Органы государственной власти Самарской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы государственной власти Самарской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" УК РФ"В результате своих действий Ф.В.МА. создал условия для неблагоприятного воздействия на выявленный объект культурного наследия, а также и для его уничтожения; противоправная деятельность осужденного несомненно отрицательно повлияла на нормальную работу и авторитет государственного органа - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, умалила авторитет должностного лица, возглавляющего государственный орган регионального значения. Таким образом, выводы суда о существенном нарушении охраняемых законом интересов общества и государства следует признать обоснованными, и с учетом изложенного, доводы о том, что выявленный объект культурного наследия не пострадал, не могут свидетельствовать об отсутствии объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 72 Конституции РФ"Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика реализации в административном судопроизводстве и нормотворчестве запрета на преодоление решения суда о признании нормативного правового акта недействующим повторным принятием такого же акта
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения. Здесь нельзя не согласиться с В.Б. Немцевой в том, что мотивы решения суда по делам об оспаривании нормативных актов являются суждениями суда о содержании нормативных актов. Судебное решение об оспаривании нормативного акта имеет специфический объект исследования - нормативный акт. Его содержанием является толкование нормативных актов. Резолютивная часть решения не может быть понята в отрыве от его мотивов. При реализации оспоренных норм имеет значение не только вывод суда по делу об оспаривании нормативного акта, но и сам ход его рассуждений. Непризнание за мотивами судебного решения законной силы приведет к неправильной реализации судебных предписаний. Мотивы судебного решения по делам об оспаривании нормативного акта, которые заключаются в толковании правовых норм, вступают в законную силу, являются окончательными, их обязательность имеет и преюдициальное значение при рассмотрении судом дел об оспаривании производных или повторных актов <64>. Приведем пример повторного принятия акта, не учитывающего мотивы признания первоначального акта недействующими. Так, признаны недействующими нормы закона Самарской области о статусе депутата Самарской губернской думы в части, обязывающей руководителей и (или) должностных лиц организаций в установленные сроки представить запрошенную депутатом информацию, сведения и документы на запрос или ответ на его обращение, безотлагательно принять депутата <65>. В модернизированном регулировании данная обязанность возложена на руководителей и (или) должностных лиц организаций, финансируемых за счет средств областного и местного бюджета, либо имеющих льготы по уплате региональных и местных налогов, либо имеющих в качестве учредителей государственные органы Самарской области, органы местного самоуправления. При оценке внесенных изменений суд указал, что они направлены на исполнение судебного акта, но не отвечают требованиям законодательства по тем же основаниям (региональный законодатель вышел за пределы полномочий, поскольку регулирование деятельности юридических лиц, не подведомственных органам государственной власти Самарской области, является прерогативой федерального законодателя) <66>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения. Здесь нельзя не согласиться с В.Б. Немцевой в том, что мотивы решения суда по делам об оспаривании нормативных актов являются суждениями суда о содержании нормативных актов. Судебное решение об оспаривании нормативного акта имеет специфический объект исследования - нормативный акт. Его содержанием является толкование нормативных актов. Резолютивная часть решения не может быть понята в отрыве от его мотивов. При реализации оспоренных норм имеет значение не только вывод суда по делу об оспаривании нормативного акта, но и сам ход его рассуждений. Непризнание за мотивами судебного решения законной силы приведет к неправильной реализации судебных предписаний. Мотивы судебного решения по делам об оспаривании нормативного акта, которые заключаются в толковании правовых норм, вступают в законную силу, являются окончательными, их обязательность имеет и преюдициальное значение при рассмотрении судом дел об оспаривании производных или повторных актов <64>. Приведем пример повторного принятия акта, не учитывающего мотивы признания первоначального акта недействующими. Так, признаны недействующими нормы закона Самарской области о статусе депутата Самарской губернской думы в части, обязывающей руководителей и (или) должностных лиц организаций в установленные сроки представить запрошенную депутатом информацию, сведения и документы на запрос или ответ на его обращение, безотлагательно принять депутата <65>. В модернизированном регулировании данная обязанность возложена на руководителей и (или) должностных лиц организаций, финансируемых за счет средств областного и местного бюджета, либо имеющих льготы по уплате региональных и местных налогов, либо имеющих в качестве учредителей государственные органы Самарской области, органы местного самоуправления. При оценке внесенных изменений суд указал, что они направлены на исполнение судебного акта, но не отвечают требованиям законодательства по тем же основаниям (региональный законодатель вышел за пределы полномочий, поскольку регулирование деятельности юридических лиц, не подведомственных органам государственной власти Самарской области, является прерогативой федерального законодателя) <66>.
