форм контроля, большое количество органов, уполномоченных на его проведение, а также многочисленные сферы деятельности, где его проведение является обязательным как в силу указания закона, так и для достижения экономической эффективности, требуют незамедлительной систематизации норм и права в рамках одного документа, доступного для понимания как контролирующими, так и подконтрольными субъектами, содержащего точные и недвусмысленные формулировки, базирующиеся на принципах финансового контроля, позволяющего определить права, обязанности и алгоритм действий в рамках проведения конкретного контрольного мероприятия. Со стороны регионов такая инициатива нашла свое воплощение посредством принятия рядом субъектов РФ собственных нормативных актов, регламентирующих финансовый контроль в пределах их территорий <17>, которые, однако, по мнению ученых, не лишены недостатков. Так, И.Б. Лагутин указывает на отсутствие в законе закрепленной единой системы финансового контроля, правил о создании единого общественного совета, координирующего деятельность всех внешних органов финансового контроля Волгоградской области. При этом автор отмечает, что принятие подобных региональных законов стало следствием отсутствия федерального закона о государственном финансовом контроле <18>.
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Проведенный в настоящей работе анализ, продемонстрировавший большой объем нормативно-правовой базы, лежащей в основе проведения аудита в сфере закупок, позволил обнаружить существенную проблему, на которую периодически обращает внимание научное сообщество <15>, - отсутствие единого нормативного правового акта, регламентирующего финансовый контроль, его сущность и материальные и процессуальные особенности, который должен стать правовым ориентиром в области финансового контроля <16>. Многообразие видов и форм контроля, большое количество органов, уполномоченных на его проведение, а также многочисленные сферы деятельности, где его проведение является обязательным как в силу указания закона, так и для достижения экономической эффективности, требуют незамедлительной систематизации норм и права в рамках одного документа, доступного для понимания как контролирующими, так и подконтрольными субъектами, содержащего точные и недвусмысленные формулировки, базирующиеся на принципах финансового контроля, позволяющего определить права, обязанности и алгоритм действий в рамках проведения конкретного контрольного мероприятия. Со стороны регионов такая инициатива нашла свое воплощение посредством принятия рядом субъектов РФ собственных нормативных актов, регламентирующих финансовый контроль в пределах их территорий <17>, которые, однако, по мнению ученых, не лишены недостатков. Так, И.Б. Лагутин указывает на отсутствие в законе закрепленной единой системы финансового контроля, правил о создании единого общественного совета, координирующего деятельность всех внешних органов финансового контроля Волгоградской области. При этом автор отмечает, что принятие подобных региональных законов стало следствием отсутствия федерального закона о государственном финансовом контроле <18>.
Статья: Контрольно-счетные органы и общественные палаты (советы) муниципальных образований в России: современные проблемы и перспективы взаимодействия (публично-правовой анализ)
(Гончаров В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Вопросы правовой природы контрольно-счетных органов муниципальных образований в России широко исследуются в работах С.А. Алимова <1>, Е.Г. Беликова <2>, А.Т. Хабибуллиной <3> и многих других авторов. Важное значение в исследовании механизма внешнего контроля деятельности, актов и решений муниципальных органов власти играют и посвященные анализу организации и деятельности муниципальных общественных палат (советов) работы таких авторов, как, например Н.А. Антонова <4>, Л.Н. Васильева <5>, В.В. Гриб <6>, Т.Н. Михеева <7>, Д.А. Сафин <8>. Однако доля научных работ, затрагивающих механизм взаимодействия органов внешнего муниципального финансового контроля и субъектов общественного контроля, представляется незначительной, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только выявление основных проблем, препятствующих организации эффективного взаимодействия контрольно-счетных органов и общественных палат (советов) муниципальных образований, но и разработка системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
(Гончаров В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Вопросы правовой природы контрольно-счетных органов муниципальных образований в России широко исследуются в работах С.А. Алимова <1>, Е.Г. Беликова <2>, А.Т. Хабибуллиной <3> и многих других авторов. Важное значение в исследовании механизма внешнего контроля деятельности, актов и решений муниципальных органов власти играют и посвященные анализу организации и деятельности муниципальных общественных палат (советов) работы таких авторов, как, например Н.А. Антонова <4>, Л.Н. Васильева <5>, В.В. Гриб <6>, Т.Н. Михеева <7>, Д.А. Сафин <8>. Однако доля научных работ, затрагивающих механизм взаимодействия органов внешнего муниципального финансового контроля и субъектов общественного контроля, представляется незначительной, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только выявление основных проблем, препятствующих организации эффективного взаимодействия контрольно-счетных органов и общественных палат (советов) муниципальных образований, но и разработка системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данное положение введено с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, основным предназначением которого являлось регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона в отношении положений, которые вошли в ч. 3 комментируемой статьи, инициирование указанных дополнений обусловлено итогами анализа результатов контрольных мероприятий Счетной палаты РФ и иных органов внешнего (внутреннего) государственного финансового контроля бухгалтерской отчетности, формируемой организациями бюджетной сферы; указанные изменения направлены на создание условий по обеспечению полноты и достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также полноты отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данное положение введено с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, основным предназначением которого являлось регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона в отношении положений, которые вошли в ч. 3 комментируемой статьи, инициирование указанных дополнений обусловлено итогами анализа результатов контрольных мероприятий Счетной палаты РФ и иных органов внешнего (внутреннего) государственного финансового контроля бухгалтерской отчетности, формируемой организациями бюджетной сферы; указанные изменения направлены на создание условий по обеспечению полноты и достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также полноты отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете.