Органы и агенты валютного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы и агенты валютного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 24 "Права и обязанности резидентов и нерезидентов" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""Исходя из положений части 5 статьи 23, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ, резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы, связанные с проведением валютных операций, которые должны содержать достоверную информацию и быть действительными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)Органы и агенты валютного контроля, Правительство РФ осуществляют валютный контроль в РФ (ч. 1 ст. 22 Закона о валютном регулировании).
(КонсультантПлюс, 2025)Органы и агенты валютного контроля, Правительство РФ осуществляют валютный контроль в РФ (ч. 1 ст. 22 Закона о валютном регулировании).
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
Статья: Банк России как орган публичного финансового контроля
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Наиболее ярким примером функционального взаимодействия Банка России с отдельными органами, входящими в единую систему публичной власти, служит осуществление валютного контроля, поскольку он носит комплексный характер и требует привлечение субъектов, наделенных властными полномочиями в обеспечении контроля в различных общественных отношениях. Пункт 6 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <14> прямо указывает на взаимодействие между Правительством РФ и органами валютного контроля с Центральным банком РФ, также всесторонний валютный контроль при заключении и исполнении внешнеторговых контрактов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и своевременным поступлением товаров либо денежных средств на территорию страны, невозможен без сотрудничества и обмена информацией и документами между Банком России и Федеральной таможенной службой. Кроме того, при осуществлении контрольных мероприятий органами и агентами валютного контроля в случае выявления нарушений требований действующего законодательства, не относящихся к компетенции такого органа, последний обязан проинформировать орган, к чьей компетенции относятся подобные нарушения.
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Наиболее ярким примером функционального взаимодействия Банка России с отдельными органами, входящими в единую систему публичной власти, служит осуществление валютного контроля, поскольку он носит комплексный характер и требует привлечение субъектов, наделенных властными полномочиями в обеспечении контроля в различных общественных отношениях. Пункт 6 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <14> прямо указывает на взаимодействие между Правительством РФ и органами валютного контроля с Центральным банком РФ, также всесторонний валютный контроль при заключении и исполнении внешнеторговых контрактов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и своевременным поступлением товаров либо денежных средств на территорию страны, невозможен без сотрудничества и обмена информацией и документами между Банком России и Федеральной таможенной службой. Кроме того, при осуществлении контрольных мероприятий органами и агентами валютного контроля в случае выявления нарушений требований действующего законодательства, не относящихся к компетенции такого органа, последний обязан проинформировать орган, к чьей компетенции относятся подобные нарушения.
Статья: Понятие и виды административных органов в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, поскольку КоАП РФ, законы субъектов РФ об административной ответственности уполномочивают на составление протоколов об административных правонарушениях наравне с ними другие органы, например Банк России, органы местного самоуправления, агентов валютного контроля, можно заключить, что в определенных случаях те также могут подразумеваться под административными органами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, поскольку КоАП РФ, законы субъектов РФ об административной ответственности уполномочивают на составление протоколов об административных правонарушениях наравне с ними другие органы, например Банк России, органы местного самоуправления, агентов валютного контроля, можно заключить, что в определенных случаях те также могут подразумеваться под административными органами.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)В общем случае контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля (ч. 5 ст. 22 Закона N 173-ФЗ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)В общем случае контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля (ч. 5 ст. 22 Закона N 173-ФЗ).