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Толкуя приведенные нормы, Конституционный Суд РФ указал, что названные конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты - как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 N 71-О "По запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Толкуя приведенные нормы, Конституционный Суд РФ указал, что названные конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты - как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 N 71-О "По запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.06.2020 N 27-П
"По делу о проверке конституционности статьи 3.4 Закона Самарской области "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" в связи с жалобой граждан Н.П. Барановой, А.Г. Круглова и Д.И. Сталина"5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), а также в официальных изданиях органов государственной власти Самарской области. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
"По делу о проверке конституционности статьи 3.4 Закона Самарской области "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" в связи с жалобой граждан Н.П. Барановой, А.Г. Круглова и Д.И. Сталина"5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), а также в официальных изданиях органов государственной власти Самарской области. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Решение Верховного Суда РФ от 02.10.1998 N ГКПИ98-448
<О признании незаконным (недействующим) и не подлежащим применению Постановления Правительства РФ от 17.07.1998 N 786 "Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость">Оспариваемые Постановления Правительства РФ приняты в середине бюджетного года, а поэтому согласно п. "д" ст. 2 Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Самарской области" они могли быть введены в действие с указанной в них даты (1 августа 1998 г.) только по согласованию с органами государственной власти Самарской области, чего сделано не было.
<О признании незаконным (недействующим) и не подлежащим применению Постановления Правительства РФ от 17.07.1998 N 786 "Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость">Оспариваемые Постановления Правительства РФ приняты в середине бюджетного года, а поэтому согласно п. "д" ст. 2 Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Самарской области" они могли быть введены в действие с указанной в них даты (1 августа 1998 г.) только по согласованию с органами государственной власти Самарской области, чего сделано не было.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В данном случае особую важность приобретает правильное закрепление целей, на которые могут расходоваться средства резервных фондов, в нормативных правовых актах соответствующих публично-правовых образований. Общие цели формирования таких фондов, выделенные в БК РФ, обычно фиксируются всеми субъектами Федерации или муниципальными образованиями одинаково. Так, средства резервных фондов государственных органов исполнительной власти (местных администраций), в соответствии со ст. 81 БК РФ, могут быть использованы на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Однако расходование средств может осуществляться и на иные цели, которые должны быть обязательно урегулированы в нормативных правовых актах. Например, средства резервного фонда губернатора Самарской области предназначены для оказания финансовой поддержки общественным и религиозным организациям и материальной помощи отдельным категориям граждан (важно будет оценить точное соответствие физического лица, получившего помощь, всем критериям ее предоставления), для материального поощрения победителей конкурсов и спортивных соревнований и т.д. <13>. Резервный фонд Правительства Саратовской области может расходоваться на проведение работ по восстановлению систем водоснабжения населения и (или) водоотведения, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по заполнению лиманов (в обоих случаях речь идет о предоставлении межбюджетных трансфертов на соответствующие цели), на организацию и проведение дератизационных мероприятий на территории памятника природы "Кумысная поляна" и т.д. <14>.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В данном случае особую важность приобретает правильное закрепление целей, на которые могут расходоваться средства резервных фондов, в нормативных правовых актах соответствующих публично-правовых образований. Общие цели формирования таких фондов, выделенные в БК РФ, обычно фиксируются всеми субъектами Федерации или муниципальными образованиями одинаково. Так, средства резервных фондов государственных органов исполнительной власти (местных администраций), в соответствии со ст. 81 БК РФ, могут быть использованы на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Однако расходование средств может осуществляться и на иные цели, которые должны быть обязательно урегулированы в нормативных правовых актах. Например, средства резервного фонда губернатора Самарской области предназначены для оказания финансовой поддержки общественным и религиозным организациям и материальной помощи отдельным категориям граждан (важно будет оценить точное соответствие физического лица, получившего помощь, всем критериям ее предоставления), для материального поощрения победителей конкурсов и спортивных соревнований и т.д. <13>. Резервный фонд Правительства Саратовской области может расходоваться на проведение работ по восстановлению систем водоснабжения населения и (или) водоотведения, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по заполнению лиманов (в обоих случаях речь идет о предоставлении межбюджетных трансфертов на соответствующие цели), на организацию и проведение дератизационных мероприятий на территории памятника природы "Кумысная поляна" и т.д. <14>.
