Органы прокуратуры не подменяют
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы прокуратуры не подменяют (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Требование прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)...При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
(КонсультантПлюс, 2025)...При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Предмет надзора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""По смыслу приведенных положений Закона о прокуратуре, учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 названного Закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)С учетом изложенного предлагаем внести изменения в Закон о прокуратуре и изложить п. 2 ст. 21 следующим образом: "При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и органы местного самоуправления. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки".
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)С учетом изложенного предлагаем внести изменения в Закон о прокуратуре и изложить п. 2 ст. 21 следующим образом: "При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и органы местного самоуправления. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки".
Статья: К вопросу о признании прокуратуры Российской Федерации государственным органом в контексте проблемы наличия у нее правосубъектности
(Артеменков В.К.)
("Законность", 2022, N 7)В публичной сфере, связанной с осуществлением прокурорского надзора и уголовного преследования, Генеральная прокуратура, как и территориальные прокуратуры, буквально в нормативных правовых актах государственным органом не называется. И только положение п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, становится легальным основанием, позволяющим ученым определять прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему государственных органов <12>. При этом связь органов прокуратуры в рамках такой системы не образует у нее правовую волю, необходимую для участия в правоотношениях, так как любые их действия не влекут возникновения прав и обязанностей у прокуратуры РФ. В связи с этим обращает на себя внимание формулировка положений ч. 1 ст. 129 Конституции и п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре, согласно которым прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Как видим, функции в соответствии со своими полномочиями осуществляют органы прокуратуры, а не единая федеральная централизованная система (прокуратура РФ), которую они составляют. В ином случае в дефиниции "прокуратура РФ" применительно к родовому признаку "система" использовались бы слова "осуществляющая" и "выполняющая".
(Артеменков В.К.)
("Законность", 2022, N 7)В публичной сфере, связанной с осуществлением прокурорского надзора и уголовного преследования, Генеральная прокуратура, как и территориальные прокуратуры, буквально в нормативных правовых актах государственным органом не называется. И только положение п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, становится легальным основанием, позволяющим ученым определять прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему государственных органов <12>. При этом связь органов прокуратуры в рамках такой системы не образует у нее правовую волю, необходимую для участия в правоотношениях, так как любые их действия не влекут возникновения прав и обязанностей у прокуратуры РФ. В связи с этим обращает на себя внимание формулировка положений ч. 1 ст. 129 Конституции и п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре, согласно которым прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Как видим, функции в соответствии со своими полномочиями осуществляют органы прокуратуры, а не единая федеральная централизованная система (прокуратура РФ), которую они составляют. В ином случае в дефиниции "прокуратура РФ" применительно к родовому признаку "система" использовались бы слова "осуществляющая" и "выполняющая".
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года"В соответствии с оспоренными взаимосвязанными положениями органами прокуратуры в рамках надзора за исполнением законов некоммерческими организациями проводятся проверки, в ходе которых требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению; осуществляя надзор за исполнением законов некоммерческими организациями, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы; прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, и требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемой организации представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также привлекать к участию в проверочных мероприятиях представителей (сотрудников) иных государственных органов.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года"В соответствии с оспоренными взаимосвязанными положениями органами прокуратуры в рамках надзора за исполнением законов некоммерческими организациями проводятся проверки, в ходе которых требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению; осуществляя надзор за исполнением законов некоммерческими организациями, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы; прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, и требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемой организации представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также привлекать к участию в проверочных мероприятиях представителей (сотрудников) иных государственных органов.
Путеводитель по кадровым вопросам. Роль прокуратуры при проведении проверок деятельности организацийКак было указано выше, органы прокуратуры не подменяют государственные органы. Прокурор (его заместитель), признав поступившую к нему жалобу обоснованной, не может вменить в обязанность организации (должностному лицу) совершение действий, необходимых для восстановления нарушенного права. Он лишь выносит представление об устранении нарушений закона (в добровольном, а не в принудительном порядке), приносит протест на противоречащий закону акт.
