Органы социального партнерства
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы социального партнерства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
(ред. от 29.09.2025)Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
"Отраслевое соглашение по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2024 - 2026 годы"
(утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 09.04.2021)
(ред. от 01.04.2024)III. Развитие социального партнерства и участие профсоюзных
(утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 09.04.2021)
(ред. от 01.04.2024)III. Развитие социального партнерства и участие профсоюзных
Статья: Право на партнерство между предпринимателями и органами власти в России
(Сушильников И.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Экономическая и социальная солидарность как идеологическая
(Сушильников И.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)Экономическая и социальная солидарность как идеологическая
Статья: К вопросу об участии работников в управлении организацией: международный и сравнительно-правовой аспект
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)В Трудовом кодексе Республики Казахстан (далее - ТК РК), в ст. 261, посвященной формам социального партнерства, участие работников в управлении организацией не обозначено. Вместе с тем данная форма косвенно реализуется через положения ст. 260, в силу которой социальное партнерство обеспечивается в форме взаимодействия сторон посредством органов социального партнерства на уровне организаций в форме соглашений или коллективных договоров, устанавливающих конкретные взаимные обязательства в сфере труда между представителями работников и работодателем, а в организациях с иностранным участием - резидентами Республики Казахстан на основе международных договоров (соглашений) и законодательства Республики Казахстан, а также ст. 266, посвященной регулированию социально-трудовых отношений на уровне организации. Рассматриваемая статья ТК РК определяет, что для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора и его заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)В Трудовом кодексе Республики Казахстан (далее - ТК РК), в ст. 261, посвященной формам социального партнерства, участие работников в управлении организацией не обозначено. Вместе с тем данная форма косвенно реализуется через положения ст. 260, в силу которой социальное партнерство обеспечивается в форме взаимодействия сторон посредством органов социального партнерства на уровне организаций в форме соглашений или коллективных договоров, устанавливающих конкретные взаимные обязательства в сфере труда между представителями работников и работодателем, а в организациях с иностранным участием - резидентами Республики Казахстан на основе международных договоров (соглашений) и законодательства Республики Казахстан, а также ст. 266, посвященной регулированию социально-трудовых отношений на уровне организации. Рассматриваемая статья ТК РК определяет, что для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора и его заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
Статья: Наставникам хотят установить надбавки
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 12)Для выполнения задач предлагается в ст. 60.2 ТК РФ установить, что допработа по другой профессии может осуществляться путем выполнения функций наставника. А в ст. 151 ТК РФ планируется ввести то, что доплаты за выполнение функций наставника, перечень и срок выполнения которых устанавливаются работодателем с письменного согласия работника, производятся с учетом гарантий, утверждаемых федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами (НПА) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, НПА органов местного самоуправления, актами социального партнерства, а при их отсутствии - локальными нормативными актами.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 12)Для выполнения задач предлагается в ст. 60.2 ТК РФ установить, что допработа по другой профессии может осуществляться путем выполнения функций наставника. А в ст. 151 ТК РФ планируется ввести то, что доплаты за выполнение функций наставника, перечень и срок выполнения которых устанавливаются работодателем с письменного согласия работника, производятся с учетом гарантий, утверждаемых федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами (НПА) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, НПА органов местного самоуправления, актами социального партнерства, а при их отсутствии - локальными нормативными актами.
Статья: Первые шаги на пути приватизации российского правосудия?
(Сорокин В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 4)При разрешении трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС) ее состав формируется из равного числа представителей работников и работодателя (ст. 384 ТК РФ), что превращает КТС в ситуационный орган социального партнерства для целей мирного урегулирования спора: чтобы принять решение простым большинством, сторонам нужно прийти к единой позиции. Поскольку закон не содержит каких-либо требований к наличию высшего юридического образования у членов КТС, то и задача такого органа состоит в том, чтобы не столько принять безукоризненно законное и обоснованное решение в соответствии с трудовым законодательством, сколько прийти к консенсусу и погасить трудовой конфликт. В этом смысле решение КТС, несмотря на требование закона об изложении обоснования решения со ссылкой на нормативно-правовые акты (ст. 388 ТК РФ), может оказаться лишь "приблизительным" по праву, но полностью удовлетворяющим интересы спорящих сторон. Таким образом, решение КТС в большей степени представляет собой обоюдную договоренность работника и работодателя в лице своих представителей по спорной ситуации, а не акт властного правоприменения. Законодатель уважает результат такой договоренности, воплощенной в решении КТС, и готов снабдить его принудительной исполнительной силой так же, как и более очевидные формы таких добровольных соглашений - нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и медиативные соглашения.
