Органы валютного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы валютного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 24 "Права и обязанности резидентов и нерезидентов" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""Исходя из положений части 5 статьи 23, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ, резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы, связанные с проведением валютных операций, которые должны содержать достоверную информацию и быть действительными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)Органами валютного контроля являются (ч. 2 ст. 22 Закона о валютном регулировании):
(КонсультантПлюс, 2025)Органами валютного контроля являются (ч. 2 ст. 22 Закона о валютном регулировании):
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Статья: Понятие и виды административных органов в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- органы валютного контроля (ФНС России, таможенная служба), агенты валютного контроля;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- органы валютного контроля (ФНС России, таможенная служба), агенты валютного контроля;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)24. В соответствии с ч. 24 комментируемой статьи на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами, на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами, а также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между нерезидентами распространены требования валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)24. В соответствии с ч. 24 комментируемой статьи на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами, на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами, а также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте РФ между нерезидентами распространены требования валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля.
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за представление недостоверных сведений в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)5.2. Административная ответственность за недостоверные сведения в документах, представленных по запросу налогового органа в рамках валютного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)5.2. Административная ответственность за недостоверные сведения в документах, представленных по запросу налогового органа в рамках валютного контроля
Статья: Новеллы российского законодательства о цифровых валютах и их использовании участниками внешнеэкономической деятельности в условиях санкций
(Голощапов И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Кроме того, с учетом установленных уже упомянутой ст. 1.1 Закона N 259-ФЗ требований по согласованию Банком России решения об утверждении программы и введении соответствующего ЭПР с Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации перспективы эффективного, легального и достаточного широкого использования цифровых валют участниками ВЭД остаются непрогнозируемыми. Также следует отметить, что участие в указанных процессах Федеральной таможенной службы как органа валютного контроля изучаемыми новеллами не упоминается, и можно предположить, что данный пробел будет устранен в рамках принятой программы ЭПР.
(Голощапов И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Кроме того, с учетом установленных уже упомянутой ст. 1.1 Закона N 259-ФЗ требований по согласованию Банком России решения об утверждении программы и введении соответствующего ЭПР с Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации перспективы эффективного, легального и достаточного широкого использования цифровых валют участниками ВЭД остаются непрогнозируемыми. Также следует отметить, что участие в указанных процессах Федеральной таможенной службы как органа валютного контроля изучаемыми новеллами не упоминается, и можно предположить, что данный пробел будет устранен в рамках принятой программы ЭПР.
Готовое решение: Особенности заключения договора подряда с иностранной организацией - нерезидентом
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу валютные операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений (ст. 6 Закона о валютном регулировании). Банк России как орган валютного контроля вправе устанавливать порядок представления этими лицами подтверждающих документов и информации в рамках таких операций (ст. 54 Закона о Банке России, ч. 3 ст. 23 Закона о валютном регулировании).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу валютные операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений (ст. 6 Закона о валютном регулировании). Банк России как орган валютного контроля вправе устанавливать порядок представления этими лицами подтверждающих документов и информации в рамках таких операций (ст. 54 Закона о Банке России, ч. 3 ст. 23 Закона о валютном регулировании).
Готовое решение: Какие функции у налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют валютный контроль (в пределах компетенции налоговых органов), а также другие контрольные функции в отношении иностранных организаций - плательщиков "налога на Google" (п. п. 1, 3 ст. 174.2 НК РФ, п. 3 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют валютный контроль (в пределах компетенции налоговых органов), а также другие контрольные функции в отношении иностранных организаций - плательщиков "налога на Google" (п. п. 1, 3 ст. 174.2 НК РФ, п. 3 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Для валютного контроля используются также информационные системы и программное обеспечение, которое разработано и применяется органами валютного контроля в рамках осуществления ими других видов контроля в финансовой сфере.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Для валютного контроля используются также информационные системы и программное обеспечение, которое разработано и применяется органами валютного контроля в рамках осуществления ими других видов контроля в финансовой сфере.
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В данном случае возможным видятся два варианта: в КоАП РФ будут вноситься срочные поправки, устанавливающие ответственность за подобное административное правонарушение, что было бы правильным и позволяло бы резидентам хотя бы оценивать размер рисков, либо органы валютного контроля попробуют использовать в данном случае ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за осуществление незаконных валютных операций. Поскольку формулировка данной части очень обтекаема и к незаконным валютным операциям относит операции, запрещенные валютным законодательством или осуществленные с нарушением валютного законодательства, потенциально нарушение любого положения из многочисленных нормативно-правовых актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля, связанное с использованием валюты и валютных ценностей, может трактоваться именно как незаконная валютная операция. Мало того, ФНС России уже несколько раз поднимала вопрос о возможности применения данной статьи даже наряду с ответственностью, предусмотренной другими частями ст. 15.25 КоАП РФ. Подобное развитие событий является нежелательным для резидентов, тем более если учесть существенные штрафы, предусмотренные этой нормой КоАП РФ: осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на граждан: лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. <18>.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В данном случае возможным видятся два варианта: в КоАП РФ будут вноситься срочные поправки, устанавливающие ответственность за подобное административное правонарушение, что было бы правильным и позволяло бы резидентам хотя бы оценивать размер рисков, либо органы валютного контроля попробуют использовать в данном случае ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за осуществление незаконных валютных операций. Поскольку формулировка данной части очень обтекаема и к незаконным валютным операциям относит операции, запрещенные валютным законодательством или осуществленные с нарушением валютного законодательства, потенциально нарушение любого положения из многочисленных нормативно-правовых актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля, связанное с использованием валюты и валютных ценностей, может трактоваться именно как незаконная валютная операция. Мало того, ФНС России уже несколько раз поднимала вопрос о возможности применения данной статьи даже наряду с ответственностью, предусмотренной другими частями ст. 15.25 КоАП РФ. Подобное развитие событий является нежелательным для резидентов, тем более если учесть существенные штрафы, предусмотренные этой нормой КоАП РФ: осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на граждан: лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. <18>.