Статья: Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации: правовое регулирование и практика организации
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Помимо перечисленных структур также общий надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе и в области их финансово-хозяйственной деятельности осуществляет прокуратура Российской Федерации. Так, в решении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. указано, что "в рамках надзора за исполнением законов некоммерческими организациями проводятся проверки, в ходе которых требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению". При этом Конституционный Суд обращает внимание на то, что, "осуществляя надзор за исполнением законов некоммерческими организациями, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы" <15>.
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Помимо перечисленных структур также общий надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе и в области их финансово-хозяйственной деятельности осуществляет прокуратура Российской Федерации. Так, в решении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. указано, что "в рамках надзора за исполнением законов некоммерческими организациями проводятся проверки, в ходе которых требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению". При этом Конституционный Суд обращает внимание на то, что, "осуществляя надзор за исполнением законов некоммерческими организациями, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы" <15>.
Статья: Регрессный иск прокурора в системе обязательного медицинского страхования: необходимость или подмена иных органов?
(Веневитина В.А.)
("Законность", 2023, N 2)Вместе с тем п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре закреплен основополагающий принцип, согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные органы, что подчеркивает именно вневедомственный и межотраслевой характер прокурорского надзора как института, предназначенного для универсальной, постоянной и эффективной защиты конституционно значимых ценностей.
(Веневитина В.А.)
("Законность", 2023, N 2)Вместе с тем п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре закреплен основополагающий принцип, согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные органы, что подчеркивает именно вневедомственный и межотраслевой характер прокурорского надзора как института, предназначенного для универсальной, постоянной и эффективной защиты конституционно значимых ценностей.
Статья: Зачем превращать картель в гражданско-правовую сделку?
(Султанов А.Р.)
("Российская юстиция", 2025, N 2)Очевидно, что вторая цель не достигается подачей иска прокуратурой. Законодатель предусмотрел подобные ситуации в пункте 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", где установлено, что "органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций". Прокурор должен использовать другие меры реагирования - протесты и т.п.
(Султанов А.Р.)
("Российская юстиция", 2025, N 2)Очевидно, что вторая цель не достигается подачей иска прокуратурой. Законодатель предусмотрел подобные ситуации в пункте 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", где установлено, что "органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций". Прокурор должен использовать другие меры реагирования - протесты и т.п.
Статья: Прокурорская проверка как средство выявления нарушения закона: проблемы теории и практики
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Еще одна проблема обусловлена положениями ч. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре РФ, согласно которым органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Приведенные положения касаются всех сторон прокурорской деятельности, поскольку предмет любого направления прокурорской деятельности включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Де-факто в государстве существуют многочисленные структуры, осуществляющие указанный контроль. Возникает вопрос: в каких случаях органы прокуратуры при появлении сведений о несоблюдении прав и свобод человека и гражданина вправе вмешиваться, применяя средства выявления указанных нарушений? В нашем государстве за соблюдением практически всех прав и свобод осуществляется контроль со стороны конкретных государственных органов и их должностных лиц. Исходя из теории компенсаторной деятельности прокуратуры <6> прокурор вправе провести проверку лишь в случае неисполнения контролирующими органами или должностными лицами своих обязанностей. В противном случае прокурор нарушит положения закона. На практике все иначе. Существующая "палочная" система показателей до настоящего времени довлеет над прокурорами, обусловливая подмену прокурорами контролирующих государственных органов и должностных лиц посредством проведения прокурорских проверок.