(Сорокин В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 4)При разрешении трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС) ее состав формируется из равного числа представителей работников и работодателя (ст. 384 ТК РФ), что превращает КТС в ситуационный орган социального партнерства для целей мирного урегулирования спора: чтобы принять решение простым большинством, сторонам нужно прийти к единой позиции. Поскольку закон не содержит каких-либо требований к наличию высшего юридического образования у членов КТС, то и задача такого органа состоит в том, чтобы не столько принять безукоризненно законное и обоснованное решение в соответствии с трудовым законодательством, сколько прийти к консенсусу и погасить трудовой конфликт. В этом смысле решение КТС, несмотря на требование закона об изложении обоснования решения со ссылкой на нормативно-правовые акты (ст. 388 ТК РФ), может оказаться лишь "приблизительным" по праву, но полностью удовлетворяющим интересы спорящих сторон. Таким образом, решение КТС в большей степени представляет собой обоюдную договоренность работника и работодателя в лице своих представителей по спорной ситуации, а не акт властного правоприменения. Законодатель уважает результат такой договоренности, воплощенной в решении КТС, и готов снабдить его принудительной исполнительной силой так же, как и более очевидные формы таких добровольных соглашений - нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и медиативные соглашения.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)2. В ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающей сотрудничество органов государственной власти и иных органов, находит отражение принцип социального партнерства. Как следует из указанной нормы, реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)2. В ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающей сотрудничество органов государственной власти и иных органов, находит отражение принцип социального партнерства. Как следует из указанной нормы, реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Статья: Реализация трудоправовых принципов в профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 12)Профессиональная деятельность судьи имеет особую специфику, характеризуемую проявлением трудоправовых принципов в действующем законодательном регулировании данной деятельности, а также наличием в ней типичных трудоправовых элементов: трудовой функции <1>, фигуры работодателя, органа социального партнерства <2>, рабочего времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, дисциплинарной ответственности <3>, квалификационной аттестации и дополнительного профессионального образования <4>. Трудоправовые принципы, наряду с трудоправовыми элементами профессиональной деятельности судьи, выявляют и подтверждают трудоправовую природу данной деятельности <5>.
(Луховская Ю.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 12)Профессиональная деятельность судьи имеет особую специфику, характеризуемую проявлением трудоправовых принципов в действующем законодательном регулировании данной деятельности, а также наличием в ней типичных трудоправовых элементов: трудовой функции <1>, фигуры работодателя, органа социального партнерства <2>, рабочего времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, дисциплинарной ответственности <3>, квалификационной аттестации и дополнительного профессионального образования <4>. Трудоправовые принципы, наряду с трудоправовыми элементами профессиональной деятельности судьи, выявляют и подтверждают трудоправовую природу данной деятельности <5>.
Статья: Вопросы правового регулирования оплаты труда в организациях здравоохранения
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Краткий анализ правовых мероприятий федеральных и региональных органов власти, посвященных внедрению "новых форм организации труда и заработной платы" на примере здравоохранения, позволяет увидеть картину обесценивания заработной платы медицинских работников. Причем данная новизна обозначена такими гаммами превосходных оттенков русского языка, как "гибкие подходы к регулированию оплаты труда" или "система оплаты труда, отличная от тарифной системы". И еще обращает внимание, что федеральная власть вкупе с постоянно действующим главным органом социального партнерства Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) предписывает, что "при переходе к системе социальной защиты граждан... субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования" <1> (курсив здесь и далее мой. - Г.Х.). Однако возникает вопрос: почему, наделяя этим прекрасным, но не нашедшим отражения в ТК РФ принципом, федеральные органы государственной власти не распространяют его на себя?
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Краткий анализ правовых мероприятий федеральных и региональных органов власти, посвященных внедрению "новых форм организации труда и заработной платы" на примере здравоохранения, позволяет увидеть картину обесценивания заработной платы медицинских работников. Причем данная новизна обозначена такими гаммами превосходных оттенков русского языка, как "гибкие подходы к регулированию оплаты труда" или "система оплаты труда, отличная от тарифной системы". И еще обращает внимание, что федеральная власть вкупе с постоянно действующим главным органом социального партнерства Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) предписывает, что "при переходе к системе социальной защиты граждан... субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования" <1> (курсив здесь и далее мой. - Г.Х.). Однако возникает вопрос: почему, наделяя этим прекрасным, но не нашедшим отражения в ТК РФ принципом, федеральные органы государственной власти не распространяют его на себя?
Статья: Принцип социального партнерства: конституционно-правовое измерение
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Следует согласиться с мнением С.Ю. Чучи, что иные сферы общественного бытия только выиграют от перенесения туда механизмов и принципов социального партнерства из социально-трудовой сферы. К успешно зарекомендовавшим себя в социально-трудовой сфере элементам социального партнерства относятся многоуровневые межсекторные системы: 1) органов социального партнерства (трехсторонние комиссии, координаторы - общероссийский, региональный, территориальный (муниципальный), локальный уровни), 2) трехсторонних соглашений (общероссийские, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные, локальные), а также принципы равноправия сторон, уважения и учета интересов сторон, заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе и иные формы взаимодействия социальных партнеров - переговоры, взаимные консультации и др.
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Следует согласиться с мнением С.Ю. Чучи, что иные сферы общественного бытия только выиграют от перенесения туда механизмов и принципов социального партнерства из социально-трудовой сферы. К успешно зарекомендовавшим себя в социально-трудовой сфере элементам социального партнерства относятся многоуровневые межсекторные системы: 1) органов социального партнерства (трехсторонние комиссии, координаторы - общероссийский, региональный, территориальный (муниципальный), локальный уровни), 2) трехсторонних соглашений (общероссийские, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные, локальные), а также принципы равноправия сторон, уважения и учета интересов сторон, заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе и иные формы взаимодействия социальных партнеров - переговоры, взаимные консультации и др.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)Статью 151 ТК РФ хотят дополнить положением о том, что доплаты за выполнение функций наставника производятся с учетом гарантий, утверждаемых федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, актами социального партнерства, а при их отсутствии - локальными нормативными актами.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)Статью 151 ТК РФ хотят дополнить положением о том, что доплаты за выполнение функций наставника производятся с учетом гарантий, утверждаемых федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, актами социального партнерства, а при их отсутствии - локальными нормативными актами.