Статья: Региональное правотворчество в сфере защиты политических прав и свобод: возможности и пределы
(Соболева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Такое законодательное регулирование, какими бы ни были его цели, не согласуется с ч. 1 ст. 1 и ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", однозначно ориентирующими субъекты РФ на то, что делегированное им полномочие по дополнительному определению в своих законах мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, предполагает их связанность при установлении соответствующих мест не общими, объявленными федеральным законодателем целями защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, а конкретными обстоятельствами, характерными для тех или иных субъектов РФ, и не наделяет их правом введения абстрактных запретов, имеющих первичный нормообразующий характер, во всяком случае, когда установленный федеральным законодателем запрет на проведение публичных мероприятий в местах, имеющих однопорядковые юридические свойства (территория, примыкающая к органам государственной власти и государственным учреждениям), принципиально не охватывает собой региональный и муниципальный уровень организации публичной власти <13>.
(Соболева Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Такое законодательное регулирование, какими бы ни были его цели, не согласуется с ч. 1 ст. 1 и ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", однозначно ориентирующими субъекты РФ на то, что делегированное им полномочие по дополнительному определению в своих законах мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, предполагает их связанность при установлении соответствующих мест не общими, объявленными федеральным законодателем целями защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, а конкретными обстоятельствами, характерными для тех или иных субъектов РФ, и не наделяет их правом введения абстрактных запретов, имеющих первичный нормообразующий характер, во всяком случае, когда установленный федеральным законодателем запрет на проведение публичных мероприятий в местах, имеющих однопорядковые юридические свойства (территория, примыкающая к органам государственной власти и государственным учреждениям), принципиально не охватывает собой региональный и муниципальный уровень организации публичной власти <13>.
Статья: Правовая природа принудительного выкупа имущества для государственных нужд как форма законного ограничения правоспособности
(Челышева Н.Ю.)
("Гражданское право", 2024, N 1)<5> Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 540-О "По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 2.
(Челышева Н.Ю.)
("Гражданское право", 2024, N 1)<5> Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 540-О "По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 2.
Статья: О вопросах, возникающих при трудоустройстве медицинских работников по внешнему или внутреннему совместительству
(Бобровская О.Н., Галицина А.А.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Правовое обоснование: в соответствии с ч. 6 ст. 282 ТК РФ для отдельных категорий работников установлены специальные критерии выполнения работы по совместительству в порядке, определяемом Правительством РФ. Вопросы совместительства для медицинских работников определены Постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" <6>. Так, медицинские работники вправе осуществлять работу по совместительству в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, а также в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени; продолжительность работы по совместительству в течение месяца не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Это означает, что ограничения по продолжительности работы по совместительству, установленные в ст. 284 ТК РФ, для медицинского персонала нивелируются. Дополнением к сказанному является также особый порядок приглашения медицинских работников на работу по совместительству в случае выявления кадрового дефицита: продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в организациях, находящихся в ведении субъектов РФ, определяется органами государственной власти субъектов РФ. Таким образом, продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в организациях системы здравоохранения регионального подчинения определяется приказами минздрава соответствующих субъектов РФ, включающими также перечни должностей <7>. Пример: согласно Приказу министерства здравоохранения Самарской области от 6 июля 2020 г. N 14-н "Об утверждении Порядка установления продолжительности работы по совместительству врачей и среднего медицинского персонала государственных учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области" недостаток врачей определяется, исходя из процентного соотношения числа вакантных должностей медицинских работников к общему числу штатных должностей медицинских работников. Перечень конкретных должностей медицинских работников, в отношении которых может быть применен режим совместительства, устанавливается руководителем медицинской организации. При этом продолжительность работы по совместительству в течение месяца по каждому трудовому договору не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели <8>.