Статья: Легализация майнинга и криптобиржи в России: риски и пределы правового регулирования
(Савина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Представляется, что Банк России должен прогнозировать такие угрозы перед утверждением программы экспериментального правового режима. Однако сложность подобного прогнозирования может заключаться в том, что данная программа должна предусматривать особенности использования цифровой валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам), права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
(Савина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Представляется, что Банк России должен прогнозировать такие угрозы перед утверждением программы экспериментального правового режима. Однако сложность подобного прогнозирования может заключаться в том, что данная программа должна предусматривать особенности использования цифровой валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам), права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
Статья: Новое в русле развития финансовых технологий
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 10)- допустить, что программой ЭПР в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке могут быть установлены возможности использования цифровой валюты в качестве валютной ценности, осуществления операций с цифровыми валютами в качестве средства платежа во внешнеторговой деятельности, права и обязанности как резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой, так и органов и агентов валютного контроля в данной части;
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 10)- допустить, что программой ЭПР в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке могут быть установлены возможности использования цифровой валюты в качестве валютной ценности, осуществления операций с цифровыми валютами в качестве средства платежа во внешнеторговой деятельности, права и обязанности как резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой, так и органов и агентов валютного контроля в данной части;
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В рамках своих полномочий Правительство Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля осуществляют координацию и взаимодействие по следующим направлениям валютного контроля:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В рамках своих полномочий Правительство Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля осуществляют координацию и взаимодействие по следующим направлениям валютного контроля:
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующим актом является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который согласно его ст. 2 (в ред. Федерального закона от 11 марта 2024 г. N 45-ФЗ <241>) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой России, внутренними ценными бумагами за пределами территории России, цифровыми правами на территории России, валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, цифровыми правами, не являющимися валютными ценностями, на территории России, валютой России, внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующим актом является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который согласно его ст. 2 (в ред. Федерального закона от 11 марта 2024 г. N 45-ФЗ <241>) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой России, внутренними ценными бумагами за пределами территории России, цифровыми правами на территории России, валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, цифровыми правами, не являющимися валютными ценностями, на территории России, валютой России, внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Законом N 173-ФЗ;
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Законом N 173-ФЗ;
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания при рассмотрении вопросов цифровизации публичного финансового контроля в денежно-кредитной сфере заслуживают вопросы валютного контроля. Н.М. Артемов определяет валютный контроль как совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций <3>. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и предупреждения совершения валютных правонарушений. Валютные операции связаны с движением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Совершение финансовых транзакций, отвечающих признакам валютных операций, контролируется со стороны органов и агентов валютного контроля, причем такими субъектами являются Банк России, Правительство РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ". Внедрение цифровых технологий в деятельность указанных органов с точки зрения валютного контроля является наименее развитым и в основном сводится к оперативному обмену информацией о совершении валютных операций. Между органами и объектами валютного контроля организован обмен электронными сообщениями.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Отдельного внимания при рассмотрении вопросов цифровизации публичного финансового контроля в денежно-кредитной сфере заслуживают вопросы валютного контроля. Н.М. Артемов определяет валютный контроль как совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций <3>. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и предупреждения совершения валютных правонарушений. Валютные операции связаны с движением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Совершение финансовых транзакций, отвечающих признакам валютных операций, контролируется со стороны органов и агентов валютного контроля, причем такими субъектами являются Банк России, Правительство РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба, уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ". Внедрение цифровых технологий в деятельность указанных органов с точки зрения валютного контроля является наименее развитым и в основном сводится к оперативному обмену информацией о совершении валютных операций. Между органами и объектами валютного контроля организован обмен электронными сообщениями.
Статья: Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Полагаем, что валютное регулирование можно определить как комплекс мер правового, экономического и иного характера, направленных на защиту российской валюты (рубля) и обеспечение устойчивости денежного обращения Российской Федерации в целом. Собственно правовая составляющая валютного регулирования заключается в закреплении правил совершения валютных операций между резидентами и/или нерезидентами; определении особенностей учета и отчетности в отношении валютных операций; установлении ограничений по проведению валютных операций (валютных ограничений); проведении контроля со стороны органов и агентов валютного контроля, направленного на определение полноты выполнения возложенных на резидентов и нерезидентов обязательств в отношении государства, а также применении к лицам, допустившим нарушения в рассматриваемой области, мер принуждения.
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Полагаем, что валютное регулирование можно определить как комплекс мер правового, экономического и иного характера, направленных на защиту российской валюты (рубля) и обеспечение устойчивости денежного обращения Российской Федерации в целом. Собственно правовая составляющая валютного регулирования заключается в закреплении правил совершения валютных операций между резидентами и/или нерезидентами; определении особенностей учета и отчетности в отношении валютных операций; установлении ограничений по проведению валютных операций (валютных ограничений); проведении контроля со стороны органов и агентов валютного контроля, направленного на определение полноты выполнения возложенных на резидентов и нерезидентов обязательств в отношении государства, а также применении к лицам, допустившим нарушения в рассматриваемой области, мер принуждения.