Органы прокуратуры не подменяют



Подборка наиболее важных документов по запросу Органы прокуратуры не подменяют (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Требование прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)
...При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Предмет надзора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""По смыслу приведенных положений Закона о прокуратуре, учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 названного Закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)
С учетом изложенного предлагаем внести изменения в Закон о прокуратуре и изложить п. 2 ст. 21 следующим образом: "При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и органы местного самоуправления. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки".
Статья: К вопросу о признании прокуратуры Российской Федерации государственным органом в контексте проблемы наличия у нее правосубъектности
(Артеменков В.К.)
("Законность", 2022, N 7)
В публичной сфере, связанной с осуществлением прокурорского надзора и уголовного преследования, Генеральная прокуратура, как и территориальные прокуратуры, буквально в нормативных правовых актах государственным органом не называется. И только положение п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, становится легальным основанием, позволяющим ученым определять прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему государственных органов <12>. При этом связь органов прокуратуры в рамках такой системы не образует у нее правовую волю, необходимую для участия в правоотношениях, так как любые их действия не влекут возникновения прав и обязанностей у прокуратуры РФ. В связи с этим обращает на себя внимание формулировка положений ч. 1 ст. 129 Конституции и п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре, согласно которым прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Как видим, функции в соответствии со своими полномочиями осуществляют органы прокуратуры, а не единая федеральная централизованная система (прокуратура РФ), которую они составляют. В ином случае в дефиниции "прокуратура РФ" применительно к родовому признаку "система" использовались бы слова "осуществляющая" и "выполняющая".
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года"
В соответствии с оспоренными взаимосвязанными положениями органами прокуратуры в рамках надзора за исполнением законов некоммерческими организациями проводятся проверки, в ходе которых требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению; осуществляя надзор за исполнением законов некоммерческими организациями, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы; прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, и требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемой организации представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также привлекать к участию в проверочных мероприятиях представителей (сотрудников) иных государственных органов.
показать больше документов