(Бобровская О.Н., Галицина А.А.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Правовое обоснование: в соответствии с ч. 6 ст. 282 ТК РФ для отдельных категорий работников установлены специальные критерии выполнения работы по совместительству в порядке, определяемом Правительством РФ. Вопросы совместительства для медицинских работников определены Постановлением Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" <6>. Так, медицинские работники вправе осуществлять работу по совместительству в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, а также в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени; продолжительность работы по совместительству в течение месяца не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Это означает, что ограничения по продолжительности работы по совместительству, установленные в ст. 284 ТК РФ, для медицинского персонала нивелируются. Дополнением к сказанному является также особый порядок приглашения медицинских работников на работу по совместительству в случае выявления кадрового дефицита: продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в организациях, находящихся в ведении субъектов РФ, определяется органами государственной власти субъектов РФ. Таким образом, продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в организациях системы здравоохранения регионального подчинения определяется приказами минздрава соответствующих субъектов РФ, включающими также перечни должностей <7>. Пример: согласно Приказу министерства здравоохранения Самарской области от 6 июля 2020 г. N 14-н "Об утверждении Порядка установления продолжительности работы по совместительству врачей и среднего медицинского персонала государственных учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Самарской области" недостаток врачей определяется, исходя из процентного соотношения числа вакантных должностей медицинских работников к общему числу штатных должностей медицинских работников. Перечень конкретных должностей медицинских работников, в отношении которых может быть применен режим совместительства, устанавливается руководителем медицинской организации. При этом продолжительность работы по совместительству в течение месяца по каждому трудовому договору не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели <8>.
Статья: Репутация публично-правового образования и возможность ее недобросовестной деформации
(Парыгина Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<23> См.: Определения КС РФ от 4 декабря 1997 г. N 139-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона "О переводном и простом векселе", от 1 октября 1998 г. N 168-О "По запросу Администрации Московской области о проверке конституционности части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации", от 2 ноября 2006 г. N 540-О "По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
(Парыгина Н.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<23> См.: Определения КС РФ от 4 декабря 1997 г. N 139-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона "О переводном и простом векселе", от 1 октября 1998 г. N 168-О "По запросу Администрации Московской области о проверке конституционности части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации", от 2 ноября 2006 г. N 540-О "По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья: К вопросу о содержании понятия "единая система публичной власти в субъекте Российской Федерации"
(Блещик А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)<9> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. N 540-О "По запросу правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 2.
(Блещик А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)<9> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. N 540-О "По запросу правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 2.
Статья: Резервирование земель: некоторые проблемы правового регулирования и правоприменительной практики
(Макин Р.В., Маркелова А.А.)
("Закон", 2022, N 4)С учетом критерия срочности ограничений на практике предпринимаются попытки рассчитать убытки в связи с резервированием на основании ставок арендной платы <34>. Однако такой расчет также отвергается судами в связи с тем, что само по себе решение о резервировании не предполагает право государственных органов использовать земельный участок, что не позволяет применять ставки арендной платы.
(Макин Р.В., Маркелова А.А.)
("Закон", 2022, N 4)С учетом критерия срочности ограничений на практике предпринимаются попытки рассчитать убытки в связи с резервированием на основании ставок арендной платы <34>. Однако такой расчет также отвергается судами в связи с тем, что само по себе решение о резервировании не предполагает право государственных органов использовать земельный участок, что не позволяет применять ставки арендной платы.