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Еще одна проблема обусловлена положениями ч. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре РФ, согласно которым органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Приведенные положения касаются всех сторон прокурорской деятельности, поскольку предмет любого направления прокурорской деятельности включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Де-факто в государстве существуют многочисленные структуры, осуществляющие указанный контроль. Возникает вопрос: в каких случаях органы прокуратуры при появлении сведений о несоблюдении прав и свобод человека и гражданина вправе вмешиваться, применяя средства выявления указанных нарушений? В нашем государстве за соблюдением практически всех прав и свобод осуществляется контроль со стороны конкретных государственных органов и их должностных лиц. Исходя из теории компенсаторной деятельности прокуратуры <6> прокурор вправе провести проверку лишь в случае неисполнения контролирующими органами или должностными лицами своих обязанностей. В противном случае прокурор нарушит положения закона. На практике все иначе. Существующая "палочная" система показателей до настоящего времени довлеет над прокурорами, обусловливая подмену прокурорами контролирующих государственных органов и должностных лиц посредством проведения прокурорских проверок.
Статья: Об организации прокурорского надзора за исполнением законов (на примере войск национальной гвардии Российской Федерации)
(Кайнов В.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Принципиальное требование п. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, подчеркивает именно вневедомственный и межотраслевой характер прокурорского надзора как института, предназначенного для универсальной, постоянной и эффективной защиты конституционно значимых ценностей, а следовательно, распространяющегося и на те сферы общественных отношений, применительно к которым действует специальный (ведомственный) государственный контроль (надзор). При этом во взаимоотношениях с другими государственными органами, осуществляющими функции государственного контроля (надзора), прокуратура Российской Федерации занимает координирующее положение, что обусловливается наличием как специального правового регулирования порядка реализации ею надзорных функций (на которые не могут быть автоматически распространены общие подходы к организации и проведению специального (ведомственного) государственного контроля (надзора), в том числе в части определения плановости, предмета контрольно-надзорной деятельности, полномочий осуществляющих ее субъектов, степени правовой детализации процедурных условий), так и особого организационно-кадрового механизма, призванного обеспечивать реализацию функции надзора за исполнением законов в системе органов прокуратуры лицами, имеющими высокую правовую квалификацию, и не требует детальной регламентации порядка реализации ими надзорных функций, более необходимой в отношении других видов государственного контроля (надзора).
(Кайнов В.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 1)Принципиальное требование п. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, подчеркивает именно вневедомственный и межотраслевой характер прокурорского надзора как института, предназначенного для универсальной, постоянной и эффективной защиты конституционно значимых ценностей, а следовательно, распространяющегося и на те сферы общественных отношений, применительно к которым действует специальный (ведомственный) государственный контроль (надзор). При этом во взаимоотношениях с другими государственными органами, осуществляющими функции государственного контроля (надзора), прокуратура Российской Федерации занимает координирующее положение, что обусловливается наличием как специального правового регулирования порядка реализации ею надзорных функций (на которые не могут быть автоматически распространены общие подходы к организации и проведению специального (ведомственного) государственного контроля (надзора), в том числе в части определения плановости, предмета контрольно-надзорной деятельности, полномочий осуществляющих ее субъектов, степени правовой детализации процедурных условий), так и особого организационно-кадрового механизма, призванного обеспечивать реализацию функции надзора за исполнением законов в системе органов прокуратуры лицами, имеющими высокую правовую квалификацию, и не требует детальной регламентации порядка реализации ими надзорных функций, более необходимой в отношении других видов государственного контроля (надзора).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В-третьих, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В-третьих, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Статья: К вопросу о прокурорской проверке
(Афанасьева Т.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)В то же время вопрос о предмете и основаниях прокурорской проверки вызывает наибольшие споры, поскольку напрямую связан с проблемой так называемой подмены прокуратурой иных органов власти при проведении проверочных мероприятий. В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" прямо указано, что при осуществлении надзорных полномочий органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
(Афанасьева Т.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)В то же время вопрос о предмете и основаниях прокурорской проверки вызывает наибольшие споры, поскольку напрямую связан с проблемой так называемой подмены прокуратурой иных органов власти при проведении проверочных мероприятий. В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" прямо указано, что при осуществлении надзорных полномочий органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.