Статья: Перепрофилирование и отчуждение недвижимого имущества, поступившего в собственность муниципального образования в порядке ст. 225 ГК РФ
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)<12> Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 540-О "По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)<12> Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 540-О "По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Соотношение иска о признании недействительным акта гражданского состояния и требования об аннулировании актовой записи
(Низамиева О.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)Так, решением Ленинского районного суда г. Самары Самарской области отказано в иске об аннулировании актовой записи о расторжении брака бывшему супругу, участвовавшему в осуществлении фиктивного развода. По мнению суда, ссылки истца на продолжение совместного проживания после расторжения брака нерелевантны, поскольку совместное проживание не имеет юридического значения для определения наличия или отсутствия юридического состояния брака. Утверждения истца о том, что супруги не преследовали цели прекратить семейные отношения, не имеют правового значения, поскольку законодательству неизвестно понятие фиктивного расторжения брака. Брак есть юридическое состояние, расторжение брака представляет собой основанный на волеизъявлении супругов юридический акт органа государственной власти, прекращающий это состояние, он не может быть фиктивным. Наличие выраженного в надлежащей форме волеизъявления супругов на совершение органом ЗАГС такого юридического акта истец не оспаривает. Мотивы этого волеизъявления правового значения не имеют <31>.
(Низамиева О.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)Так, решением Ленинского районного суда г. Самары Самарской области отказано в иске об аннулировании актовой записи о расторжении брака бывшему супругу, участвовавшему в осуществлении фиктивного развода. По мнению суда, ссылки истца на продолжение совместного проживания после расторжения брака нерелевантны, поскольку совместное проживание не имеет юридического значения для определения наличия или отсутствия юридического состояния брака. Утверждения истца о том, что супруги не преследовали цели прекратить семейные отношения, не имеют правового значения, поскольку законодательству неизвестно понятие фиктивного расторжения брака. Брак есть юридическое состояние, расторжение брака представляет собой основанный на волеизъявлении супругов юридический акт органа государственной власти, прекращающий это состояние, он не может быть фиктивным. Наличие выраженного в надлежащей форме волеизъявления супругов на совершение органом ЗАГС такого юридического акта истец не оспаривает. Мотивы этого волеизъявления правового значения не имеют <31>.
Статья: Правовое регулирование территориального общественного самоуправления на региональном уровне: опыт и перспективы
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)В дополнение к этому выводу в научной среде появилась точка зрения, что правовое регулирование субъектов РФ по вопросам организации территориального общественного самоуправления допустимо, однако оно носит рекомендательный характер <6>. Отчасти данная точка зрения применима относительно методической помощи, оказываемой органами государственной власти субъекта РФ муниципальным образованиям в виде подготовки типовых (модельных) проектов муниципальных правовых актов, а также разного рода программ развития территорий и гражданских инициатив. Вслед за отменой законов, регламентировавших вопросы организации территориального общественного самоуправления, в отдельных субъектах РФ были приняты законы, направленные на поддержку данной формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, в том числе в Московской, Архангельской, Ульяновской, Мурманской, Орловской, Самарской областях, Республиках Марий Эл, Бурятия, Адыгея и др. При этом наибольшая часть региональных законов была принята начиная с 2017 г. Определенный импульс к их принятию был заложен в поручении Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления, состоявшегося 5 августа 2017 г. Органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано в срок до 1 февраля 2018 г. создать условия для развития территориального общественного самоуправления <7>.
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)В дополнение к этому выводу в научной среде появилась точка зрения, что правовое регулирование субъектов РФ по вопросам организации территориального общественного самоуправления допустимо, однако оно носит рекомендательный характер <6>. Отчасти данная точка зрения применима относительно методической помощи, оказываемой органами государственной власти субъекта РФ муниципальным образованиям в виде подготовки типовых (модельных) проектов муниципальных правовых актов, а также разного рода программ развития территорий и гражданских инициатив. Вслед за отменой законов, регламентировавших вопросы организации территориального общественного самоуправления, в отдельных субъектах РФ были приняты законы, направленные на поддержку данной формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, в том числе в Московской, Архангельской, Ульяновской, Мурманской, Орловской, Самарской областях, Республиках Марий Эл, Бурятия, Адыгея и др. При этом наибольшая часть региональных законов была принята начиная с 2017 г. Определенный импульс к их принятию был заложен в поручении Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления, состоявшегося 5 августа 2017 г. Органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано в срок до 1 февраля 2018 г. создать условия для развития территориального общественного самоуправления <7>.